МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Оценка 4.7

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
СCУЗ, ВУЗ
10.01.2023
МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов.
крит. мышление статья.docx

 

Гачегова Елена Петровна

ГБПОУ «КПТ»

преподаватель

 

Тема публикации :

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

 

ВВЕДЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать.

Необходимо отличать  критическое мышление  от таких  мыслительных процессов, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления.

Можно выделить следующие аспекты, отличающие критическое мышление от других его типов.

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

4. Критическое мышление есть мышление социальное.

Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое мышление? На этот вопрос со всей определенностью ответил Д.Дьюи в начале прошлого столетия. По его мнению, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию.

Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».

Дайана Халпер, в своей книге «Психология критического мышления», размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:

- анализ / выводы;

- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;

- установление и создание, поиск аналогий, метафор;

- активизация ранее приобретенных знаний;

- активизация причинно-следственных отношений;

- анализ значимости;

- сравнение — сопоставление — противопоставление;

- применение в реальных условиях;

- контраргументация;

- оценка и ее достоверность / валидность;

- обобщение идей;

- изучение других точек зрения.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1. Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях".

Критически мыслящие люди:

• умеют решать задачи;

• проявляют известную настойчивость в решении проблем;

• контролируют себя, свою импульсивность;

• открыты для новых идей;

• умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;

• умеют слушать собеседника;

• они эмпатичны;

• терпимы к неопределенности;

• умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;

• умеют рассматривать множественные связи между явлениями;

• терпимо относятся к точкам зрения, отличных от их собственных взглядов;

• могут рассматривать несколько возможностей решения одной и той же проблемы;

• часто задают вопросы «что, если…?»;

• умеют строить логические выводы;

• размышляют о своих чувствах и мыслях, оценивают их;

• умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

• могут применять свои навыки и знания в различных ситуация;

• любознательны и часто задают «хорошие» вопросы;

• активно воспринимают информацию.

1.2 Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Стадия

Функция

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
  • Информационная (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
  • Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 

1.3. Использование критического мышления на уроках истории

История – это прежде всего формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, поэтому на уроках я стараюсь задавать ребятам проблемные вопросы, чтобы вызвать их на дискуссию, или составляю несколько утверждений, из которых надо выбрать верные ответы и объяснить, почему они верны. Например

Распад СССР  привел, к:

1.                 Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках .

2.                 Угрозе мировой войны

3.Дискриминации  русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза.

4.Резкой  дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентный рост потока беженцев.

5. В первые годы после распада СССР наблюдалось: увеличение  объемов производства.

6. Упадок правопорядка, исчезновение социальных институтов, старых политических образований, всей системы государственности.

7. Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов.

8. Улучшилась  ситуация с доступом к морским портам.

9. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой.

10.Повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов

         Обучающимся необходимо по каждому вопросу дать ответ: так ли это происходило на самом деле, и обосновать свой ответ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному о сущности РКМ, необходимо выделить то значимое, что дает обучающемуся данная технология, почему ее нужно включать в учебный процесс.

Во-первых, это отсутствие скованности, неуверенности при необходимости решить какую-то задачу совместно, высказать собственную точку зрения, не боясь быть принятым «в штыки», возможность постоянно включаться в образовательный процесс с установкой: «Давайте подумаем вместе!»

Во-вторых, критическое мышление формирует мотивацию на осознанное, личностно значимое обучение, а в дальнейшем – профессиональное становление. Предполагается, что результатом может быть интеллигентный человек, реализующий себя в профессии и жизни. Критическое мышление дает возможность подняться студенту на качественно новый уровень общения с преподавателем, где участники учебного процесса относятся друг к другу как коллеги. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остаются на низшей ступени образования.

В-третьих, что тоже немаловажно, технология критического мышления дает возможность студенту сформировать методологическую компетентность, то есть владение универсальными приемами и способами познания и мышления.

Среди них:

·        умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами разных наук;

·        умение сделать общий вывод, вывести общую закономерность, систематизируя и обобщая знания по разным предметам;

·        умение пользоваться графическими организаторами для классификации, систематизации, выделения общего и единичного;

·        умение самостоятельно использовать приемы (инсерт, кластер, двойной дневник, зигзаг, синквейн, эссе и др.) при выполнении познавательных заданий разного уровня сложности;

·        умение находить в самом процессе интеллектуальной деятельности личностный смысл, интерес, гармонию интеллектуальных, эстетических и нравственных эмоций.

В-четвертых, у студента развивается способность терпимо, доброжелательно относиться к чужому мнению, принимать к сведению, что другие точки зрения также имеют право на существование.

 

 

 

 

Использованная литература

§  Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 368 с.

§  Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2020.

§  Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.. 2019.

 


 

Гачегова Елена Петровна ГБПОУ «КПТ» преподаватель

Гачегова Елена Петровна ГБПОУ «КПТ» преподаватель

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках

Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках

Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остаются на низшей ступени образования

Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остаются на низшей ступени образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023