Методы контроля при формировании общих и профессиональных компетенций по профессиональным модулям в рамках реализации актуализированных ФГОС
Оценка 4.6

Методы контроля при формировании общих и профессиональных компетенций по профессиональным модулям в рамках реализации актуализированных ФГОС

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
воспитание +1
Взрослым
04.02.2020
Методы контроля при формировании общих и профессиональных компетенций по профессиональным модулям в рамках реализации актуализированных ФГОС
Статья посвещена современным методам контроля знаний и умений обучающихся в рамках реализации актуализированных ФГОС
Статья Кормильцева Д.В..docx

Кормильцева Диана Валерьевна,

преподаватель первой квалификационной категории

СПБ ГБПОУ «Колледж управления и экономики «Александровский лицей», г. Санкт-Петербург

Методы контроля при формировании общих и профессиональных
компетенций по профессиональным модулям в рамках реализации
актуализированных ФГОС

Аннотация. В ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся контроль за каждым уровнем усвоения программы обеспечивает интенсификацию процесса обучения, проверку достижения целей и результатов обучения, мотивацию учебно-познавательной деятельности. Именно от правильной организации контроля зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество обучения в целом. В статье представлен один из методов контроля формирования общих и профессиональных компетенций карта контроля знаний и умений.

Ключевые слова: методы контроля, актуализированные федеральные образовательные стандарты, общие и профессиональные компетенции, знания и умения.

Принимая во внимание, необходимость обеспечения обратной связи между обучающимися и преподавателем в рамках образовательного процесса, первостепенное значение приобретают методы получения такой связи. От правильности выбора методов зависит возможность преподавателя объективно оценить уровень владения знаниями и умениями обучающегося для работы в этой области [1].

Одним из методов контроля выступает карта контроля знаний и умений. В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов на сегодняшний день являются устный опрос, письменная проверка знаний и решение задач и ситуаций.

 Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между обучающимися и преподавателями, на основании которой устанавливается, как обучающиеся воспринимают и усваивают учебный материал [4, с. 288].
           Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех типов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса [3, с. 272].

При изучении профессиональных модулей в рамках актуализированных ФГОС целесообразно применять такую форму как карта контроля знаний и умений.

Карта контроля знаний и умений – это метод контроля, который позволяет своевременно выявлять усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. Они могут быть разработаны по всем дисциплинам и модулям на соответствующей специальности, и предназначены для проверки текущего освоения знаний и умений. Карта контроля знаний включает 3 вида контроля: понятийный диктант, устный зачет, выполнение и защиту практической работы. Каждый вид применяется для контроля освоения определенного материала. С картой контроля знаний и умений обучающиеся должны быть ознакомлены заранее. За неделю до проведения контрольной точки по карте преподаватель оповещает студентов для того, чтобы у них была возможность подготовиться.

Первым видом контроля является понятийный диктант. Понятийный диктант включает в себя перечень основных понятий и терминов по теме занятия и способствует усвоению сущности темы. Понятийный диктант применяется, как правило, для контроля по темам, содержащим большой объем теоретической информации.  На специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в рамках междисциплинарного курса 01.01 по темам «Документирование хозяйственных операций и организация документооборота» и «План счетов бухгалтерского учета» понятийный диктант включает следующие понятия:

1. Реквизиты бухгалтерских документов.

2. Документ.

3. Контировка.

4. Документооборот.

5. Сроки хранения бухгалтерских документов.

6. Корректурный способ исправления ошибок.

7. Первичная учетная документация.

8. План счетов бухгалтерского учета.

9. Регистры бухгалтерского учета.

10. Бухгалтерская отчетность.

11. Способ красного сторно.

12. Таксировка.

13. Группировка

14. Способ дополнительной записи при исправлении ошибок.

15. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Как правило, в понятийный диктант включается от 10 до 15 понятий. Понятийный диктант может объединять несколько тем профессионального модуля или дисциплины. В целом, понятийный диктант способствует формированию знаний по профессиональным модулям и дисциплинам, в частности, данный пример понятийного диктанта формирует согласно актуализированных ФГОС следующие знания:

-       основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций,

-       понятие первичной бухгалтерской документации,

-       порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической,

-       порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов и другие.

