Методы и приёмы использования отношений сотрудничества учащихся на уроках изобразительного искусства при выполнении творческих проектов
Васильева Галина Николаевна - учитель изобразительного искусства МБОУ Хмелевской школы, Выгоничского района, Брянской области
Важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Актуальность метода проектов заключается в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др. Это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, воспитывает у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям.
Метод проектов (от греческого "путь исследования") - это система обучения, как гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию, развитие личности учащегося (развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя нового изделия, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость).
Целью проектной деятельности является выработка способов деятельности и получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний и навыков. Проектная деятельность непосредственно связана с умением выделять, формулировать, анализировать и находить пути решения проблем.
Значительный вклад в научное обоснование метода проектов внесли американские педагоги У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л.Э. Левин, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий и многие другие.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Изобразительное искусство как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности, которая активизирует интерес к художественной культуре среди учащихся, расширяет кругозор, прививает навык анализа и обобщения результата своей деятельности. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания и навыки.
Проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства представлена в форме выставочных и исследовательских проектов.
Исследовательская проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Методика организации исследовательского проекта.
1.На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы. Обсуждаются возникшие идеи, высказываются пожелания и возможные пути разрешения спорных вопросов. Учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, презентаций, праздников и т.д.).
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников и осмысление полученных данных и способов достижения результата). Кроме краткосрочных проектов (постановка, проведение и обсуждение проекта, решения нестандартной задачи, погружения в проблему и поиск выхода из нее), дети выбирают и долгосрочные – недельные, полугодовые проекты.
Исследовательский проектный метод, используемый при обучении в сотрудничестве на уроках изобразительного искусства, может иметь определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Этот метод целиком строится на самостоятельной работе. Учитель может использовать этот метод при изучении нового материала, часть из которого он рассказывает учащимся при помощи средств наглядности. Другую часть изучают сами учащиеся в группах по учебнику и карточкам, заполняют таблицы, отвечая на вопросы учителя. Например, при изучении темы на уроке изобразительного искусства в 5 классе «Древние образы в народном искусстве» учителем используется проблемно-поисковая форма передачи информации для учеников т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта[7].
По программе Б. М. Неменского в 5 классе предлагается проводить поисковую работу по теме четверти. В ходе проведения поисковой групповой работы ребята самостоятельно изучают новый материал, с помощью родителей или учителя готовят презентацию или собирают иллюстративный материал. На последнем уроке четверти учащиеся выступают с сообщениями, что позволяет учителю развивать познавательную активность учеников и расширять знания ребят по изучаемой теме [7].
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. На уроках создаётся атмосфера увлечённости и творческой активности. Импульс активному творчеству может дать идея по созданию лично значимого для ребёнка продукта: изделия для праздника, панно для украшения школы, кабинета, подарка и т.д. Стимулами творческой активности учащихся является любопытство в создании чего-то раннее неизвестного и желание прославиться.
Применяя метод проектов на уроках изобразительного искусства, необходимо стремиться повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Темы и задания уроков предлагают создание ролевых, игровых и сказочных ситуаций, творческих мастерских при создании коллективных композиций, выполнение упражнений на развитие критического мышления , пространственного воображения и т. д. Все занятия должны быть построены по схеме «от простого к сложному».
Для активизации художественно-творческой деятельности учащихся и обучения в сотрудничестве приоритет отдается активным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения [11].
Создаётся проблемно-мотивационная среда на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, групповой работой.
Метод выставочных проектов позволяет выйти проекту за рамки учебной деятельности и его применении в образовательной деятельности другими участниками образовательного процесса. Он формирует умения демонстрировать продукты творческой деятельности.
Метод выставочных проектов – это организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе, которой идет усвоение новых знаний и действий; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов; использование различных технологий.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Одной из ведущих педагогических идей метода выставочных проектов является овладение новым способом деятельности. Процесс этот нужно моделировать так, чтобы учащиеся научились:
- намечать ведущие и текущие цели и задачи;
- искать пути их решения;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- действовать самостоятельно;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При составлении календарно-тематического плана учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта [8].
При определении перечня таких знаний и умений педагогу нужно руководствоваться программными требованиями. На уроках изобразительного искусства в 5 классе по теме 4 четверти «Декоративное искусство в современном мире» выполняется творческий проект на тему древних образов с использованием различных техник и материалов. Рассмотрим этапы выполнения творческого проекта.
1 этап характеризуется актуализацией знаний по выбранной тематике, определением конкретной идеи, образованием групп.
