Леонтьева Ирина
Методы этнокультурного образования в работе с дошкольниками и младшими школьниками
Аннотация: В статье раскрывается понятие метода в этнокультурном образовании, рассматриваются основные методы этнокультурного образования в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Ключевые слова: метод, методика, этническая культура, этнокультурное образование.
Все большее значение в жизни российского общества и всего мирового сообщества приобретают этнонациональные аспекты. И поскольку образованию принадлежит особая роль в формировании личности гражданина в условиях поликультурной, полиэтнической страны, опирающейся в своем развитии на духовные традиции предков, защищающей ценности, выработанные многовековой историей культурного творчества и взаимодействия этносов, то значимость выработки эффективной методики этнокультурного образования постоянно возрастает. Особое значение имеет то, что в рамках поликультурного образования признается ценность и уникальность культуры каждого народа, независимо от его численности.
Этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого этноса, а с другой ― передачу этого единства от поколения к поколению [3, с. 39]. Осознание и сохранение этнической культуры не только способствует этнической самоидентификации личности, но позволяет сохранять все многообразие культурных форм народов мира, обогащая мировую культуру.
Этнокультурное образование направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [3, с. 39].
В этнокультурном образовании используются педагогические методы, в частности методы этнопедагогики и народной педагогики.
Педагогические методы ― это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [4, с. 173].
Говоря о методах этнокультурного образовании, следует понимать, что этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и особенно в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса, важным элементом этнической культуры выступает самоназвание народа (этноним). Соответственно цель этнокультурного образования ― помочь детям войти в мир народной культуры, а его содержание ориентирует воспитание и развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире.
В этнической культуре выделяются две составляющие: материальная (она включает орудия труда, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище) и духовная (к ней относятся нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, знания, верования, виды народного искусства). В силу этого этнокультурное образование предполагает приобщение как к материальной, так и к духовной культуре этноса.
С учетом сказанного выбираются методы и методика этнокультурного образования.
К числу методов этнокультурного образования и этнокультурного воспитания относятся: убеждение, пример, требования, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословление, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, запрет. К средствам воспитания при этом относятся: труд, игра, общение, устное народное творчество (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т, п.) [3, с. 13].
Содержание культурного образования может быть реализовано в четырех направлениях становления и развития ребенка: физическом, познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом. Основные и дополнительные образовательные программы (особенно в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах) включают разнообразные традиции и обычаи, народные игры, приобщают дошкольников и младших школьников к различным формам народного творчества. При этом детям сообщаются культурно-исторические сведения, расширяющие их знания о своей стране, государстве, государственной символике, родном крае. Однако во всех программах должен не только реализоваться содержательно знаниевый подход, но и предусматриваться развитие базисных основ личности: формирование осознания своего национального «Я», уважение и терпимость к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности, интерес к истории страны, родного края, города, поселка.
При этом как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе в рамках дополнительного и основного образования на занятиях может уделяться внимание в общих чертах изучению основ православной, католической и мусульманской культуры, знакомство с историей, традициями и обычаями российских народов.
Проведение интегрированных и комбинированных занятий с дошкольниками позволило определить педагогам спектр методов и приемов этнокультурного образования:
а) методы,
формирующие этнокультурное сознание: беседы, рассматривание оригинальных
предметов быта (костюмов, посуды, украшений), картин и репродукций,
иллюстраций, фотографий, слайдов; просмотр и прослушивание аудио- и видеозаписей;
«Путешествие по реке времени», «Путешествия по карте» и др.); метод этнической топонимии,
т.е. знакомство с географическими названиями местности; эвристическая беседа
«Семейные традиции вчера и сегодня», в основе которой лежат сравнения
и вопросы [1; 2];
б) методы,
способствующие развитию эмоционально оценочного отношения: рефлексивный и
игровые методы (сенсорно эмоциональные игры
«Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай,
чье национальное блюдо», «Кому что нужно для работы») [1; 2];
в) методы действенного практического стимулирования: картографический метод («Путешествие по карте», «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»), моделирование («Модели народных календарей», «Труд на Южном Урале», «Жилища народов Южного Урала» и др.), макетирование («Пещеры Южного Урала», «Природные зоны Урала») [1; 2].
Большое значение необходимо отводить приемам работы, выступающим частью того или иного метода. В первой группе основными приемами являются: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадки; обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждению («если ... , то»), доказательству. Ко второй группе методов этнокультурного образования учащихся можно отнести: сюрпризы; введение народных и сказочных персонажей, наивный антропоморфизм («О чем нам расскажет курай»), выполнение игровых действий, ролей, этюдов, создание ситуаций успеха и их фиксация, «превращение» в воображаемых героев. К третьей группе нами отнесены следующие приемы: творческие задания, составление коллажа, «родового дерева», коллекционирование предметов народного быта, организация встреч гостей разной национальности (игровые тренинги) [1; 2].
Выводы
Метод ― это систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Методика ― это совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.
Этническая культура ― это совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого этноса, а с другой – передачу этого единства от поколения к поколению.
Этнокультурное образование ― это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Общая методика этнокультурного образования дошкольников и младших школьников, направлена на реализацию одного из направлений их социально-личностного и культурного развития, и обеспечивает активное освоение детьми национального и мирового культурного наследия и способствует повышению этнокультурной образованности не только учащихся, но и педагогов.
1. Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей преддошкольного возраста / Е.С. Бабунова [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/a97/a973d02b57c00b33abf1a36fa2906715.pdf (дата обращения: 20.09.2019).
2. Бабунова, Е.С. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики: научно-теоретические основы программы [Текст] / Е.С. Бабунова, Ф.В. Градусова, Л.С. Игнатская и др. ― Магнитогорск: МаГУ, 2000. ― 40 с.
3. Латышина Л.И. Этнопедагогика: учебник. ― 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Л.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. ― М.: Юрайт, 2014. ― 532 с.
4. Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие [Текст] / Г.В. Нездемковская. ― М.: Академический проект; Алма Матер, 2011. ― 225 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.