Методы активизации внимания обучающихся на уроках математики
Оценка 4.6

Методы активизации внимания обучающихся на уроках математики

Оценка 4.6
docx
24.01.2022
Методы активизации внимания обучающихся на уроках математики
статья Методы активизации внимания обучающихся на уроках математики.docx

Методы активизации внимания обучающихся на уроках математики

Коноводова Н.А., учитель математики ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»

Чтобы обучающиеся хорошо воспринимали учебный материал, у них должно быть желание воспринять его. Само собой это желание не возникнет. Нередко учащийся даже будто слушает учителя, но слушает невнимательно, незаинтересованно. Поэтому и результаты такого обучения обычно бывают невысокими.

В дореволюционные времена учитель не очень заботился о том, желают ли школьники  понять материал, который он преподает. Не желает - пусть бросает школу. Не послушает - не избежать наказания. Даже много лет назад большинство школьников  «грызли гранит науки», чтобы «выйти в люди». Сейчас много чего изменилось. «Присмотримся к тем изменениям, которые произошли в школе. На первый взгляд, вроде все то же самое: учитель входит в класс, опрашивает учащихся и объясняет им новый материал - пусть даже другой материал, более сложный или более простой, пусть с применением технических средств обучения, в хорошо оборудованных кабинетах - суть остается прежней. Глубокие перемены произошли не столько в учителе, сколько в детях. Именно отношения с учащимися выходят сегодня на одно из первых мест».

Ни глубокое знание математики, ни умение пользоваться новейшими средствами  и» активными  методами обучения не помогут учителю достичь хороших результатов, если взаимоотношения учащихся и учителя не установлены.

Говоря об отношениях учителя с учащимися, имеется в виду и отношения между ними вообще и на конкретном уроке в частности. Первые формируются месяцами, даже годами, их связь с методами обучения хотя и не находится на поверхности, но все же существует. Если учитель хорошо учит и воспитывает, то есть хорошо выполняет свою работу, то и отношение к нему обычно бывает хорошим. А если учащиеся уважают учителя, верят ему, тогда он и на уроке может меньше беспокоиться относительно привлечения внимания учащихся. Но такое отношение к себе нужно заслужить. Не столько словами, сколько делом - и на уроках, и вне уроков, даже вне школы.

Ориентироваться на то, что все учащиеся  всегда будут идеально послушными и прилежными, - значит выдавать желаемое за действительное. Понятно, что каждому учителю нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся слушали его и выполняли все его требования и поручения, особенно на уроках.

Хорошие взаимоотношения между учителем и учениками устанавливаются не сами по себе и не только на уроках. Например, В. Ф. Шаталов сначала приближал к себе своих учащихся  в часы утренней зарядки. Ежедневно перед уроками он вместе с большинством своих воспитанников около часа занимался бегом и другими спортивными упражнениями. Делалось это непринужденно, в дружеской атмосфере. В результате дети настолько приблизились и привязались к учителю, что ни у кого и мысли не возникало ослушаться его на уроке. Да, не каждый учитель может таким образом расположить к себе школьников. Но сформировать отношения с ними если не отличными, то хотя бы добрыми, необходимо каждому. Это - стратегия.

Но и о тактике не следует забывать.

Требовать, чтобы все учащиеся на каждом уроке все 45 минут были абсолютно внимательными, нереально. Даже очень строгие опытные учителя на отдельных уроках позволяют ученикам расслабиться. Но на других этапах, особенно во время объяснения нового материала, они требуют от школьников максималь-ой концентрации внимания.

Внимание бывает непроизвольным, произвольным и послепроизводным. На уроках математики в основной и средней школе  главная задача учителя - возбуждать невольное внимание школьников. В этом не было бы большой нужды, если бы все учились математике с наслаждением. Но это не так. Обучаясь математике, учащиеся вынуждены выполнять и неприятную, тяжелую работу, напрягать волю.

Привлекать внимание школьников можно разными способами. Важнейшие из них мы и называем методами активизации внимания. Процесс обучения математике схематически можно изобразить следующим образом:

                                                                

 

У - учитель; Ш - школьники; М - программный изучаемый материал; F - усилия, которые прилагает учитель непосредственно во время объяснения изучаемого материала.

Если учащиеся нейтральны, не заинтересованы в овладении новыми знаниями и умениями, как бы ни старался  учитель, он достигнет не много.