Начинать работу над творческим проектом надо с выбора темы. К выбору темы проекта предъявляются определенные требования:
- объект проекта должен быть ученикам хорошо знаком, понятен, а главное интересен;
- ученики должны быть уверены, что выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве, что он им по силам, что они справятся с поставленными задачами;
- нет необходимости в оригинальности темы – пусть объектами проектирования будут простые вещи;
2 этап представляет собой самостоятельное исследование, на котором определяются задачи, источники информации, разработка творческого проекта. На этом этапе проектирования образцов будущего изделия разрабатывается банк идей. Образцы будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок [8].
Тема проекта выбрана. Затем она утверждается учителем. Распределяются обязанности между учащимися и определяется ответственность каждого за выполнением проекта в целом (дети сами выбирают руководителя проекта). Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Далее следует инструктаж о последовательности работы и информация о дидактическом материале, используемом в работе (репродукции, информационный материал по данной теме).
Групповая работа предполагает:
- знакомство с материалами, разработка вариантов технологического процесса.
- планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения);
- оценка стоимости готового изделия;
- подведение итогов группового задания.
На этом этапе учитель играет роль активного наблюдателя (при этом всё же необходимо управлять деятельностью учащихся).
На 3 этапе учащиеся самостоятельно работают над проектом, происходит выполнение творческого задания. На этом этапе учитель лишь выступает в роли координатора, «главного советчика».
На этапе презентации происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений. Творческие проекты представляются в различных формах.
Метод творческих проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (рассказ или пояснение). К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще одна важная способность ощущать себя членом команды: подчинять. свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс для решения любых дидактических задач урока.
Обучение детей сотрудничеству предполагает применение следующих видов уроков: самостоятельного (совместного) изучения, повторения, закрепления и обобщения учебного материала, уроки-дискуссии, уроки выполнения творческих заданий и проектов, уроки - имитационные игры, уроки-исследования, уроки-праздники, уроки – путешествия, уроки самоконтроля и самооценки, уроки-консультации. Как видим, эти виды уроков нацеливают учителя на максимальное развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности [1].
Рассмотрим более подробно, как в проектной деятельности используются коллективная, групповая и парная форма обучения, то есть осуществляется сотрудничество учащихся.
Как правило, результатом коллективной работы в ходе выполнения выставочного проекта учеников является выполненная совместными усилиями композиция (панно, макет и т.д.), на выполнение которых отводится 2 -3 урока.
Роль организатора коллективной деятельности выполняет учитель. Во фронтальной работе с классом он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные или групповые задания. Это осуществляется в ходе проведения дискуссии (спора, или «мозгового штурма»), направленной на решение задач обучения в ходе выполнения коллективной работы, проектной или исследовательской деятельности. Учебная дискуссия готовит школьников к самостоятельной работе в группах.
Существует специальный инструмент – активные методы и приёмы обучения для каждого этапа урока, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Это и постановка проблемных вопросов и задач, предполагающие не менее двух гипотез или вариантов решения. Например, на видение новых функций уже знакомых объектов или на умение комбинирования раннее известных способов решения проблемы и нахождения нового способа. К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение [10].
Совместно-индивидуальная деятельность – одна из самых простых форм организации работы над коллективной композицией, она позволяет вовлечь в коллективную работу весь класс и характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла, и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Во время работы учеников учитель корректирует работу учащихся. Конечно же, уровень творческой активности детей на уроке во многом зависит от методики организации и проведения коллективной деятельности. Исходя из практики, можно с уверенностью сказать, что дети с большим удовольствием вступают в игру и принимают активное участие в создании общей работы. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.
В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:
- продумать композицию, цвет, размер;
- выбрать единый материал и технику выполнения;
- определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
- определить технику сборки;
- назначить помощников для ведения работы по монтажу.
Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне [4].
Два последующих принципа организации - принцип фриза и мозаики - предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности.
Одно из наиболее важных условий развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы на уроке создавалась проблемная ситуация, чтобы дети, с одной стороны, могли применять ранее усвоенные знания, умения и навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Следующий метод организации совместного труда над коллективной композицией также предполагает осведомленность детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция. Она задается каким-либо предметом или изображением окружающей среды, и школьникам предлагается закончить начатую учителем композицию, что способствует подъему активности детей. По этому методу выполнена композиция «Букет цветов», где размещение индивидуальных рисунков цветов обусловлено и организовано изображением вазы. Также можно организовать работу детей над коллективными панно: «Уроки мастера Филимона» (мастер), «Чаепитие» (стол с самоваром) и др.
Индивидуально выполненные иллюстрации к книге можно собрать в единую композицию и оформить макет книги. Но для успешной работы над макетом необходимо с самого начала направить изобразительную деятельность детей на коллективный результат, требуя соблюдения следующих условий: единство изобразительного материала, техники, стиля и композиционной структуры «страницы». Объединяет иллюстрации детей обложка книги, которая может быть выполнена группой учащихся на уроке или учителем до урока.
