Департамент культуры города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж»
Методическая разработка
Методология изучения и значимость исторического источника в преподавании истории
Выполнила: Т.В. Авдеева
преподаватель истории и философии, кандидат культурологии
Москва
2021
Содержание
I. Пояснительная записка______________________________________3
1. Сущность, формы и функции исторического знания___________3
2. Методология и теория исторической науки__________________ 5
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника____________________6
II. Два уровня познания истории в работе с историческими источниками______________________________________________ 8
III. Поэтапное формирование умений для работы с историческими источниками_____________________________________________ 10
IV. Организация работы с визуальными источниками______________11
V. Этапы работы с визуальными источниками___________________ 12
VI. Памятка-схема “Анализа источника” ________________________ 14
VII. Формирование умений и навыков работы учащихся с историческими источниками в соответствии с их познавательными возможностями и формами исторического знания______________15
VIII. Список литературы________________________________________19
I. Пояснительная записка
"История учит даже тех, кто у неё не учится:
она проучивает их за невежество и пренебрежение".
В.О. Ключевский
1. Сущность, формы и функции исторического знания
Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах и пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.
Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. История России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.
В результате изучения предмета отечественной истории учащийся должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями. История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий.
Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе постепенного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности.
Высшая ступень исторического научного знания складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития.
Социально значимые функции истории:
Первая функция - познавательная и интеллектуально-развивающая исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов и выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.
Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.
Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность, проявлением которой можно считать исторические факты, обозначенные через исторические источники.
Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.
2. Методология и теория исторической науки
Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: идеалистическое и материалистическое понимание истории. Идеалисты считают, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, на основе своих способностей, данных ему Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми.
Современная историческая наука не отстранилась от диалектико-материалистического метода, рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, лидеров. Объективность научного познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.
Основные исторические принципы:
1). Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
2). Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему.
Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
3). Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
4). Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника
Поиски объективной истины в истории, историческое познание - сложный и трудоёмкий процесс. Задача научного знания - изучать прошлое, объяснять его, а не обвинять. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Каждый историк не беспристрастен, но он не имеет права на искажение и утаивание истины.
Специально-исторические методы исследования:
ü Хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
ü Синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе.
ü Дихронный - метод периодизации, предполагающий историческое моделирование. Статистический метод.
Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Историческими источниками называется весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Выделяют четыре основные группы исторических источников: вещественные, письменные, визуальные, фонические.
Исторический источник – это не учебный текст. Работа по развитию мышления будет более успешной, если формирование познавательно-исторических (предметных), общелогических и общеучебных умений не замкнётся на учебнике, а будет совершенствоваться в ходе систематической работы с историческими источниками.
II. Два уровня познания истории в работе с историческими источниками
А. Изучение источника (конкретное или частное познание) |
В. Знакомство с эпохой (общее познание) |
Памятник истории |
Эпоха в памятниках |
1. Принадлежность к определённому времени (эпохе), событию, лицу и пр. |
1. Основные виды исторических памятников, оставленных эпохой |
2. Сфера общественной жизни, в которой возник и использовался памятник. |
2. Своеобразие памятников. |
3. Материал, форма, стиль и язык памятника. |
3. Особенности исторических памятников по сравнению с предшествовавшим и последующим временем. |
4. Язык памятника |
4. Отражение в исторических памятниках разных сторон жизни людей в историческую эпоху. |
5. История памятника (создатели, владельцы, проблемы сохранности и пр.) |
|
6. Памятник как свидетельство материальной и духовной культуры своего времени, культурное достояние. |
|
При организации работы учащихся, преподавателю необходимо учитывать, что исторический источник должен быть доступным по содержанию и объёму, поэтому целесообразно адаптировать его с учетом познавательных возможностей учащихся, предусмотреть объяснение незнакомых терминов, сложных мест. При выборе текстов следует учитывать, насколько отобранные фрагменты источника отражают образовательные, воспитательные и развивающие задачи курса, раздела, темы.
III. Поэтапное формирование умений для работы с историческими источниками
№ |
Описание действия |
Содержание действия |
1. |
Создание мотивационной основы. |
Обдумывание предполагаемой работы. |
2. |
Создание ориентационной основы. |
Описание способов и последовательности их выполнения. |
3. |
Выполнение операций по памятке или алгоритму, под контролем преподавателя. |
Первичное закрепление умения, рефлексия. |
4. |
Выполнение действий без опоры на памятку при самоконтроле. |
Последующее закрепление сделанной работы. |
5. |
Самостоятельный выбор источников и их анализ. |
Рефлексия, позволяющая оценить эффективность выполнения работы. |
IV. Организация работы с визуальными источниками
Использование при обучении истории визуальных источников (картины, рисунка, карикатуры, плаката, фотографии) направлено на создание зрительного образа – основы изучения материала. Привлекая учащихся к созданию презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий, к подбору графических изображений при изучении определённой исторической темы, преподаватель ставит перед собой следующие цели и задачи:
ü развитие предметной компетентности;
ü формирование значимых умений и навыков;
ü развитие способностей учащихся;
ü создание для учащихся “ситуации успеха”.
Требования к работе с визуальными источниками:
ü Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию.
ü Источник должен максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.
Очень важно иметь ввиду, что функционально пригодное изображение – это то, которое предоставляет возможность не только поставить вопросы, но и дать на них ответы.