Если же учитель предварительно каким-то образом повлияет на учеников (усилия F), в результате чего и они со своей стороны и приложат  усилия, чтобы лучше понять и запомнить материал, результат окажется лучше.

Влияние F, которое вызывает усилия Ф, - это прежде всего мотивация, возбуждение интереса, создание проблемных ситуаций и стимулирования обучения, то есть все то, что помогает привлечь внимание учащихся к изучению предлагаемого материала.

Конечно, привлечение внимания учащихся к изучаемой теме - еще не обучение. Поэтому названную группу методов можно было бы и не включать в систему методов обучения. Однако теперь они настолько важны для развития образовательного процесса, что нередко являются определяющими. Если учитель, который доступно излагает новый материал, не может управлять вниманием учащихся и привлекать их к работе, хороших результатов не достигнет. Вот почему в перечне всех методов обучения математике методы активизации внимания учащихся стоит на первом месте.

МЕТОД МОТИВАЦИИ

Человек - существо сознательное. Большинство его интеллектуальных действий побуждаются теми или иными мотивами.

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего эта деятельность осуществляется. Это как бы внутренний фактор деятельности, осознанная желаемая цель.

Понятно, что, если учащийся имеет важные, действенные мотивы деятельности, он сравнительно быстро и хорошо справляется с этой деятельностью, даже если ему приходится преодолевать значительные трудности. И обучаются математике успешно в основном те, у кого мощные и хорошо осознанные мотивы.

К сожалению, учащиеся современных общеобразовательных учреждений далеко не всегда заинтересованы в получении математических знаний и выработке соответствующих умений. Особенно это касается обучающихся старших классов, которые в основном уже определились относительно своей будущей профессии. Они нередко говорят: «А зачем мне знать всяческие там логарифмы, интегралы, производные, векторы и прочие математические мудрости, если я буду юристом?». Учителя, конечно, знают, что математические знания нужны людям всех специальностей прежде всего для того, чтобы привлечь их к общечеловеческой культуре. Понимают это и учащиеся. В принципе, они были бы не против приобщения к культуре, если бы для этого не нужно было преодолевать большие трудности, выполнять много неинтересных упражнений. А математика большинству учащихся дается нелегко. Для таких учащихся приобщение к общечеловеческой культуре - очень слабый, малодейственный мотив обучения. А если у ребенка нет мотивов изучать математику или эти мотивы слабы, его учение превращается в бесцельную муку. В этом заключается одна из важнейших причин отставания многих школьников по математике. Устранить эту причину можно лишь одним способом - своевременно сформировать действенные мотивы обучения. Учащиеся должны осознавать, что материал, который изучается на уроках математики, пригодится им не только для развития их общей культуры, но и непосредственно в практической деятельности. Даже тот, кто не связывает свое будущее с математикой, должен понять, что без знания данного материала он не сможет продолжать обучение, сдавать экзамены. Все это - также мотивы учения. Они должны быть известны учащемуся, должны действовать.

Метод мотивации — это такой способ обучения, с помощью которого учитель формирует или активизирует у учащихся действенные мотивы обучения, убеждает их в том, что все, что описано, является полезным и даже необходимым для учащихся.

Во время изложения той или иной темы метод мотивации предполагает объяснение, для чего она нужна. «Мы учимся выполнять тождественные преобразования целых выражений. Для чего?»; «Мы учимся решать уравнения. Для чего?»; «Мы доказываем теорему о сумме углов треугольника. Для чего?»; «Мы решаем треугольники. Для чего?»

При изучении большинства тем желательно отвечать на такие вопросы, приводя конкретные примеры. Конечно, можно говорить о важности того, что изучается, для общего развития учащихся и об экзаменационных требованиях. Но главное - показать учащимся, что рассматриваемая тема нужна многим специалистам в их практической деятельности. Чем вызвана потребность осуществлять в школе прикладную направленность преподавания математики, межпредметные связи? Прежде всего — мотивацией обучения.

Метод мотивации заключается в раскрытии перед учащимися глубинных реальных причин изучения темы. Зачем она нужна современному школьнику, студенту или специалисту?

Допустим, учащиеся изучают тему измерения углов: "углы измеряются в градусах С помощью транспортира...». Конечно же, у детей при этом возникают вопросы: «А зачем их измерять? Кто измеряет? А возникнет ли у меня необходимость в будущем измерять углы?». Вот здесь здесь учителю и желательно ответить на такие вопросы, даже если учащиеся и не формулируют их открыто.