Больше разнообразия вносятся и в организацию урока: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать сидя за отдельными столами, сдвинутыми вместе по два и более стола, сидеть или работать стоя у столов и т. д. Таким образом, регулярно используя на уроках коллективную форму работы, учитель получает: красочный результат, то есть саму художественную работу; положительный эмоциональный настрой учащихся и желание работать в коллективе; полноценное взаимодействие, что, пожалуй, является самым главным [5].
Совместно - последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:
- индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
- последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.
Если рассматривать деятельность каждого ученика, работающего на конвейере, то можно отметить, что на некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например, при выполнении узоров на крыльях и хвостах птиц или декора сарафанов и платков кукол для композиции «Веселый хоровод». Для того чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок основы изделия, учащиеся, работающие на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции.
Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, декоративное убранство зала, сцены, елочные украшения и т.п.
При совместно – взаимодействующей форме организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства при выполнении проекта класс разбивается на группы или работа осуществляется в парах. Группы в процессе сотрудничества ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих её частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования.
Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением. При совместно-взаимодействующей форме работы соблюдаются разные принципы взаимозависимости: например позитивный, такой, как ролевая игра, где в группе получают определённые роли (главный правитель, архитектор, мастера дизайнеры, ремесленники и т. д.). В группах могут быть хранители порядка («Мудрецы» или «Эксперты»), которые контролируют активность и действия учащихся, заполняют оценочные листы.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Область применения парной работы на уроке изобразительного искусства в пятом классе – это работа с учебником, по вопросам, с таблицами, составление и проверка кроссвордов, конструирование совместного объекта, создание декоративной работы, создание информационных объектов, отработка навыков декоративного письма [9].
Один из часто применяемых видов работы в статичных парах на уроках изобразительного искусства – это создание художественных объектов, требующих длительного времени, но ограничен рамками одного урока. Например, конструирование крестьянской избы с элементами декора из бумаги. Один ученик скручивает трубочки, имитируя брёвна, из бумаги, а другой – собирает конструкцию. Учащиеся обсуждают в ходе работы размер, цвет трубочек, а также приёмы склеивания. Работая в паре, они выполняют свою работу и одновременно помогают друг другу. При выполнении работы детьми осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль.
По теме «Народный праздничный костюм» учащиеся, работая в паре, выполняют эскиз народного праздничного костюма: сарафанного или поневного комплекса с использованием различных материалов и техник. Руководствуясь инструкцией учителя, ребята выбирают вид народной праздничной одежды, обсуждают размеры, цвет, конструкцию отдельных фрагментов, технику, материалы, устно составляют план работы и последовательность выполнения. Ученики активно обсуждают между собой проблемные вопросы, иногда по возникшим вопросам обращаются к учителю. Затем распределяют между собой работу, индивидуально выполняют, но при этом постоянно согласовывают свои действия.
Работая в парах, ученики проверяют задания друг друга и ставят свою оценку. Как правило, проверяющие (эксперты) предъявляют очень жесткие требования и оценивают довольно часто строже педагога.
При методике взаимообмена заданиями в парах сменного состава каждый ученик в классе получает своё задание (например, изучить определённый элемент росписи), прорабатывает его в паре, контролирует работу напарника, затем дети меняются заданиями, и образуют новые пары для проработки этих заданий.
Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся контролю, оценке учебных действий. Но эта работа требует предварительной подготовки хотя бы половины учеников определённым навыкам и знаниям. Во внеурочное время учитель разучивает с группой учащихся, к примеру, приёмы гжельского письма: точки, прямые, бордюры, «капелька» и т.д.
При выполнении творческого проекта, результатом которого является коллективного панно «Бал во дворце», в 3 четверти используется групповая работа.
Коллективная изобразительная деятельность при выполнении творческого проекта очень близка к имитационно-ролевой игре, которая помогает не только освоить изобразительные умения и навыки, но и развить культуру общения и обогатить эмоциональную сферу учащихся, включавшихся в игру-уподобление. В процессе такой игры осваиваются различные формы сотрудничества, развивается способность к согласованным действиям, формирует готовность к дискуссии и совместному решению задач, требующих согласования разных точек зрения. Учащиеся, объединившие свои усилия с целью выполнить коллективный творческий проект, незаметно для себя начинают совместную деятельность с обсуждения темы или композиции будущей работы, подбора материалов, выбора техники и последовательности её выполнения. Конечно же, в группе выделяются пассивные и активные, ведущие и ведомые. Складывается статусно - ролевая структура поведения. В этот момент учащиеся уподобляются творческой группе, имитируя производственные отношения взрослых, играя роль начальников, ведущих специалистов, ремесленников, критиков и т.д. В итоге совместной деятельности найдется ученик, который будет играть роль представителя творческого коллектива, отстаивать коллективную идею произведения и защищать результат совместной проектной деятельности.
