Методы контроля тренировочного процесса в лыжных гонках
Жуков Кирилл
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
I. Педагогические - оценивают общую и специальную физическую, тактическую и техническую подготовленность спортсмена.
К ним относятся:
1. Наблюдения за спортсменами во время соревнований и тренировочных занятий.
2. Беседы со спортсменами и тренерами.
3. Контрольные упражнения или тренировки.
4. Соревнования.
II. Медико - биологические методы:
1. Измерение веса и роста.
2. Измерение ЖЕЛ, вентиляции легких.
3. Определение МПК.
4. Стандартные нагрузки.
5. Изучение форменных элементов крови.
6. Изучение скорости восстановления АД, ЧСС, мышечной работоспособности.
III. Биохимические методы:
1. Определение концентрации лактата в крови.
2. Определение концентрации мочевины в крови.
3. Определение концентрации сахара в крови.
4. Определение концентрации белка в крови.
IV. Психологические методы:
1. Анкетирование и замеры показателей психомоторики.
2. Определение свойств личности и нервной системы. V. Методы самоконтроля:
1. Ведение дневника тренировок с четким его анализом.
2. Контроль за ЧСС в покое и после тренировки.
3. Контроль за измерением веса.
4. Наблюдения за самочувствием.
В настоящее время методы контроля тренировочного процесса основываются на методах развития спортивной работоспособности (методы тренировки): равномерный, переменный, повторный, повторно-переменный, контрольный, соревновательный.
1. Равномерный метод тренировки лыжников направлен на развитие общей выносливости. Характеризуется выполнением непрерывной работы с относительно равномерной интенсивностью. В зависимости от этапа подготовки и уровня подготовленности лыжника интенсивность может быть малой, умеренной, средней, а объем нагрузки - от соревновательного до двухтрехкратного. Он помогает повысить аэробную производительность и позволяет развивать общую и специальную выносливость. Применяется в переходном, подготовительном периодах и на предварительном этапе соревновательного периода тренировок. Средствами тренировки являются: ходьба, бег, гребля, плавание, велосипедный спорт, передвижение на роликовых коньках и лыжероллерах, ходьба на лыжах различными способами, туристические походы и т.д.
2. Переменный метод тренировки направлен на развитие специальной выносливости; заключается в выполнении непрерывной работы с переменной интенсивностью и плавным переходом от одной ее зоны к другой. В зависимости от этапа тренировки и подготовленности спортсмена интенсивность изменяется в диапазоне от малой до предельной, а объем нагрузки - от среднего до полуторного (двукратного). Это наиболее универсальный метод. С его помощью развивается аэробная и анаэробная производительность. Аэробная производительность совершенствуется в работе с умеренной, средней и, отчасти, соревновательной интенсивностью на больших отрезках дистанций, проходимых за время более 10 мин. Этот метод позволяет преимущественно развивать у лыжника специальную выносливость, скорость передвижения и скоростную выносливость. Применяется в подготовительном и соревновательном периодах, средствами тренировки являются: бег, имитационные упражнения, передвижение на роликовых коньках и лыжероллерах, велосипедный спорт, гребля, передвижение на лыжах различными способами.
3. Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характеризуется повторным прохождением отрезков дистанции с максимальной или предельной интенсивностью, между которыми - промежутки активного отдыха. Отдых продолжается, пока частота сердцебиений не снизится до зоны умеренной интенсивности - пульс 120140 уд/мин. Указанная величина частоты сердечных сокращений, как правило, составляет две трети частоты пульса при работе в запланированной зоне интенсивности (максимальной, предельной). Снижение частоты пульса
до 120-140 уд/мин дает организму лыжника лишь частичный отдых. Повторный метод позволяет увеличивать скорость движения и совершенствовать скоростную выносливость. Средствами тренировки являются: бег, имитационные упражнения, передвижение на роликовых коньках и лыжероллерах, ходьба на лыжах различными способами.
4. Повторно-переменный метод характеризуется повторением работы с переменной интенсивностью через промежутки отдыха, в течение которых функциональное состояние лыжника восстанавливается настолько, что он может вновь выполнить работу с той же интенсивностью. Данный метод планируется перед включением в тренировку повторного метода. Данный метод помогает развивать специальную выносливость, скорость и скоростную выносливость. Средства тренировки те же, что и при повторном методе.
5. Интервальный метод характеризуется соревновательной интенсивностью и соревновательным объемом. Величину отрезков дистанций увеличивают от тренировки к тренировке. Условия, в которых происходит тренировка интервальным методом, должны быть максимально приближены к соревновательным. Данный метод позволяет решить главную задачу - развить соревновательную выносливость, то есть выносливость к строго определенному роду деятельности в условиях, максимально прибли- женных к соревнованиям.
6. Контрольный метод характерен интенсивностью и объемом нагрузки, зависящими от задач контроля. Контроль в различные периоды и этапы тренировки предусматривает проверку разных сторон подготовленности лыжника. Контрольную тренировку рекомендуется проводить не чаще двух раз в месяц.
7. Соревновательный метод характеризуется предельной интенсивностью и объемом нагрузки. Он помогает не только повышать состояние тренированности лыжника, но и овладевать тактическими умениями и навыками, а также совершенствовать волевые качества, приобретать соревновательный опыт.
Чтобы подготовить взрослого лыжника к выполнению нагрузки с соревновательной интенсивностью, необходимо проводить тренировки при различном уровне (зоне) интенсивности: малой - при пульсе 100-120 уд/мин, умеренной - 120-140 уд/мин, средней - 140-160 уд/мин, большой – 160-180 уд/мин, максимальной - 180-200 уд/мин, предельной - 200 - 220 уд/мин.
Таким образом, применение только одного метода тренировки не может полностью обеспечить энергосистемы организма к соревновательным нагрузкам. Кроме того, монотонная однообразная тренировка неизбежно отрицательно воздействует на психику, работоспособность спортсменалыжника и достижения спортивных результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.