Методы и приёмы изучения состава слов
Оценка 4.8

Методы и приёмы изучения состава слов

Оценка 4.8
docx
14.12.2021
Методы и приёмы изучения состава слов
Методы и приёмы изучения состава слов.docx

Методы и приёмы изучения состава слов

Сначала вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для однокоренных слов; позже, когда дети познакомятся с другими смысловыми частями слова, сюда войдет еще один признак: часть слова, от которой с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Чтобы у детей не получилось ложного представления о родственных словах как о таких, которые близки или сходны только по звучанию, учитель сопоставляет слова вроде нос и носить. Выясняется, что родственными или однокоренными словами являются только те, которые имеют и общую часть, и общее, близкое значение.

По своему характеру упражнения по выяснению родственных слов и по выделению корня в них обычно бывают такие:

1) даются ряды однокоренных слов, требуется выделить в них корень;

Лес, лесной, лесок, лесник

2) даются предложения и небольшие связные тексты, в которых встречаются родственные слова;

Идёшь рано утром в березняк. Если увидишь берёзы, ищи под ними подберёзовики.

3) проводится работа над осмыслением корней слов;

Гардеробщик, тот, кто работает в гардеробе

Шутник, тот, кто шутит.

4) проводится работа по образованию от данного корня однокоренных слов, можно использовать модели-рисунки.

Образуйте новые слова с корнем –сад-, - ход-, -глаз-

После корня дети знакомятся с основой слова, окончанием и нулевым окончанием, суффиксом, а затем уже знакомятся с приставками.

Проблема нулевого окончания решается постепенно: сначала учащиеся на материале существительных мужского рода, основа которых оканчивается на согласный (Сугроб, ров, снег), должны понять, что такое нулевое окончание. Чуть позже они должны сделать сами открытие на существительные женского рода, основа которых оканчивается на мягкий согласный (степь, тень, лень, речь) проблема неизменяемых слов иностранного происхождения, у которых нет окончаний (кино, метро, пони) – это по сути, проблема запоминания словарных слов. Сама по себе проблема окончания слова – это не только морфологическая проблема, связанная с пониманием состава слова, но и ещё и синтаксическая проблема, связанная с осознанием функций окончаний, которая состоит в том, чтобы связывать слова в предложениях.

Например:

Слово стол

Есть стол□

Нет стола

Подойду к столу

Любуюсь столом

 Так как слова по своему морфемному составу бывают различной степени сложности, и учащиеся знакомятся со всеми частями слова не сразу. Сначала даются слова, состоящие из корня и окончания. Потом дети разбирают слова, состоящие из корня и суффикса. Затем, когда дети познакомятся с приставками, идут слова, состоящие из корня и приставки. Наконец, разбираются смешанные случаи.

   Основной, наиболее ответственной темой, связанной с изучением состава слова, и в частности, корня, являются тема «Правописание безударных гласных корня».

Если в первом классе усвоение правописания безударных гласных развивается на фонетической основе, то дальше формирование навыка писать безударные гласные должно идти иначе. Уже во втором классе совершается переход на морфемную основу. Если ученик, верно, выделил в слове корень, прочитал его отдельно, обратил внимание на его графический образ, то этим уже в значительной мере обеспечено правильное написание гласной корня. Для усвоения правила правописания безударных гласных большое значение имеют разнообразные упражнения. Все упражнения сопровождаются дополнительными работами: дети ставят ударения, подчеркивают безударные гласные, иногда выделяют целиком корень, дают устные объяснения. При изучении безударных гласных в корне пользуются разными приемами проверки их правописания в зависимости от характера слов. Такими являются:

1) замена единственного числа множественным: гора – горы;

2) замена множественного числа единственным: дома – дом;

3) образование слов ласкательного значения: трава – травка;

4) нахождение к множественному слову односложного слова: кормушка – корм;

5) замена существительного прилагательным: зима – зимний;

6) замена одной формы глагола другой: пилил – пилят.

        Определение понятий « приставка» и « суффикс» целесообразно давать одновременно, так как это части слова, с помощью которых образуются от данных слов новые слова. В этом их смысловая роль и сходство. Различие их в том, что приставка стоит перед корнем, а суффикс – после корня. Наличие такого сходства и различия говорит не только о возможности, но и о целесообразности рассматривать их одновременно и в сравнении.

     Ознакомление с определениями этих понятий можно провести следующим образом:

1. Записывается предложение.

Заморозки – это легкие утренние морозы весной или осенью.

2. Выписывают однокоренные слова: причем окончание учащиеся находят устно и при записи слов отделяют от остальной части слова рамочкой.

заморозки

морозы

3. Выделяется корень. Смысловая связь однокоренных слов установлена в самом предложении.

4. Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в одном из них ( морозы) только корень и окончание, а в другом ( заморозки) кроме корня и окончания есть еще части слова: одна ( за -) стоит перед корнем, другая ( - к -) после корня.

Учитель сообщает, что часть слова, которая перед корнем, называется приставкой, часть слова, стоящая после корня, перед окончанием, называется суффиксом.

5. Сравнивать слова морозы и заморозки, чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы (они образуют новые по смыслу слова).

    Чтобы словообразующая роль приставок была усвоена сознательно, необходимо в процессе упражнений, там, где это, возможно, проиллюстрировать значение их в слове. Например:

Ученик выходит из класса.

Ученик подходит к классу.

Ученик отходит от стола.

Ученик обходит стол.

 

Словообразующую роль суффиксов очевиднее, а потому доступнее, чем роль приставок. Достаточно образовать слова с помощью суффикса – ник -, от слов « печь, огород, сад, сапог», чтобы учащиеся поняли, что суффикс совершенно изменяет значение исходного слова и образует новые слова.

   Такая методика ознакомления учащихся с основными теоретическими сведениями по теме « Состав слова», даст им возможность как можно лучше разобраться и усвоить материал.


 

Методы и приёмы изучения состава слов

Методы и приёмы изучения состава слов

Так как слова по своему морфемному составу бывают различной степени сложности, и учащиеся знакомятся со всеми частями слова не сразу

Так как слова по своему морфемному составу бывают различной степени сложности, и учащиеся знакомятся со всеми частями слова не сразу

Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в одном из них ( морозы) только корень и окончание, а в другом ( заморозки) кроме корня и окончания…

Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в одном из них ( морозы) только корень и окончание, а в другом ( заморозки) кроме корня и окончания…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021