Методы диагностики профессионального выгорания
Автор: Бильди (Загурская) Александра Владимировна
Проблема профессионального выгорания достаточно широко исследуется в зарубежной литературе. В отечественной науке интерес к ней возник не так давно, поэтому данная проблематика пока не получила должного рассмотрения.
Синдром выгорания в зарубежной литературе обозначается термином «burnout» (с англ. «выгорание», «сгорание»), который был предложен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 г. Он используется для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном эмоциональном общении с клиентами.
Синдром профессионального выгорания – совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии) и субъектов делового общения[1].
Причиной профессионального выгорания являются затяжные рабочие стрессы.
Синдрому профессионального выгорания чаще всего подвержены следующие категории людей:
1) сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты,
преподаватели, полицейские и т. п.;
2) люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами;
3) работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. К этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу;
4) когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы;
5) синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
В настоящее время взгляд на структуру и динамику синдрома выгорания достаточно разносторонний.
Существует несколько моделей, описывающих синдром выгорания.
Согласно однофакторной модели (Pines, Aronson, 1988) выгорание – это комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения из-за длительных эмоциональных перегрузок.
Авторы одномерного подхода в качестве главного фактора выделяют эмоциональное истощение, а остальные компоненты проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием.
Согласно двухфакторной модели (Dierendonck, Schaufeli, Sixma, 1994), выгорание представляет собой двухмерную конструкцию, состоящую из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент проявляется в жалобах на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй (установочный) – в изменении отношения либо к людям, с которыми происходит взаимодействие, либо к себе.
Трехфакторная модель (Maslach, Jackson, 1981) включает эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
В четырехкомпонентной модели (Firth, Mims, 1985; Iwanicki, Schwab, 1981) – один из элементов выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора (например, деперсонализация, связанная с работой и с реципиентами соответственно).
Процессуальные модели выгорания рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, развивающийся во времени.
Так, Дж. Гринберг (Greenberger, 2002) предлагает рассматривать выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. В динамической модели Б. Перлман и Е.А. Хартман [2] (Perlman В., Hartman, 1982) описывается развитие процесса выгорания как проявление трех основных классов реакций на организационные стрессы, данная модель включает четыре стадии стресса. Согласно концепции М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома происходит по стадиям.
Таким образом, несмотря на различие в подходах к его измерению, можно заключить, что синдром выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек—человек», развивающуюся во времени.
Среди симптомов профессионального выгорания можно выделить следующие:
1) физические: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, тошнота, головокружение, дрожание (тремор), артериальная гипертония, болезни сердца, аритмии и т.д.;
2) эмоциональные: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, потеря идеалов и надежд или профессиональных перспектив, желание побыть в одиночестве после работы, любые мелочи буквально выводят из себя;
3) поведенческие: во время рабочего дня появляется желание прерваться и отдохнуть, нарастает безразличие к еде, а так же злоупотребление алкоголем, табаком, успокоительными средствами и антидепрессантами;
4) интеллектуальное состояние: уменьшение интересов к нововведениям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии, формальное выполнение работы;
5) социальные: отсутствие энергии для социальной активности, уменьшение интереса к досугу, ограничение контактов, ощущение изоляции, недостатка поддержки со стороны семьи, детей, коллег и т.д.
Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационноустановочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья человека, его работоспособности и продуктивности трудовой деятельности.
Разработка профилактических мероприятий должна учитывать особенности профессиональной деятельности и специфических для нее факторов риска, а также возраст, пол и стаж работы в данной области.
Для диагностики, профилактики и коррекции выгорания сотрудников, а также факторов, влияющих на его возникновение и развитие предлагается использовать методический комплекс, включающий следующие методы и формы психологической работы. Методы диагностики выгорания, а также влияющие на его возникновение факторы могут включать:
– метод наблюдения – для диагностики состояния психологического благополучия работников, выявления индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания, присущих профессиональной деятельности;
– метод беседы – для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к субъектам их деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения индивидуальных факторов выгорания;
– метод экспертных оценок, метод анализа документации – для изучения объективного состояния социально-психологических и организационных характеристик профессиональной деятельности;
– психодиагностические методики, направленные на выявление уровня выгорания, диагностику индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания.
