Методы и приемы в работе учителя по устранению пробелов в знаниях учащихся
Оценка 5

Методы и приемы в работе учителя по устранению пробелов в знаниях учащихся

Оценка 5
Семинары
pdf
физика
Взрослым
01.04.2021
Методы и приемы в работе учителя по устранению пробелов в знаниях учащихся
Методы и приемы в работе учителя по устранению пробелов в знаниях учащихся.pdf

Методы и приемы в работе учителя по устранению пробелов в

знаниях учащихся

 

Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. 

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психолог Ю.К. Бабанский выделяет две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. 

 

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1                  группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2                  группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3                  группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

 

Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. 

 

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). 

Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

                     решение проблемных ситуаций;

                    использование     исследовательского     подхода     при      изучении

учебного материала;         связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;         организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической          сменой      состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

 

Методы и приемы работы с неуспевающими

-         Одна из форм организации работы со слабоуспевающими является шефская помощь сильных учащихся слабым, учащихся старших классов над учащимися младших классов. 

 

-         Игровые методы и приемы также способствуют активизации деятельности слабоуспевающих обучающихся на уроках. В онтогенезе игровая деятельность предшествует учебной деятельности, а следовательно, лежит в ее основе. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия, при этом кроме интереса к предмету, вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. Более сильные ученики, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым

Применяя игру как методический прием обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности ее использования.

 

-         Групповая форма организации учебной деятельности.

При этом возможны два варианта формирования групп: группы, в состав которых входят учащиеся с различным уровнем знаний, или же группы, однородные по составу. В первом случае учителю предстоит решить проблему включения всех учащихся класса, в том числе так называемых слабых, в активную мыслительную деятельность. 

Работа с группами, объединяющими школьников с одинаковым уровнем знаний, требует от учителя дифференцированного подхода к составлению для групп и управлению их деятельностью. 

-         Творческие задания

заставляет любого ребенка непроизвольно, без какого-либо принуждения окунуться в занимательный мир познания. Учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для их творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения

-         Дифференцированное (разноуровневое обучение) создает учащимся ситуацию успеха.

-         дифференцированные домашние задания

 

Наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале. 

 

Методы и приемы в работе учителя по устранению пробелов в знаниях учащихся

Методы и приемы в работе учителя по устранению пробелов в знаниях учащихся

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников , вызванные ухудшением уровня материального благосостояния семей

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников , вызванные ухудшением уровня материального благосостояния семей

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Методы и приемы работы с неуспевающими -

Методы и приемы работы с неуспевающими -

Работа с группами, объединяющими школьников с одинаковым уровнем знаний, требует от учителя дифференцированного подхода к составлению для групп и управлению их деятельностью

Работа с группами, объединяющими школьников с одинаковым уровнем знаний, требует от учителя дифференцированного подхода к составлению для групп и управлению их деятельностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2021