- Измерять углы приходится многим специалистам: слесарю - когда он затачивает зубило, токарю - когда он подбирает резец, плотнику - когда он устанавливает стропила, дорожному рабочему -  во время прокладки дороги, бульдозеристу - если он работает на склонах. Артиллеристы, ракетчики измеряют углы выстрела, угол цели, штурманы, прокладывая путь, также измерят углы. Геодезисты, маркшейдеры измерят углы теодолитами, эклиметрами, моряки — секстантами, слесари, токари, фрезеровщики — угломерами. Более подробно, если вам интересно, рассмотрим это на математическом кружке. А сейчас скажу лишь, что почти каждому из вас, когда вы станете инженерами, военными, моряками, летчиками и прочими специалистами, наверняка придется измерять углы.

Не каждое из таких сообщений привлекает внимание всех школьников. Но капля по капле - и в итоге они поймут, что многое из материала, который изучается на уроках математики, действительно понадобится им в будущем.

Еще пример. Перед введением понятия «тела вращения» учитель может сделать учащимся такое сообщение.

- Прослушайте задачу, предлагавшуюся на выпускном экзамене прошлого года: «Найдите объем тела, полученного вращением прямоугольного треугольника с гипотенузой С и острым углом α вокруг гипотенузы». Смогли бы вы сейчас решить ее? Нет. Потому что не имеете представления о тела вращения. А возможно, и вам на экзамене предложат аналогичную задачу. Сегодня мы приступаем к изучению тел вращения...

Конечно, для учащихся  выпускного класса, которые через несколько месяцев должны сдавать выпускные экзамены, любое сообщение об экзаменах интересно. Это - тоже мотив. Встречаются и неудачные мотивации. Вот как иногда предлагают мотивировать в школе изучение одночленов и многочленов. «Учитель в процессе беседы с учениками выясняет, что они изучили алгебраические выражения и что различных выражений существует бесконечно много. Конечно, возникает вопрос: как разобраться в этом множестве? Для этого в науке и жизни используют способ упорядочения элементов множества, их классификацию, деление на виды... Классификация элементов множества осуществляется по какому-то определенному признаку, свойству. Начинается обсуждение с учащимися, по какому свойству удобнее разделить алгебраические выражения на виды. Для этого рассматривается, по каким признакам они различаются между собой и какие из этих признаков являются самыми существенными. Коллективное обсуждение приводит учащихся к нужному выделению из алгебраических выражений классов одночленов и многочленов. Однако это выделение и их дальнейшее изучение уже мотивировано научно-познавательной задачей». Такая мотивация кажется неудачной. Она требует много времени и неубедительна. Неужели одночлены и многочлены изучают лишь для того, чтобы можно было классифицировать выражения?

Не следует стремиться к мотивировке введения каждого нового понятия. Но если учитель решил убедить в полезности рассматривания одночлена и произведения, сделать это можно, например, так.

- Математика нужна людям прежде всего для решения жизненно важных задач. При решении большинства таких задач приходится преобразовывать выражения, например, вместо 2а + 3а писать 5а, вместо По писать 6а2 и наоборот. Наша ближайшая цель — научиться преобразовывать простейшие выражения. Простейшими среди алгебраических выражений являются одночлены...

Мотивации обучения должны быть понятными, убедительными и сравнительно сжатыми. Если разговор о полезности изучаемого материала требует много времени и отвлекает от цели обучения, она неуместна.

Мотивация обучения тесно связана с определением его цели. Без мотива отсутствует цель. Но цель учащегося, которая стоит перед ним, далеко не всегда совпадает с целью урока, которую определяет учитель. Поэтому, если учитель даже четко представил себе цель урока, учащимся может быть не совсем понятным мотив изучения предложенной темы. Показать учащимся цель урока (в традиционном понимании) уже недостаточно, желательно сформировать мотив изучения данной темы. Поэтому, продумывая цель урока, учитель не должен ограничиваться конкретизацией его содержания, он должен представлять, зачем изучаемый материал нужен большинству обучающихся. А на уроке следует об этом сообщить кратко и убедительно. Чтобы переубедить учащихся в пользе изучения той или иной темы, учитель должен сам быть уверенным в этом. Если он считает, что многое из того, чему он учит своих учащихся, большинству из них ни к чему, значит, нужно менять содержание обучения.

