Методы бухгалтерского учёта
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.
Метод бухгалтерского учёта – это способы и приёмы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учёта.
Основными элементами метода бухгалтерского учёта являются:
Þ Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учёта;
Þ Инвентаризация – уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путём сопоставления их с данными бухгалтерского учёта на определённую дату;
Þ Счета – счета бухгалтерского учёта, показатели которых находят отражение в бухгалтерском балансе (это не означает, что названия статей баланса должны соответствовать названиям балансовых счетов);
Þ Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счёта и по кредиту другого счёта на одинаковую сумму;
Þ Оценка – оценка статей бухгалтерского баланса, которая выражается в денежном измерении отражаемых в балансе отдельных видов хозяйственных средств и источников их образования;
Þ Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей;
Þ Баланс – способ обобщения отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и их источников на определённую дату (бухгалтерский баланс состоит из двух частей – актива и пассива);
Þ Отчётность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определённую дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период.
Рассмотрим вышеуказанные элементы более подробно:
Бухгалтерский учёт отражает все средства предприятия и происходящие в нём хозяйственные процессы. Количество видов и источников средств, а также число хозяйственных операций, совершающихся в различных процессах, велико. Для отражения их необходимо установить тщательное наблюдение за каждым отдельным видом средств и каждой хозяйственной операцией. В бухгалтерском учёте такое наблюдение осуществляется при помощи документации.
При помощи документации охватывается каждая хозяйственная операция. Для этого на каждую отдельную операцию или однородную группу составляют определённый документ – носитель исходной информации. Таким образом получают исчерпывающие сведения (информацию), являющиеся базой для последующей экономической группировки и обобщения. Применение документации, составляемой с соблюдением юридических требований, придаёт бухгалтерским данным доказательную силу. Документация позволяет осуществлять текущий контроль за хозяйственными операциями, совершающимися на предприятии.
Однако, не все явления хозяйственной деятельности могут быть зафиксированы в документах. Недостачи, хищения, неучтенные ценности и ошибки, допущенные в бухгалтерском учете – явления, которые подлежат оформлению не в момент их возникновения, а при их обнаружении.
Выявить незафиксированные в документах явления помогает инвентаризация. Её данные служат для приведения показателей учёта в соответствие с действительностью, отражая те объекты и явления, которые по каким-либо причинам своевременно не были охвачены учётом.
Документация и инвентаризация применяются для получения первичных данных об объектах бухгалтерского учёта. Материалы документации и инвентаризации дают возможность наблюдать за действиями материально ответственных лиц, законностью совершаемых операций, правильностью хранения средств и т.д.
Оценка и калькуляция используются для выражения объектов бухгалтерского учёта в обобщающем денежном измерителе. При помощи оценки осуществляется переход натуральных и трудовых показателей в денежные.
Калькуляция – исчисление в денежном выражении себестоимости произведённой единицы продукции или выполненных работ по установленной номенклатуре затрат.
Бухгалтерский учёт затрат производства и калькуляция себестоимости продукции неразрывно связаны между собой. Бухгалтерский учёт строится в соответствии с требованиями калькулирования себестоимости продукции. При помощи калькуляции определяется себестоимость самых разных средств: заготовленных предметов труда, готовых изделий, реализованной продукции. Для определения себестоимости всех этих ценностей надо подсчитать затраты предприятия для осуществления каждого процесса – снабжения, производства, реализации.
При помощи системы счетов осуществляется экономическая группировка объектов бухгалтерского учёта, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью.
Потребность в счетах вызывается тем, что сведения, содержащиеся в документах, дают лишь разрозненную характеристику учётных объектов. Для общего представления об объектах эти сведения необходимо сгруппировать и суммировать. Такую функцию в бухгалтерском учёте и выполняет система счетов.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учёта осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызванных хозяйственными операциями.
Регистрация по системе двойной записи заключается в том, что всякая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах в одной и той же сумме.
Составление бухгалтерского баланса и отчётности является средством получения для контроля и анализа сводных и обобщённых в денежном выражении сведений о наличии и размещении хозяйственных средств предприятия, источниках их формирования, а также об их испольховании.
В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение - равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету1 и кредиту[1] счетов, итоги записей по аналитическим счетам[2] и соответствующему синтетическому счету[3], итоги актива и пассива бухгалтерского баланса;
|
- наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
Равные итоги актива[4] и пассива[5] располагаются по большей части на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в состоянии равновесия. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств предприятия и источников их образования на определенную дату (момент).
Считается, что важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является отражение хозяйственных средств предприятия, с одной стороны, по их размещению, а с другой – по источникам их формирования. Итог бухгалтерского баланса называется – валютой1.
Отчетность - один из основных приемов методологии бухгалтерского учета. По внешнему виду отчетность представляет собой таблицы, заполняемые по данным синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия, учреждения является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность предприятия, т.е. его способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.
Скачано с www.znanio.ru
1 Дебет – левая сторона бухгалтерских счетов.
[1] Кредит – правая сторона бухгалтерских счетов.
[2] Аналитические счета – счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду имущества, обязательств организации и процессов.
[3] Синтетические счета – счета, на которых имущество организации, её обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщённом виде.
[4] Актив – левая часть таблицы бухгалтерского баланса , в которой отражаются состав и размещение хозяйственных средств предприятия.
[5] Пассив – правая часть таблицы бухгалтерского баланса, в которой отражаются источники формирования хозяйственных средств.
1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.