Автор: Кабина А.М.
Должность: учитель начальных классов
Стаж работы: 30 лет
Методы и приемы организации продуктивного урока.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, которая детерминируется разно направленной мотивацией. Мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения, развитие которой зависит от многих факторов, в том числе от активности познавательной деятельности.
Активная познавательная деятельность должна быть организована с организационного момента. Вопросы и задачи в начале урока могут быть поставлены при помощи игровой или проблемной ситуации, мозгового штурма и пр.
Активность учащихся, их интерес к материалу, должны быть поддержаны на всех этапах урока.
Анализ психолого-педагогической литературы показал выделение различных приемов по активизации познавательной деятельности:
Задачи и задания проблемного характера.
Решение задач и заданий проблемного характера мобилизует и развивает умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение), обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, усиливает учебную мотивацию.
Проблемные вопросы.
Проблемные вопросы направлены на актуализацию знаний. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную деятельность учащихся, можно направить познавательную деятельность на определение сходства и различия, на обобщение и доказательство, выявление причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учеников. Важно задавать вопросы, содержащие элементы неизвестного, что требует поиска новых знаний. Данная работа успешно осуществляется во время дискуссий.
Сталкивание мнений
Это прием, при котором приводятся точки зрения различных авторов, исследователей по данной теме. Учитель высказывает личное мнение по данному вопросу, обосновывает правильность или неточность того или иного подхода, оставляет этот вопрос для самостоятельного обсуждения учащимися. Вывод могут сделать сами младшие школьники с опорой на наводящие вопросы: «Откуда получилось...?», «Почему...?», «Каким именно образом...» и т. д.
Работа по группам (приемов технологии критического мышления):
- синквейн,
- кластер,
- инсёрт
- лэпбук
- «Да-нетка»
- «Сундук мудрости».
- Приём «Горячий стул»
- «Пресс-конференция»
Эффективным приемом на уроке с младшими школьниками являются игровые методы.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
1. Развлекательная.
2. Коммуникативная.
3. Функция самореализации.
4. Игротерапевтическая.
5. Диагностическая.
6. Развивающая.
7. Функция межнациональной коммуникации.
8. Функция социализации.
9. Рекреационная.[1]
Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. И, кроме того, что она помогает активизировать учебный процесс, освоить учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие школьников на уроке. Чтобы определить роль и место игры на уроке, учитель должен понять функции и классификации педагогических игр.
Классификация игр:
- познавательные
- интеллектуальные
- строительные
-игра-общение
- игра-труд
- словесные, художественные, музыкальные,
- игры-драматизации
- спортивные, подвижные
- ролевые.
Дидактические игры. Существует огромное количество дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Игры подобного вида применяются на различных уроках. Младшие школьники к ним проявляют большой интерес.
· «Собери вагоны». (При изучении темы «Состав слова»).
Материал игры: вагоны с частями слов.
Содержание игры. Учащимся предлагается составить слова из частей, написанных на вагончиках. В итоге получается поезд.
· «Угадай». (При изучении темы «Притяжательные местоимения»).
Материал игры: личные вещи учащихся, мешочек.
Содержание игры. Учитель достает из мешочка чью-либо вещь. Один из учащихся должен сказать полным предложением кому принадлежит данный предмет.
· «Волшебное яйцо». (Можно использовать на любом уроке.)
Материал игры: упаковки от шоколадных яиц с заданиями, волшебный мешочек.
Содержание игры. Учащиеся по очереди тянут из мешочка «яйцо» с заданием и выполняют его.
Компьютерные обучающие игры. Сегодня существует масса компьютерных обучающих программ и игр («Урок грамоты», «Говори правильно», «В городском дворе», «Состав числа», «Видимая речь»). В современном мире без компьютерных технологий невозможно представить полноценный урок. Данный вид игр применяется на разных этапах урока: при изучении нового материала, во время устного счета, для проведения физкультминуток.
Игры и задания на смекалку (загадки, кроссворды, головоломки). Данный вид игр можно использовать для актуализации знаний учащихся, на обобщающих уроках. Например: детям предлагается вписать в клетки таблицы названия зимних месяцев в правильной последовательности по определенному правилу и пр.
Наряду с рассмотренными видами игр на уроке, во внеурочной деятельности используются следующие виды игр:
Интеллектуально-познавательная игра.
Ресурсы внеурочной деятельности позволяют в полной мере использовать данный вид игр. Такая игра может охватывать как все занятие, так и его часть.
В интеллектуально-познавательной игре, обязательно ставятся образовательные задачи, но решаются они в игровой деятельности.
Важно использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой всех детей. В конце игры обязательно подводится результат. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Руководитель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи и выполнялись все требования.
К такому виду игр относятся «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Телемост с…» и т.д. При этом учащиеся делятся на команды, что создает дух соперничества, что усиливает активность младших школьников.
Учителю нужно помнить, что в данных играх каждая команда должна и выигрывать, и проигрывать. Нельзя в ходе игры (да и после нее, разумеется) упрекать ребенка, стыдить его за ошибки, за то, что он чего-то не знает или не умеет. Это не принесет никакой пользы и только вызовет дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть. Команды от игры к игре должны меняться по составу, назначаются капитанами не только самые сильные дети, но и все желающие проявить свои лидерские качества. Игра должна приносить положительные эмоции, чтобы в следующий раз дети сами хотели в нее поиграть.
Игры с природными материалами.
Такой вид игр способствует накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Например: игры с песком и на песке (песокотерапия), игры с водой и пр. Организуя данный вид игр важно помнить о правилах гигиены (мыть руки до и после занятия), правилах безопасности.
Ролевые игры.
Термин “ролевая игра” весьма многозначен. Классификацию ролевых игр можно провести по различным признакам, связанным с сознанием и проведением игр. Игры делятся на группы в зависимости от способа и места проведения. Приведем наиболее доступные из них:
1. Настольные ролевые игры (игры в помещении). Игроку необходимо только бумага и ручка, а также разработанная система правил и информационных карточек.
2. Ролевые игры на местности (игры на улице). Это наиболее сложные по требованиям игры, особенно когда они проводятся в лесу, парке, у пруда, у реки и т.д.
Настольные игры.
Шашки, шахматы и пр. Важно, чтобы каждому игроку был соперник для игры. Очень стимулирует учащихся организация и проведение турниров с выявлением рейтинга участников.
Подвижные игры.
Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В такой игре обязательно ставиться цель, обсуждаются правила проведения игры и ее окончания. Проводятся, как правило на свежем воздухе. Это могут быть командные игры внутри класса, либо внутри параллели учащихся. Может быть организованна коллективная подвижная игра. При этом учителю важно помнить о медицинских противопоказаниях и рекомендациях детям по физической нагрузке.
Таким образом, применение эффективных методов и приемов активизации мотивации и познавательной деятельности учащихся способствуют повышению продуктивности учебной деятельности.
Литература, рекомендуемая для обучения:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373
2. А.А. Гин «Приемы педагогической техники»
3. Скачано с www.znanio.ru
[1] Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.