Второй вид контроля – устный зачет. Устный зачет включает в себя перечень экзаменационных вопросов по данной теме. Студент должен в полном объеме, самостоятельно, без наводящих вопросов, дать развернутый ответ на каждый вопрос. На специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по междисциплинарному курсу 01.01 по темам «Учет основных средств» и «Учет нематериальных активов» устный зачет включает следующие вопросы:

1. Учет поступления основных средств.

2. Учет амортизации основных средств.

3.Учет ремонта основных средств. Переоценка основных средств.

4.Учет арендованных основных средств. Учет выбытия основных средств.

5. Документальное оформление движения основных средств.

6. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.

7. Документальное оформление движения нематериальных активов [2].

Как правило, в один устный зачет включается от 2-7 вопросов, в зависимости от объема соответствующих тем. Устный зачет также может объединять несколько тем. При сдаче устного зачета обучающиеся также представляют свою рабочую тетрадь для самостоятельных работ по данным темам. В целом, устный зачет способствует формированию знаний и умений по профессиональным модулям и дисциплинам, в частности, данный пример устного зачета формирует согласно актуализированных ФГОС следующие знания и умения:

1. Обучающийся должен знать:

-         учет поступления основных средств,

-         учет выбытия и аренды основных средств,

-         учет поступления и выбытия нематериальных активов,

-         амортизацию нематериальных активов и так далее.

2. Обучающийся должен уметь:

-         проводить учет основных средств,

-         проводить учет нематериальных активов и так далее.

Третий метод контроля по карте – это выполнение и защита практической работы. Практическая работа может включать:

-         заполнение бухгалтерских документов,

-         расчет сумм,

-         составление бухгалтерских проводок и решение задач.

На специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)» по междисциплинарному курсу 01.01 по теме «Учет денежных средств» выполнение и защита практической работы № 4 «
Составление первичных кассовых документов. Составление кассовых отчётов» включает заполнение приходного и расходного кассового ордера и листа кассовой книги. В ходе защиты практических работ студенты разъясняют порядок выполнения работы и расчетов. Выполнение и защита практических работ способствует формированию умений по профессиональным модулям и дисциплинам, в частности, данный пример практической работы формирует согласно актуализированных ФГОС следующие знания и умения:

1. Обучающийся должен знать:

-       основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций,

-       унифицированные формы первичных бухгалтерских документов,

-       порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической и так далее.

2. Обучающийся должен уметь:

-       оформлять денежные и кассовые документы,

-       заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию и так
далее [5].

Также карта контроля знаний и умений способствует дисциплинированию студентов. Каждая точка сдается в назначенный преподавателем срок, на паре. Если обучающийся отсутствовал, он сдает это в день консультации преподавателя.

В целом, карта контроля знаний и умений, способствует более четкому и своевременному контролю за освоением знаний и умений обучающихся, а также служит инструментом подготовки к экзамену.

Список литературы

1.   Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. М.: Издатель Рассказов, 2012. 300 с.

2.   Кормильцева Д.В. Практические основы бухгалтерского учета активов организации. Учебно-методическое пособие по междисциплинарному курсу для студентов среднего профессионального образования специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». 2019

3.   Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

4.   Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. //Издательский центр «Академия» 1998. – с. 288

5.   Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292062/


 

Скачано с www.znanio.ru

Кормильцева Диана Валерьевна, преподаватель первой квалификационной категории

Кормильцева Диана Валерьевна, преподаватель первой квалификационной категории

Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между обучающимися и преподавателями, на основании которой устанавливается, как…

Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между обучающимися и преподавателями, на основании которой устанавливается, как…

На специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в рамках междисциплинарного курса 01

На специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в рамках междисциплинарного курса 01

Второй вид контроля – устный зачет

Второй вид контроля – устный зачет

Обучающийся должен уметь: - проводить учет основных средств, - проводить учет нематериальных активов и так далее

Обучающийся должен уметь: - проводить учет основных средств, - проводить учет нематериальных активов и так далее

Также карта контроля знаний и умений способствует дисциплинированию студентов

Также карта контроля знаний и умений способствует дисциплинированию студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020