"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
Оценка 5

"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Оценка 5
Руководства для учителя
pdf
окружающий мир
1 кл—4 кл
31.05.2024
"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. Развитие функциональной грамотности будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира.pdf

 Методы и приёмы формирования функциональной грамотности  на уроках окружающего мира

                                            

       Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. Развитие функциональной грамотности будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.       В последнее время результаты ВПР по окружающему миру показывают, что обучающиеся хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но у них не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Дети затрудняются в интерпретации знаний.

        По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Именно эти качества сегодня мы должен воспитывать в детях, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.          Сделаем на них акцент:

-   самостоятельность

-   ответственность

-   инициативность

-   способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях

-   готовность к получению новых знаний в течение всей жизни

-   умение выбрать свой профессиональный путь

         А также:

-   умение легко адаптироваться в любом социуме

-   умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения

-   отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими

-   отличное владение информационными технологиями

       Проблема в том, что мы часто даём глубокие знания по предмету, но не обучаем детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. А мы должны научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.     При этом:

-   формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

-   развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

        Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Ведь именно учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-действенного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитикосинтетические способности, развить память, внимание, фантазию и воображение,

пространственное восприятие, коммуникативные способности, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

   Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:

1.             Технология проектной деятельности

2.             Информационно-коммуникативные технологии

3.             Технология оценивания учебных достижений

4.             Технология продуктивного чтения

5.             Технология проблемного обучения

   Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

1.             Групповая форма работы

2.             Игровая форма работы

3.             Творческие задания

4.             Тестовые задания

5.             Практическая работа

6.             Ролевые и деловые игры

7.             Исследовательская деятельность

   Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

 

   Виды заданий на уроках окружающего мира 

1.                  Задания, формирующие знаниевый компонент естественно - научной грамотности. 

2.                  Задания, направленные на применение знаний на практике. 

3.                  Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. 

   Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика. 

   Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?». 

Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику нужно найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы. 

 

Предлагаю вам погрузиться в мир открытых задач  . Вот  примеры таких задач:  

1.      Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной? 

2.      Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему? 

3.      Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают? 

4.      Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий?  5. Актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предложите способы сохранения осанки учащихся. 

6.      При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал.

Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.

7.      Рассмотри фотографии 1-6 с изображениями различных объектов и определите, какие из них относятся к объектам живой природы, какие - к объектам неживой природы, а какие созданы людьми. Запиши номера фотографий с изображениями этих объектов в таблицу. 

 

 

 

 

 

 

Объекты живой природы  

Объекты неживой природы  

  

  

 

Одну из подобных задач я предлагаю вам решить: 

«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи. 

1.      Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»). 

2.      Не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»). 

3.      Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник») 

4.      Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник») 

5.      Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка») 

6.      Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие») 

7.      Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие») 

8.      Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие») 

-   Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным решением? 

-   Какие ещё болезни могут вызывать клещи? (Болезнь Лайма (боррелиоз), геморрагическая лихорадка, тиф и др.) 

 

         При решении подобных задач можно использовать приёмы ТРКМ: «Мозговой штурм», «Корзина идей» и др., приёмы решения изобретательских задач (ТРИЗ): «Предварительное действие», «Хорошо - плохо», «Обрати вред в пользу», «Посредник», «Наоборот», «Проскок»,

«Другая точка зрения» и др. 

 

Практико-ориентированные задания, направленных на применение знаний в опыте деятельности.

  Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание. 

Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно. 

Согласно источнику, следующие растения имеют следующие способы защиты:

1.      Шиповник защищается острыми шипами.

2.      Крапива защищается жгучими волосками.

3.      Полынь защищается горьким вкусом.

 

 

А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.

 

 

У животных тоже есть свои защитные механизмы. Пчелы и осы защищаются острым жалом, которым они могут жалить своих врагов в случае опасности. Улиток защищает твердая ракушка, в которую они прячутся в случае опасности. У жаворонка специальная защитная окраска, которая позволяет ему хорошо спрятаться в траве.

Бабочки тоже имеют окраску, которая похожа на камень или растение. Черепаху защищает костяной панцирь, в котором она прячется в случае опасности.

 

     Пример 1. Вы собираетесь в отпуск на 1 месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами.  Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из учебника «Как составить записку». 

 

Пример 2. Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама? 

Источники информации - картинный ряд «Один дома», памятка из учебника «Как составить записку» 

 

Пример 3. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев. 

Пример 4. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года  Пример 5 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике. 

Пример 6. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью 

Задание   

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день,  когда  температура  воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? 

Обведи букву,      которой          обозначен      этот  рисунок. 

 Составь описание погоды в этот день. 

 

 

 

         Проектные задачи (Метод проектов)

Для проектной задачи предлагаю детям все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. 

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ»

Содержание проектной задачи: 

1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации. 

- Нам предложили отправиться в путешествие по Золотому кольцу России - одному из популярных туристических маршрутов. Он был создан в конце 1960-х гг. и проходит по старинным русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее культуру. Каждому человеку обязательно стоит посетить все эти места, увидеть памятники русской истории и прочувствовать неповторимую атмосферу этих мест. 

2. Формулировка задачи. 

- В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором познакомимся с историей, достопримечательностями. Вам нужно выполнить задания и составить рекламный буклет или презентацию. Вы можете использовать иллюстрации, дополнять текст своими сведениями об истории городов, пользоваться дополнительной литературой. 

3. Система заданий для решения задачи. 

Задание 1.

-   Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу с точки          зрения            погоды,          чтобы не        было   очень холодно  или дождливо,      или          быстро            темнело.         А         для      этого   внимательно посмотрите    на  графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор. 

 

Создание модели безопасного поведения на водоёмах.

Задание направлено на применение правил безопасного поведения. 