Если цель урока изобразительного искусства — обобщить знания, полученные на занятиях блока уроков, и учитель выбирает коллективную работу как прием обобщения знаний, то коллективная деятельность детей организуется по группам с разно - тематическими заданиями. Например, в работе над коллективным панно «Масленица» приняли участие несколько групп:
-1-я группа учащихся выполняла фон коллективной композиции - городскую среду: архитектуру и небо (плоскость заснеженной земли - белый лист бумаги);
- 2-я группа - торговые ряды ярмарки: палатки, лотки;
- 3-я группа - ярмарочные балаганы, цирковые и театральные;
- 4-я группа - увеселительные сооружения и аттракционы: качели, карусели, горки и т.п.;
- 5-я группа - фигуры людей: торговый люд и покупатели, артисты и зрители, гуляющие, развлекающиеся и др.
Так же можно организовать работу над коллективными композициями следующей тематики: «Средневековый европейский город», «Град на острове стоит», «В русской избе», «Бал в замке Спящей красавицы», «Русский стол» и др.
При выполнении декоративной композиции большого размера следует вести совместную работу пo методу мозаики. Сама методика организации процесса коллективной деятельности совместно-взаимодействующей формы отличается от совместно-индивидуальной работы. Во-первых, тем, что исходная композиция не задается учителем, а сочиняется коллективом учащихся, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во-вторых, выполняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы. Поэтому коллективное творчество учащихся в совместно-взаимодействующей деятельности не сводится лишь к решению проблем итоговой композиции, как в совместно-индивидуальной деятельности.
По этой методике можно создать следующие коллективные декоративные композиции: «Древо жизни», «Мать Земля», «Зодиакальная композиция», «Жар – птица» и др.
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее эффективной в организации деятельности коллектива над кукольным спектаклем, так как здесь можно организовать работу разных творческих групп, объединенных единой художественно-творческой целью. Это – цех скульпторов, портных, декораторов, постановщиков, музыкантов. Результатом может стать показ кукольного спектакля для других детей [2].
Конечно, не каждый урок предполагает групповую работу, но при выполнении творческого проекта методика обучения в сотрудничестве наиболее эффективная и целесообразная. У детей есть возможность совместно выполнить большой объём практической работы, охватить при закреплении большой пласт теоретического материала, проявить своё творчество и поучиться друг у друга. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации. Результаты выполненных исследовательских и выставочных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного результата выставки, итоговые экзамены по предмету в классах с углубленным изучением художественного цикла, исследовательские проекты.
Коллективные формы деятельности в целом способствуют:
- включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении;
- непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои иногда скрытые творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;
- активизации воспитательного компонента самого процесса обучения, так как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
- переводу взаимоотношений в ранг субъект-субъектных, когда каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности [3].
В отличии от младших школьников у подростков интерес к самостоятельной творческой деятельности значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки своих способностей, неудовлетворенность низкими результатами творческой деятельности.
Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит его ожидания. В отличии от индивидуального коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.
Коллективно – творческие работы учащихся 5 классов
МБОУ Хмелевской ООШ
Рис.1.П.2. Бал во дворце (бумажная пластика)
Рис.2.П.2. Древо с птицами по мотивам
народных промыслов России
( папье –маше, макраме, ткань)
Рис.3.П.2. Деревенька (бумажная пластика, глина)
Рис.4.П.2. Троицкие гуляния (бумажная пластика)
Рис.5.П.2. Хуторок (бумажная пластика, солёное тесто)
Рис.6.П.2. Кукольный театр. Сказка «Колобок» (папье-маше, батик)
Рис.7.П.2. Витраж (вырезная аппликация)
Рис. 8.П.2. Зодиакальная композиция (бумажная мозаика)
Рис.9.П.2.Масленичные гуляния. Глиняные игрушки
Рис.10.П.2. По мотивам народных промыслов (пластилин, роспись по дереву)
Список литературы.
1. Головачева Е. П. Взаимосвязь коллективных способов организации учебной деятельности и развития личности подростка. Дипломная работа. Научный руководитель Е. М. Бохорский. БГПУ им. Петровского. ФНГ. Отд. «Практический психолог». Брянск, 1995.
2. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства: Программа для образовательных учреждений. - М.: - 1994.
3. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
4. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учеб. пособие. - М., 1998. - 128 с.
5. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. - Рязань, 1977
6. Лазарева Н.П. Творческая реализация школьников на основе творческой проектной деятельности // Научное обоснование основных понятий, обеспечивающих диссертационные исследования по актуальным проблемам современного образования: сб. нучн. ст./ Под ред. Л.П.Качиловой. – Шадринск., 2006.
7. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 класс, - М., Просвещение, 2009
8. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2003
9. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М., 1987.
10. Квача В.В. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. – 1990.- №11.
11. 11. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. – 1996. - №6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.