На основании проведенной диагностики разрабатывается комплекс практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания сотрудников с учетом вклада тех или иных факторов. Формами проведения таких мероприятий могут быть лекции, семинары, практические занятия с элементами тренинга, направленные на ознакомление с феноменом выгорания, факторами, способствующими его возникновению и возможными способами предотвращения выгорания и снижения негативного влияния этого явления на личность и деятельность профессионала.
Основные направления практической работы могут включать работу с личностными особенностями сотрудников, снижение рабочего напряжения, обучение навыкам управления стрессом, оптимизацию организационных характеристик и взаимоотношений в коллективе.
Таким образом, профилактика и коррекция профессионального выгорания может идти на 2-х уровнях – на уроне работы с сотрудниками и на уровне структурных изменений в самой организации.
На уровне работы с сотрудниками можно выделить следующие основные направления практической психологической работы:
– диагностика уровня выгорания сотрудников, диагностика индивидуальнопсихологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания;
– просветительская работа в форме лекций и семинарско-практических занятий, направленная на ознакомление с феноменом выгорания, факторами, способствующими его возникновению и возможными способами снижения негативного влияния этого явления на личность и деятельность профессионала;
– коррекция индивидуально-личностных особенностей и мотивационной сферы выгорающего профессионала, обучение навыкам совладания со стрессом, саморегуляции и релаксации в ходе групповой и индивидуальной работы;
– обучение сотрудников навыкам эффективной коммуникации, стратегиям поведения в конфликте в ходе тренинговых занятий.
На уроне работы с организацией основными направлениями практической психологической работы являются:
– диагностика объективного состояния организационных и социальнопсихологических характеристик профессиональной деятельности;
– оптимизация организации труда – структурирование работы сотрудников, равномерное распределение рабочей нагрузки, четкая регламентация труда, улучшение материально-технической базы, справедливое стимулирование труда, предоставление сотрудникам возможности повышения квалификации и профессионального роста;
– улучшение социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе и с руководством, предоставление социальной поддержки сотрудникам;
Разработка и внедрение системы практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания с учетом специфики деятельности организации и вклада тех или иных факторов позволит снизить уровень выгорания сотрудников и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организации в целом.
Для измерения выгорания в зарубежной психологии наиболее широко используется тестовая методика «Maslach Burnout Inventory» – MBI или опросник выгорания. Опросник MBI предназначен для измерения выгорания в профессиях типа «человек-человек». В течение нескольких лет после опубликования MBI стал самым популярным инструментом измерения выгорания.
Методика создана в 1986 году американскими психологами К. Маслач и С. Джексон (Maslach, Jackson), в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.
Опросник содержит 22 утверждения (например, «После работы я чувствую себя выжатым как лимон»), по которым возможно вычисление значений 3-х шкал:
- эмоциональное истощение (проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми) – 9 утверждений;
- деперсонализация (проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков) – 5 утверждений;
- редукция персональных достижений (отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически) – 8 утверждений.
Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «каждый день» (6 баллов).
Время, затрачиваемое на проведение методики, не фиксируется.
Существуют варианты опросника для разных профессиональных групп.
Для интерпретации результата разработан ключ опросника, содержащий графу субшкалы, графу номеров вопросов и графу максимальной суммы баллов. На основе данных российской выборки предложена оценка уровней выгорания.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие – по шкале персональных достижений.
Результаты исследований показали, что опросник профессионального выгорания обладает достаточными психометрическими свойствами. Специальное проведенное исследование подтвердило надежность и валидность российской версии опросника «Профессиональное выгорание» (Старченкова, 2002)[3].
Полученные данные могут рассматриваться как устойчивые и могут служить основой для определения тестовых норм для работников социальных профессий и подтверждают возможность использования данной методики для измерения синдрома выгорания.
Методика представляет собой опросник, который предназначен для диагностики синдрома профессионального выгорания. Создана Бойко В.В. в 1996 году.
В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко от опросника К.Маслач.
Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов.
Уровень эмоционального выгорания в опроснике оценивается по 84 пунктам, сгруппированным в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в соответствии с тремя фазами, для каждой из которых характерны свои симптомы выгорания:
- фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов;
- фаза «Резистенция»: сопротивление нарастающему стрессу;
- фаза «Истощение»: характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
В ответ на суждение необходимо написать «да» или «нет».
Время, затрачиваемое на проведение методики, не фиксируется.
