Методы исследований
Оценка 5

Методы исследований

Оценка 5
ppt
12.03.2022
Методы исследований
метод исследований.ppt

Методы исследования

Методы исследования

Методы исследования

Термин «исследовательский метод» предложен

Термин «исследовательский метод» предложен

Термин «исследовательский метод»

предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др.

Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий

Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий

Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий.

Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач

Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач

Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

К общенаучным методам относятся эмпирические теоретические

К общенаучным методам относятся эмпирические теоретические

К общенаучным методам относятся

эмпирические

теоретические

Наблюдение
Интервьюирование
Анкетирование
Эксперимент
Тестирование
Измерение
Сравнение
Опрос
Беседа,
Счет

Анализ
Синтез
Обобщение
Абстрагирование
Формализация
Аксиоматический метод
Аналогия
Классификация
Систематизация

Наблюдение - активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность

Наблюдение - активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность

Наблюдение - активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность.
Целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

.

• кратковременное (срез) и продолжительное , например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения); • непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например,…

• кратковременное (срез) и продолжительное , например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения); • непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например,…

кратковременное (срез) и продолжительное, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);
выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение и не включённое — "со стороны";
открытое и скрытое (инкогнито)

Виды наблюдения

Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); 2

Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); 2

1. Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Этапы наблюдения

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Интервьюирование - разновидность беседы. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить свои.

превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать мнение социолога; быть перегружены вариантами ответов. Вопросы анкеты не должны

превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать мнение социолога; быть перегружены вариантами ответов. Вопросы анкеты не должны

превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

навязывать мнение социолога;

быть перегружены вариантами ответов.

Вопросы анкеты не должны

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту.

Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

Композиционное построение анкеты

Следите за порядком вопросов.

Следите за порядком вопросов.

Следите за порядком вопросов. Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому анкету правильно составлять когда вопросы от простых к сложным.

Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение: «Ваши пожелания по улучшению работы …», «Как Вы считаете…», «Выскажите Ваше мнение по поводу…»

Будьте аккуратны в выражениях и вежливы. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.

Протестируйте опрос. После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.

Цель анкеты : наладить контакт с человеком, отвечающим на вопросы твоей анкеты

Цель анкеты : наладить контакт с человеком, отвечающим на вопросы твоей анкеты

1. Цель анкеты: наладить контакт с человеком, отвечающим на вопросы
твоей анкеты. Для этого не следует в самом начале анкеты располагать
трудные вопросы. Первые вопросы анкеты должны быть наиболее
простыми.
2. Вопросы должны носить исследовательский характер.
3. Вопросы в анкете должны быть четкими, ясными, доступными, представляющими нужную информацию.
4. Анкета может быть анонимной.  (Это когда отвечающий не хочет представлять исследователю данные о себе: фамилию, имя, отчество, возраст, род занятий и так далее).
5. Нельзя использовать в анкете сокращений.
6. Анкета должна быть построена грамотно.
7. Анкета должна быть напечатана на отдельном листе бумаги достаточно крупным шрифтом.
8. Нельзя переносить вопросы со страницы на страницу.

Знакомство с правилом составления анкет. Требования к составлению анкет:

Какие ты любишь сладости? Конфеты

Какие ты любишь сладости? Конфеты

1. Какие ты любишь сладости?
Конфеты
Пирожное
Шоколад
Зефир
Печенье

2. Ты часто ешь сладости?
Да Нет

3. Ты угощаешь друзей конфетами?
Да Нет

4. Сколько ты ешь конфет в день?
От 2 до 5
От 5 до 10

Задание, например, анкета по теме: «Сладости» 

5. Ты часто ешь сладости?
Да Нет

6. Ты угощаешь друзей конфетами?
Да Нет

7. Сколько ты ешь конфет в день?
От 2 до 5
От 5 до 10
Много
Не много

8. Ты умеешь делать конфеты самостоятельно?
Да Нет

Обработка результатов.

Обработка результатов.

Обработка результатов.

Методы исследований

Методы исследований

Методы исследований

Методы исследований

Общие критерии отбора методов исследования

Общие критерии отбора методов исследования

♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
♦ соответствие современным принципам научного исследования;
♦ прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
♦ соответствие логическому этапу исследования;
♦ комплексная взаимосвязь с другими методами.

Общие критерии отбора методов исследования

К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки…

К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки…

. широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.

Метод опроса экспертов (метод экспертных оценок)

это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Социометрический метод

это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Социометрический метод

это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Социометрический метод

Методы теоретического уровня : абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т

Методы теоретического уровня : абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т

эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д
экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы.
Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д.
Метатеоретический: диалектический и метод системного анализа.

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней

Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности

Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности

Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.

1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном…

1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном…

1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении; 2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.

Два основных вида эксперимента

позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. для познания объектов их…

позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. для познания объектов их…

позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

Сравнение

Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности

Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности

процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
качество измерения зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов

 Измерение

Виды материальных моделей: Пространственно подобные (геометрически подобные) - макеты или муляжи

Виды материальных моделей: Пространственно подобные (геометрически подобные) - макеты или муляжи

метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов.
Виды материальных моделей:
Пространственно подобные (геометрически подобные) - макеты или муляжи.
Физически подобные.
Математически подобные.

Моделирование

Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений

Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений

Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.

В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему

В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему

В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных

Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных

Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивныйот общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2022