-   Прочитайте текст. Заполните таблицу. 

«Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту. 

Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям. 

Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду

купаться.              О             каких              опасностях             должен             помнить               Ваня? 

Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу». 

 

          Приём «Крестики-нолики».    "Верные и неверные утверждения" Учащиеся ставят (+), если считают информацию верной, и (–) если не верно.

Например, верите ли вы, что Каспийское море - это озеро? и  т.д. Учащиеся должны  установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией по данной теме, учащиеся возвращаются к своим утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученные на уроке знания.

 

        Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие. 

         Приведу примерные вопросы.  

-   Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет?  а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб 

-   Запиши одно различие между Солнцем и Луной. 

-   Птица - живая, облако - неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

-   На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему человеку нужен скелет. 

-   Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.  - Какое из следующих животных имеет зубы, больше всего похожие на зубы человека? а) олень

б) лев

г) обезьяна

д) собака

 

-   Какие из следующих тел могут заржаветь? а) деревянные опилки

б)пластмассовые трубочки для питья

в) железные гвозди

г) стеклянные бусинки 

 

Из данных вопросов видно, что ребенок, отвечая на эти вопросы, показывает умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается межпредметная связь.

 

-   При изучении темы «Вода в природе» детям можно предложить такую игру – «Где спряталась вода?» (Дети отвечают на вопрос по картинкам и делают вывод, что вода в природе бывает разной ( в жидком, твердом и газообразном состоянии).

-   Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.      

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

-   Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

-   Я вам предлагаю взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления. - Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

-   Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций

 

-   Напиши мини-сочинение на тему «Что у меня за окном?», используя в своём тексте 5 примеров неживой природы и 5 примеров живой природы. 

 

   Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

 

Дидактический материал

 по работе с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира

 2 класс

 

Тема 1: Родная страна.

Виды заданий:

Задание 1

Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну.

Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.

 

Вариант выполнения задания 1

Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира.

Управляет государством президент. Столица государства – город Москва. Это государство Российская Федерация.

 

Тема 6: Звёздное небо.

Виды заданий:

Задание 1

 

Определи, о каком созвездии идёт речь в тексте  и напиши. Подчеркни те слова, которые тебе помогли выполнить задание.

Звёздное небо таинственно и прекрасно! Это созвездие самое знаменитое.  Его образует множество звёзд, главные из которых напоминают фигуру «хозяина леса». А самые яркие из этих звёзд образуют всего лишь ковш, которым в деревнях черпают воду.

 

 

Вариант выполнения задания 1

Звёздное небо таинственно и прекрасно! Это созвездие самое знаменитое.  Его образует множество звёзд, главные из которых напоминают фигуру «хозяина леса». А самые яркие из этих звёзд образуют всего лишь ковш, которым в деревнях черпают воду. Созвездие «Большая медведица»

 

Тема 7: Невидимые нити в лесу.

Виды заданий:

Задание 3

 

     Найди несоответствие и исправь. Запиши правильный вариант.

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова уничтожает в год 1 т хлеба.

 

Вариант выполнения задания 3

Дуб могучее и красивое дерево.  Для многих лесных жителей он является источником пищи.  Например, белки, лесные мыши и сойки  питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена).

 

 

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова уничтожает (спасает) в год 1 т хлеба.

 

Работа с таблицами

Способность детей видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно выявить возможность составления таблицы из имеющихся фактов – все это позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу и пр.

В качестве примеров табличного представления информации на уроках окружающего мира можно привести таблицы наблюдения за погодой (температура, ветер, осадки и пр.); типы флоры и фауны, обитающих на разных континентах и пр.

Для обучения детей навыкам работы с таблицами был разработан ряд упражнений. Например, по теме «Солнечная система» (3 класс).

                      Изучи сведения о планетах Солнечной системы, пользуясь учебником и таблицей, приведённой ниже.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Диаметр экватора планеты

Температура на поверхности планет

Меркурий

          58000000 км

4879 км

 

Венера

108000000 км

12104 км

 

Марс

228000000 км

6792 км

 

Земля

149500000 км

12756 км

 

Юпитер

778000000 км

142964 км

 

Сатурн

1426000000 км

120536 км

 

Нептун

4495000000 км

49528 км

 

Уран

2887000000 км

51118 км

 

                      Выполни задания:

1.   Подпиши название планет на схеме.

2.   Отметь верные высказывания:

Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.

Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.

Венера расположена ближе всех к Солнцу.

Уран находится между Сатурном и Нептуном.

Марс – пятая планета от Солнца.

 

3.   Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:

Земля расположена между ___________ и _________________.

Марс расположен дальше от Солнца, чем _________________.

Между Венерой и Марсом расположена ___________________.

По величине ____________ – самая большая из планет.

4.   Пользуясь различными источниками информации, заполни недостающие столбики таблицы и узнай, почему на планете Земля возможна жизнь.

5.   Используя данные таблицы, составь верные и неверные высказывания о планетах Солнечной системы.

 

Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

                                           

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии: 1

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии: 1

Рассмотри фотографии 1-6 с изображениями различных объектов и определите, какие из них относятся к объектам живой природы, какие - к объектам неживой природы, а какие…

Рассмотри фотографии 1-6 с изображениями различных объектов и определите, какие из них относятся к объектам живой природы, какие - к объектам неживой природы, а какие…

Другая точка зрения» и др.

Другая точка зрения» и др.

Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из учебника «Как составить записку»

Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из учебника «Как составить записку»

Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны

Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны

Приём «Хорошо - плохо» Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие

Приём «Хорошо - плохо» Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие

Управляет государством президент

Управляет государством президент

Работа с таблицами Способность детей видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно…

Работа с таблицами Способность детей видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно…

Пользуясь схемой расположения планет

Пользуясь схемой расположения планет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024