Опросник предназначен для профессионалов в какой-либо сфере взаимодействия с людьми.
В соответствии с ключом определяется:
- сумма баллов отдельно для каждого из симптомов выгорания (см. Таблицу 1);
- подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания;
- устанавливается итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания, т. е. сумма 12 симптомов.
Таблица 1. Фазы стресса и симптомы выгорания по В.В.Бойко[4]
Фаза |
Симптом |
Тревожное напряжение |
Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворѐнность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия |
Резистенция |
Неадекватное избирательное; эмоциональное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей |
Истощение |
Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстранѐнность; Личностная отстранѐнность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения |
Таким образом определяется, насколько у обследуемого человека сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
Данные о психометрических характеристиках теста не приводятся5.
В ходе исследования была поставлена цель – провести самодиагностику по методикам К.Маслач и В.В.Бойко и выявить симптомы профессионального выгорания, а также составить общий психологический диагноз с прогнозом. Социально-демографические характеристики обследуемого человека:
Фамилия |
Загурская |
Имя |
Александра |
Отчество |
Владимировна |
Возраст на момент обследования |
30 лет |
Пол |
Женский |
Профессия/ занимаемая должность |
ИТР/ инженер по качеству |
Стаж работы в данной должности |
4 года |
Анемнестические данные. У обследуемого за последние полгода появились следующие жалобы:
- появление чувства безразличия к выполняемым обязанностям;
- снижение мотивации вследствие неудовлетворенности результатами работы; неудовлетворенность собой.
После обработки данных, собранных при проведении самодиагностики по методике «Опросник выгорания К.Маслач», были поучены следующие результаты:
№ |
Шкала |
Сумма баллов |
Уровень выгорания |
1. |
Эмоциональное истощение |
13 |
Низкий уровень L |
2. |
Деперсонализация |
7 |
Средний уровень M |
3. |
Редукция профессионализма |
35 |
Средний уровень M |
Из этого следует вывод, что самые высокие проценты выгорания по:
- второй шкале – деперсонализация – может проявляться в эмоциональном отстранении и безразличии, использовании профессионального сленга, юмора;
- третьей шкале «выгорания» - редукция профессионализма – может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Показатель интегрального индекса выгорания ρ=0,48, что по шкале от 0 (нет выгорания) до 1 (максимально выраженное выгорание) соответствует примерно середине,
т.е. говорит о выраженности выгорания.
После обработки данных, собранных при проведении самодиагностики по методике «Диагностика уровня профессионального выгорания В.В.Бойко», были поучены следующие результаты:
№ |
Шкала |
Сумма баллов |
Выраженность симптома |
1. |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
2 |
Не сложившийся симптом |
2. |
Неудовлетворенность собой |
5 |
Не сложившийся симптом |
3. |
«Загнанность в клетку» |
1 |
Не сложившийся симптом |
4. |
Тревога и депрессия |
0 |
Не сложившийся симптом |
5. |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
12 |
Складывающийся симптом |
6. |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
10 |
Складывающийся симптом |
7. |
Расширение сферы экономии эмоций |
5 |
Не сложившийся симптом |
8. |
Редукция профессиональных обязанностей |
10 |
Складывающийся симптом |
9. |
Эмоциональный дефицит |
0 |
Не сложившийся симптом |
10. |
Эмоциональная отстраненность |
8 |
Не сложившийся симптом |
11. |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
8 |
Не сложившийся симптом |
12. |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
8 |
Не сложившийся симптом |
№ |
Фаза |
Сумма баллов (от 0 до 120) |
Сформированность фазы |
1. |
Напряжение (1-4) |
8 |
Не сформировалась |
2. |
Резистенция (5-8) |
37 |
В стадии формирования |
3. |
Истощение (9-12) |
24 |
Не сформировалась |
Общий индекс трех факторов (от 0 до 360) |
69 |
|
Анализ значений симптомов и фаз профессионального выгорания показывает, что большинство из представленных симптомов синдрома выгорания относится к разряду не сложившихся, т.к. не достигают минимального показателя в 9 баллов. В то же время фаза «резистенция» находится в стадии формирования, в ней выделяются три складывающихся симптома «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (12 баллов), «эмоционально-нравственная дезориентация» (10 баллов) и «редукция профессиональных обязанностей» (10 баллов). Это говорит о том, что, несмотря на то, что большинство симптомов и фаз относится к разряду не сложившихся, у респондента присутствуют долговременные психические перегрузки. Нахождение в стадии формирования фазы «резистенции» говорит о том, что обследуемый пытается прибегнуть к экономии эмоций и сужению круга должностных обязанностей, чтобы снизить профессиональное выгорание.
