Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Ямало-ненецкого автономного округа
Методы и приёмы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.
Учитель И.А. Григоренко
г. Тарко-Сале, 2018г.
Методы и приёмы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.
Одной из главных проблем, которую приходится решать на уроке учителю - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими в современных школах называют тех детей, которые плохо подготовлены к учебному материалу, имеют низкий уровень интеллектуальных способностей.
Работа со слабоуспевающими детьми сложна во многом из-за того, что у таких школьников нет элементарного интереса к школьному предмету. У них отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей лишь усугубляет ситуацию.
Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они, так или иначе, связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения.
Что же принято понимать под методами обучения?
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся,
направленные на решение задач обучения. Назначение метода состоит не в
простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность
школьника, его интерес к решению той или иной задачи
В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы.
Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний.
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, измерение,
вычерчивание геометрических фигур, моделирование,
нахождение значений числовых выражений.
Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы.
Приём - составная часть или отдельная сторона метода.
В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала: постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей.
К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.
В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, а другие применимы только при обучении конкретному предмету.
Сегодня мы рассмотрим некоторые методы и приёмы, которые применяются на уроках математики, с целью повышения активности и интереса, для достижения обязательного уровня у слабоуспевающих учащихся.
Остановимся
на некоторых приёмах работы. К ним относятся:
• Алгоритмизация деятельности;
• Отработка вычислительных навыков;
• Многократное проговаривание и закрепление материала урока;
• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки,
таблицы, схемы, план);
• Рациональное распределение учебного материала.
Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного
уровня обучения наиболее слабым учащимся и не приводит к стандартизации
мышления и подавлению творческих сил детей.
Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уровне
– лекции и включает в себя три этапа. Первый
этап: Схема к задаче, которая содержит условие и вопрос. Второй
этап: Составление плана решений.
Третий этап: Заключительный анализ решённой задачи (ученик ещё раз рассказывает,
как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие).
Дальнейшая отработка алгоритма выполнения на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).
В целях оперативного контроля за усвоением материала можно проводить небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что–то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь.
Ребята имеют памятки, в которых записаны предписания и образцы выполнения заданий. Имея алгоритм, учащиеся могут без большого труда перейти к математической модели.
Алгоритмы встречаются в разделе «Числа от 1 до 1000» при делении чисел. Например, деление двузначного числа на однозначное. Алгоритм помогает учащимся правильно выполнить вычисления.
Для отработки вычислительных навыков могут помочь систематические задания устного характера, дидактические игры и различные тренажёры. Я в своей работе использую рабочую тетрадь «Устный счёт», автор Рудницкая Виктория Наумовна. При проверке устного счёта можно организовать индивидуальную, фронтальную работу или работу в парах, с последующей проверкой каждого учащегося. Всем известны дидактические игры «Молчанка», «Лесенка», «Кто быстрее?», «Весёлый счёт», «Вычислительная машина», «Занимательные рамки» , «Круговые примеры», «Магические квадраты» и другие.
Многократное проговаривание и закрепление материала.
При изложении нового материала, обращаясь
к слабоуспевающим учащимся, выясняю степень понимания ими учебного материала,
привлекаю к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям, к повторениям
математических терминов, алгоритмов.
При изучении нового сначала решаю примеры определенного типа сама с
подробным объяснением, потом вызываю к доске желающих трёх учащихся, из них один
из слабоуспевающих. Каждому даю своё задание, подобное разобранному мной.
Слабоуспевающим учащимся разрешаю пользоваться памятками, стимулирую
самостоятельные действия, привлекаю помощников или сама работаю с ними у
доски. Стимулирую их ответы хорошей оценкой или похвалой.
Еще один важный нюанс, без которого невозможно проводить работу с такими учениками — это непрерывный контроль их успеваемости и работа над ошибками.
У многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Работа с рисунками, схемами, чертежами, таблицами способствует развитию зрительной памяти ребёнка.
Схемы - опоры - это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.
От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней. В своей работе я часто использую таблицы, например, для решении задач, нахождения периметра и площади.
Рациональное распределение учебного материала.
Готовясь к уроку учителю важно помнить о том, что учебный материал должен использоваться в определённой последовательности, с нарастающей степенью трудности. На разных этапах урока различные порции учебного материала. Важно тщательно вести подбор упражнений для закрепления, повторения, проверки знаний с учётом индивидуальных познавательных возможностей учащихся класса.
Для слабоуспевающих учащихся учителю необходимо планировать дифференцированную работу, с целью контроля усвоения материала и создания ситуации успешной работы на уроке.
Метод и приём могут меняться местами. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру своего урока тот или иной приём, метод.
В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.
Со слабоуспевающим учеником очень важно действовать аккуратно, заботясь не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и об его психологическом состоянии. Такого школьника нельзя осуждать, обсуждая его проблемы с успеваемостью во всеуслышание. Подобный подход вызывает у школьника резкое отторжение по отношению к учителю, что только ухудшит проблему. Преподавателю следует поговорить с учеником, попробовать выяснить, почему он не может успевать за одноклассниками в деле усвоения материала. Если беседа не дает результата, то в ход идут индивидуальные задания.
Поставьте перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.