МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.7
docx
18.04.2023
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ  В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья. Кузнецова Н.Б..docx

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

Н.Б. Кузнецова,

заместитель директора по УВР,

МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ» (г. Куйбышев)

                                                     

В условиях новой образовательной парадигмы, решения приоритетных направлений в образовательной политике проблема выстраивания концепции внутришкольного управления с ярко выраженной человекоцентристской направленностью становится как никогда актуальной.

Управленческий и педагогический опыт, анализ литературы позволили сделать вывод о том, что руководителя должен интересовать не только и не столько сотрудник, должностное лицо, но, в первую очередь, человек как личность. Игнорирование в управлении человеческой индивидуальности не может привести коллектив к успеху.

Обозначим основные принципы, исходные положения, которые ставят педагога в центр управленческой деятельности и создают психологически комфортную среду для всех участников образовательных отношений: всемерное раскрытие личности и потенциальных возможностей каждого педагога, обеспечение ситуации успеха и развитие позитивной Я-концепции педагога, организация эффективной системы контроля, включение педагога непосредственно или опосредованно в процесс управления.

Управление в учреждении дополнительного образования детей – это не столько процесс, идущий сверху вниз, сколько целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления.

Безусловно, контроль является одной из важнейших функций процесса управления. Следует отметить, что на смену нормативно-оценочному, назидательному контролю пришла педагогически-созидательная система организации контроля образовательно-воспитательного процесса, которая построена на самоконтроле педагогов и контроле администрации.

Самоконтроль педагогов основан на субъектно-субъектной форме отношений и заключается в освоении системной методики самоанализа педагогической деятельности.

Совершенно очевидно, что переход к самоанализу педагогической деятельности, выработке рефлексивного мышления – это ступень к коренному преобразованию аналитической функции управления, своеобразное подключение педагога к управлению процессом повышения качества образования, процессу управления учреждением.

Как следствие, разработаны оценочные листы посещения занятий, экспертные мониторинговые карты: «Оценка эффективности и качества учебного занятия», «Техника педагогической коммуникации», «Уровень развития профессионально-педагогической компетентности» и др. Педагоги могут ознакомиться с выводами, проанализировать их, найти аргументы для возражений или согласиться.

Таким образом, контроль побуждает педагогов к поиску и инициативе, профессиональному росту от уровня педагогической грамотности до уровня методической компетентности.

Сегодня достаточно много говорится о творческой свободе педагога, предоставлении ему права выбора методов, форм, принципов обучения и воспитания. Но как часто это лишь декларации. Поэтому важно привлечь педагогов к совместному поиску путей профессионального совершенствования, побудить их самостоятельно находить решение психолого-педагогических проблем, ненавязчиво оказывая, при этом, методическую помощь и управленческую поддержку.

Только так коллектив почувствует творческую свободу, без которой вряд ли можно трудиться вдохновенно, с «эхом» в душе. Путь к этому один – внимание к каждому педагогу, его возможностям.

Таким образом, с первых дней своей деятельности педагог становится не просто педагогом, а организатором своего рода менеджером образовательно-воспитательного процесса. В его функции входит не только качественное обучение, но и организация работы по воспитанию и развитию личности ребенка.

В контексте выше изложенного, следует подчеркнуть, что управленческая деятельность строится на обоснованной, целостной, глубоко продуманной системе принципов, которые используются как фундаментальные аксиомы: уважения и доверия к педагогу, сотрудничества, личного стимулирования, перманентного повышения квалификации членов педагогического коллектива, индивидуального подхода, коллективного принятия решений.

Данные методологические основы, «опоры» в управлении, четко выстраивают образовательно-воспитательную деятельность педагогов, основанную на индивидуальной и дифференцированной работе с учащимися, творческом сотрудничестве детей и взрослых, комплексном и системном подходе к решению задач обучения, развития и воспитания личности ребенка.

Так как предметом педагогического управления является личность педагога и его деятельность, то в контексте человекоцентристского подхода реализуются следующие требования: проявлять уважение, доверие, обеспечивать успех. Управлять – значит, вести людей к успеху!

Следует подчеркнуть, что необходимым условием ориентации педагогов на успех является хорошее знание руководителем их потенциальных возможностей. Поэтому для каждого педагога определяются его индивидуальные цели и рубежи их достижения, тем самым обеспечивается индивидуальный путь к успеху, который, в свою очередь, выливается в успех учреждения. Победы учащихся и педагогов в мероприятиях областного, регионального, всероссийского, международного уровней – яркое тому подтверждение.

Выше изложенное позволяет утверждать, что человекоцентристский подход обеспечивает интеллектуально-аналитический уровень управления, гуманизацию взаимоотношений, позволяет добиваться поставленной цели и получать устойчивый гарантированный результат творческой деятельности, решает актуальнейшую на сегодняшний день проблему – формирование той системы ценностей, отношений, реализация которой обеспечивает взаиморазвитие общества и отдельной личности.

 

Литература

Булаева С.В., Исаева О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей России в XXI веке. Прага – Ярославль, 2013.

Роджерс К. Учение, значимое для человека: в психотерапии и в образовании. М., 1993.


 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Уровень развития профессионально-педагогической компетентности» и др

Уровень развития профессионально-педагогической компетентности» и др

Победы учащихся и педагогов в мероприятиях областного, регионального, всероссийского, международного уровней – яркое тому подтверждение

Победы учащихся и педагогов в мероприятиях областного, регионального, всероссийского, международного уровней – яркое тому подтверждение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023