Результаты исследований дают основания для следующих выводов. Особенность проявления профессионального выгорания связана с его источником – высокой степенью коммуникации в профессиональной деятельности, многозадачностью и постоянным оцениванием эффективности работы со стороны коллег. У обследуемого прослеживается стремление избегания эмоциональных перегрузок. Это, с одной стороны, позволяет уйти от ситуации, связанной с эмоциональным напряжением, с другой стороны носит не вполне конструктивный характер.
Анализ результатов исследования выявил, что профессиональное выгорание как реакция на хронический стресс является результатом накопления психических перегрузок, о чем свидетельствует тот факт, что у обследуемого в стадии формирования находятся симптомы стадии резистенции.
У обследуемого формируется стратегия ограждения себя от чрезмерных психических перегрузок, которая проявляется, в том числе, в эмоциональном безразличии и ограничении своих возможностей с целью избегания неудач. Такая ориентация, с одной стороны, может способствовать снижению профессионального выгорания, но с другой – снижает эффективность работы. Страх неудач снижает активность человека и становится защитным механизмом, снижая общую мотивацию. Эти особенности подтверждают, что способы ограничения эмоциональных нагрузок складываются стихийно, вместе с тем существует возможность повысить устойчивость к стрессу за счет развития личностных ресурсов, в частности формирования конструктивных способов преодоления стресса.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, которые ослабят, а в дальнейшем предотвратят или исключат данный феномен.
Такие мероприятия можно разделить на четыре направления.
1) Приспособление себя к работе:
- Совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другими людьми.
- Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется в сложных профессиональных ситуациях обмениваться мнениями с коллегами и искать у них профессиональной поддержки, разумного решения возникшей проблемы.
2) Приспособление работы к себе:
- Изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе.
- Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
- Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
3) Экономичный расход «эмоционального топлива»:
- Уменьшение эмоциональных затрат, связанных с взаимодействием с другими людьми. Это можно осуществить с помощью способов «разделения ответственности», формализации и структурирования своей деятельности, использования «техник» и др.
- Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень психологической устойчивости.
- Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большие карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делают человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
4) Восстановление:
- Мероприятия, направленные на восполнение эмоциональных потерь, способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия (отслеживание результата, получение благодарности, материальное вознаграждение и др.).
- Профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией с представителями других служб, курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, совместные досуговые мероприятия, кадровые перемещения, в том числе, материальная мотивация).
Если развитие выгорания предотвратить не удается, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановление психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами.
1. Бичин А. Профессиональное выгорание или Аспирин от стресса [Электронный
ресурс] - http://dorogaserdca.com/articles/aspirin-ot-stressa.html
2. Борисова М.В., Ансимова Н.П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания [Электронный ресурс] - http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/50.pdf
3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Н. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
4. Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко
[Электронный ресурс] - http://psylab.info/Методика_диагностики_уровня_профессионального_выгорания_Бойко
5. Методика диагностики эмоционального выгорания [Электронный ресурс] – http://www.psy-files.ru/2007/07/19/metodika_diagnostiki_jemocionalnogo_vygoranija..html
6. Опросник выгорания Маслач [Электронный ресурс] -
http://psylab.info/Опросник_выгорания_Маслач
7. Пеникер О.В. Психология. Синдром профессионального выгорания и его профилактика [Электронный ресурс] - http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2008/05.pdf
8. Caмoyкинa H.В. Синдром профессионального выгорания [Электронный
ресурс] - http://www.elitarium.ru/sindrom_professionalnogo_vygoranija/
[1] Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Н. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - с. 254.
[2] Пеникер О.В. Психология. Синдром профессионального выгорания и его профилактика.
[Электронный ресурс] - http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2008/05.pdf
[3] Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Н. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - с. 159.
[4] Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко [Электронный ресурс] - http://psylab.info/Методика_диагностики_уровня_профессионального_выгорания_Бойко. 5 Методика диагностики эмоционального выгорания [Электронный ресурс] – http://www.psy-files.ru/2007/07/19/metodika_diagnostiki_jemocionalnogo_vygoranija..html.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.