МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ И ПЕСЕН
В детском дошкольном возрасте происходит становление и усвоение разговорного языка ребенком. Чтение и заучивание стихов наизусть позволяет развивать в детях такие качества как: мелодичность речи, формирование грамотной звуковой культуры, выразительность речи, выработка чёткой речи. Проблема развития речи среди дошкольников становится всё более актуальной и значимой. Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания. В своей работе мы используем несколько методов, на основании чего сделали выводы, что для каждого ребенка используется свой метод. И сейчас мы вас с ними познакомим. - Метод иллюстрации. Мы знаем, что в детском дошкольном возрасте у большинства детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Фотографичность – это одно из удивительных качеств детской памяти. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. - Учим стихи в движении. Используя этот метод, педагог сначала выразительно читает весь текст, а потом проигрывают его в движении. Такие стихи в движении воспитатели используют несколько раз в день. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. - Мнемотехника (наглядное моделирование). Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. - Учим стихи построчно. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». - «Театральный». Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Методы и приемы обучению пению: Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда она живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок. В. Сухомоинский Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Ведущим видом музыкальной деятельности является пение, поэтому на музыкальных занятиях мы стремимся укрепить у детей интерес к пению, желание петь, особенно сюжетные песни. В процессе занятия детям предлагаются новые дополнительные задания: петь трудные мелодические ходы, исполнять отдельные фразы, четко пропевать текст, соблюдать правильный ритм, правильно пользоваться дыханием. Это основополагающие законы пения. Но эмоциональная выразительность в процессе пения важна не менее. Задача музыкальной деятельности в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности. Для того, чтобы развивать эмоциональность и выразительность при исполнении песен, очень продуктивно проводить предварительную работу. К ней относятся: ⁃ создание психо-гимнастических этюдов (тему задаёт педагог) ⁃ эмпатические процессы (вхождение в образ) ⁃ Вербальные средства обучения (словесные) ⁃ Невербальные средства обучения (бессловесная передача информации, мимика, интонация, образы, настроение) ⁃ Амплификация - это расширение возможностей развития психики ребёнка за счёт максимального развития всех специфических детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребёнка. Для развития творческих способностей предлагаю следующие рекомендации: ⁃ Внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творчества детей; ⁃ Видеть потенциальные творческие способности в каждом ребёнке; ⁃ Воспитание высокой самооценки у каждого ребёнка. Разучиванию песни способствуют следующие приемы: – Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания; – Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно; – Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе. – Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме этой песни. Практически все методы и приёмы заучивания стихотворений и песен в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.