V. Этапы работы с визуальными источниками
№ |
Название этапа работы. |
Определение этапа работы. |
Вопросы по содержанию деятельности. |
1. |
Идентификация |
Первичное помещение источника в исторический контекст. |
Определяется: - каким является источник (первичным или вторичным); - к какой аудитории обращён источник (массовой, отдельным группам, отдельным лицам); - какую цель ставил перед собой автор источника при его создании. |
2. |
Понимание источника |
Установление взаимосвязи между происходившими историческими событиями и степенью отражения их источником. |
Устанавливается: - какие важные исторические факты получили отражение в источнике; - какие детали изображения помогли вам ответить на этот вопрос; - был ли автор свидетелем происходивших событий; - как источник помогает ответить на этот вопрос; - каково отношение автора к изображённым событиям; - какие детали помогли вам это понять. |
3. |
Интерпретация |
Осознание целевых установок автора |
Осознаётся: - какую цель ставит автор, создавая изображение; - какие приёмы использовал автор, чтобы достичь своей цели, насколько ему это удалось. |
4. |
Оценка |
Ряд вопросов, на которые необходимо ответить, подводя итог. |
Подводятся итоги: - на какие исторические вопросы помогает ответить источник; - на какие вопросы источник не в состоянии ответить и почему; - существуют ли другие источники, которые необходимо рассмотреть, чтобы понять историческую ситуацию и позицию автора; - какова степень достоверности источника; - насколько полезен для историка данный источник. |
VI. Памятка-схема «Анализа источника»
№ |
Вопрос |
1. |
Какие вопросы встают передо мной? |
2. |
О чём я не узнаю из источника? |
3. |
О чём я догадываюсь, изучая источник? |
4. |
Какие выводы можно сделать из источника? |
5. |
Что я смог узнать из источника? |
VII. Формирование умений и навыков работы учащихся с историческими источниками в соответствии с их познавательными возможностями и формами исторического знания
Работу учащихся и историческими источниками необходимо начинать как можно раньше. Преподаватель должен чётко представлять какими умениями, в соответствии с познавательными возможностями нужно обучать ребят, при изучении каких тем и с помощью каких исторических источников можно проводить это обучение.
Познавательно-исторические умения |
Общелогические умения |
Общеучебные умения |
I этап
1. Первичное изучение исторического источника: - описание его внешнего вида; - соотнесение его с определённым типом источников. 2. Объяснение исторических терминов, понятий, крылатых выражений, оперирование ими. 3. Сравнение исторических событий, личностей, представленных в учебнике и в тексте исторического источника. 4. Составление характеристики исторического лица с высказыванием своего отношения к его деятельности на основе текста учебника и фрагментов исторических источников. |
1. Разделение содержания текста на законченные смысловые части, выделение существенных признаков факта, события. 2. Обобщение извлечённого из исторического источника материала. 3. Формулирование несложных выводов. |
1. Составление рассказа об историческом событии или деятеле, на основе текста учебника, иллюстрации, фрагмента исторического источника. 2. Выполнение творческих работ: - написание сочинений; - подготовка небольших сообщений на основе текста учебника, исторических источников. |
II этап
1. Сопоставление информации разных источников: выявление сходства и расхождений между их свидетельствами. 2. Определение личностного отношения к историческим источникам, их содержанию и художественному воплощению. 3. Изложение содержащихся в источниках версий, оценок (в том числе противоречивых), исторических событий, личностей. 4. Высказывание и аргументация своего мнения. |
1. Обобщение исторических документов. 2. Формулирование выводов. |
1. Составление развёрнутого плана, на основе изучения текста учебника, фрагментов исторических документов. |
III этап
1. Поиск исторической информации в источниках разного типа. 2. Внешняя и внутренняя критика источника Характеристика авторства, времени, обстоятельств и цели создания, степени достоверности. 3. Выявление (различие) в исторической информации фактов и мнений, исторических описаний и объяснений, выводов и аргументов. 4. Составление развернутой характеристики исторического деятеля на основе комплекса источников. |
1. Анализ исторической информации. 2. Разделение основной информации и второстепенной. 3. Систематизация информации, представленной в различных источниках. 4. Поиск фактического материала, в целях конкретизации изучаемого события, явления, личности. |
1. Составление развёрнутого плана, схемы, конспекта. 2. Написание реферата, эссе, рецензии, аннотации, стилизации и пр. |
VIII. Список литературы
1. Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этане // Отечественные архивы. 1995. № 2.
2. Илизаров Б.С. Роль документальных памятников в общественном развитии. Теоретические вопросы использования архивных документов. М., 1987.
3. Козлов В.Л. О некоторых современных теоретико-методологических проблемах архивоведения и источниковедения // Отечественные архивы. 1995. № 2.
4. Кулешов С.Г. Документ как исторический источник: свойство, состояние, статус. // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. Доклады и тезисы выступлений на третьей Всероссийской конференции. 25-26 февраля 1998 г. М., 1999.
5. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // Отечественные архивы - 1995, № 2.
6. Медушевская О.М. История источниковедения в XIX-XX вв. М., 1988.
7. Медушевская О.М. Источниковедение и гуманитарная культура // Отечественные архивы. - 1992. № 4.
8. Пчелов Е.В. К вопросу о принципах классификации исторических источников. // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. Доклады и тезисы выступлений на второй Всерос. конф., 12-13 марта 1996 г. М., 1997. - Вып. 1.
9. Рудельсон К.И. Документальные памятники: понятие, предмет и перспективы развития // Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы совершенствования архивного дела в условиях развития социального общества». М., 1985. Ч. 3.
10. Савин В.А. Документ — архивный документ - исторический источник – памятник истории и культуры: проблемы проявления сущностных характеристик. // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. Доклады и тезисы выступлений 12-13 мая 1996 г. М., 1997. Вып. I.
11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М: Республика, 1994.
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.