Способы повышения мотивации на уроках математики

1. Обращайте внимание на пробелы в знаниях ваших учащихся: когда мы выявляем отсутствие знаний по теме у учащегося мы рождаем в нем желании познавать новое. Например, вы можете дать несколько простых примеров по теме, а затем нетипичные примеры по той же теме. Чем ярче вы укажете на пробелы в знаниях ученика, тем эффективнее будет его мотивация.

2. Покажите последовательность достижений: эта техника тесно связана с прошлой. Покажите учащимся логическое следствие понятий друг из друга. Эта техника, в отличие от предыдущей, мотивирует учащегося познавать смежные темы, а не сосредотачиваться на полном понимании только одной.

3. Обнаружение образца: задайте сложную ситуацию, для выхода из которой учащимся необходимо будет найти правильный образец решения. Поиски образца сильно мотивируют учащихся, так как каждый из них стремится найти его первым и объявить себя автором идеи. Пример: сложите между собой числа от 1 до 100. Можно складывать их по очереди, но на это уйдет много времени. Проще здесь найти определенный образец действий: сложить первое и последнее (1+100=101) и так далее. Затем учащимся надо умножить 101 на 50 – столько раз повторится это число. Ответом будет 5,050.

4. Бросьте ученикам интеллектуальный вызов: такие вызовы дети встречают с энтузиазмом. Очень важно верно подобрать вызов. Пример (если для вызова выбран именно он) должен быть связан с темой урока и быть по силам учащимся. Вызов не должен отвлекать от занятия, а плавно приводить к нему.

5. Показывайте математические фокусы: в математике много примеров, которые на первый взгляд противоречат здравому смыслу. Такие примеры по своей природе привлекают большое внимание к математическим упражнениям. Например, чтобы увлечь детей теорией вероятностей, обсудите с ними Парадокс дней рождения (В группе, состоящей из 23 или более человек, вероятность совпадения дней рождения (число и месяц) хотя бы у двух людей превышает 50%). Невероятный результат парадокса приведет учащихся в восторг.

6. Покажите пользу от знания темы: покажите в начале урока, как можно будет применить на практике новые знания. Например, на уроке геометрии можно попросить ученика измерить диаметр тарелки, при этом известна лишь площадь части тарелки меньше полукруга. Такие примеры должны быть краткими и простыми, чтобы не вовлечь детей в занятие, а не отвлекать от него.

7. Используйте на уроках развлекательные задания по математике: развлечения включают в себя паззлы, игры, парадоксы либо математические походы в помещениях школы и ближайших зданиях. Эти развлечения должны быть простыми и не занимать много времени. Успешное применение этой техники – быстрое вовлечение учащихся в занятия по математике. Стоит внимательно относиться к эффекту от этих игр – веселье не должно отвлекать от самого урока.

8. Расскажите интересную историю о математике: об историческом событии (например, как Карл Фридрих Гаусс сложил числа от 1 о 100 за минуту, когда ему было 10 лет в 1787 году). Такие истории успеха хорошо мотивируют учеников. Главное, уделить истории достаточно времени. В противном случае она не произведет должного эффекта.


 

Методы активизации внимания обучающихся на уроках математики

Методы активизации внимания обучающихся на уроках математики

Ориентироваться на то, что все учащиеся всегда будут идеально послушными и прилежными, - значит выдавать желаемое за действительное

Ориентироваться на то, что все учащиеся всегда будут идеально послушными и прилежными, - значит выдавать желаемое за действительное

Если учащиеся нейтральны, не заинтересованы в овладении новыми знаниями и умениями, как бы ни старался учитель, он достигнет не много

Если учащиеся нейтральны, не заинтересованы в овладении новыми знаниями и умениями, как бы ни старался учитель, он достигнет не много

Учителя, конечно, знают, что математические знания нужны людям всех специальностей прежде всего для того, чтобы привлечь их к общечеловеческой культуре

Учителя, конечно, знают, что математические знания нужны людям всех специальностей прежде всего для того, чтобы привлечь их к общечеловеческой культуре

Допустим, учащиеся изучают тему измерения углов: "углы измеряются в градусах

Допустим, учащиеся изучают тему измерения углов: "углы измеряются в градусах

Классификация элементов множества осуществляется по какому-то определенному признаку, свойству

Классификация элементов множества осуществляется по какому-то определенному признаку, свойству

Способы повышения мотивации на уроках математики 1

Способы повышения мотивации на уроках математики 1

Стоит внимательно относиться к эффекту от этих игр – веселье не должно отвлекать от самого урока

Стоит внимательно относиться к эффекту от этих игр – веселье не должно отвлекать от самого урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022