Методы обучения на уроках истории
Оценка 5

Методы обучения на уроках истории

Оценка 5
docx
06.04.2023
Методы  обучения на уроках истории
методичекие приемы на уроках истории.docx

Методы обучения на уроках истории

Гачегова Елена Петровна

преподаватель.

Метод обучения

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность педагога и студента для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее.

Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Классификация методов обучения

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

·           По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Эту концепцию предложили Михаил Данилов и Борис Есипов.

·           По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры). Над этой классификацией работали Евгений Голант, Михаил Верзилин и другие педагоги.

·           По характеру познавательной деятельности студентов: информационно-рецептивный метод (когда педагог  передаёт информацию студентам), репродуктивный (студент выполняет действия по примеру педагога), метод проблемного изложения (педагог формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (педагог разбивает проблему на отдельные задачи, а студенты их решают) и исследовательский (студенты ищут решения новых для них проблем). Авторы этого подхода, который отражает развитие самостоятельности обучащегося, — Исаак Лернер и Михаил Скаткин.

·           По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда педагог сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же студенты  решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов студенты переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач). Такую классификацию разработал Анатолий Алексюк.

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

·           Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).

·           Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).

·           Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).

Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета.

Современные методы обучения

Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения. От традиционных они отличаются, как правило, тем, что студент играет куда более выраженную, скорее даже центральную роль в процессе обучения. Иными словами, это методы активного обучения— в тотличие от пассивной модели, обучающийся не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу. Кроме того, эти методы помогают развивать софт-скиллы, объединяют знания и навыки из разных дисциплин.

Нескольких современных методах обучения

Проектный метод обучения

Проектный метод обучения отличается от классических тем, что студенты самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде презентации. Завершается проект защитой. Проекты бывают:

·           исследовательские (результатом служит подтверждение или опровержение некой теории);

·           практико-ориентированные (результатом служит предложенное решение для какой-либо задачи);

·           творческие.

Метод проектного обучения  позволяет:

·           научить студентов самостоятельно достигать намеченной цели, планировать движение к ней;

·           сформировать у них умение работать с информацией;

·           применять полученные теоретические знания на практических задачах;

·           сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Работа над проектом может проходить как индивидуально, так и в группах, и второй вариант также поможет развивать у студентов  навыки коммуникации и кооперации. Задача преподавателя — скоординировать их работу, помочь распределить роли, если нужно, составить план действий и так далее.

         Например, по учебной дисциплине  «Обществознание» я предлагаю всем обучающимся выбрать интересующую их тему; объясняю  этапы выполнения проекта, затем студенты приступают к работе. Чаще всего обучающиеся выбирают темы, связанные с семьей, потому что каждый студент либо живет в семье, либо стремится ее создать. Поэтому их волнуют проблемы молодой семьи, роль семьи в жизни человека, и другие темы, связанные с семейной жизнью.

Одна из студенток взяла тему «Проблемы молодой семьи» провела опрос

«Как вы считаете, какие проблемы присущи молодой семье?   И выяснила что большинство людей волнует проблема отсутствие доверия, а меньше всего людей волнует проблема насилия в семье

Итоги опроса

46%- отсутствие доверия

36%экономическая составляющая

36% недопонимание в семье

9%насилие в семье

Затем она предложила пути решения данных проблем, и создала буклет в помощь молодой  семье.

Разбор кейса (кейс-метод, кейс-стади)

Обычно это реальные факты о сложной и неоднозначной ситуации. Задача студентов  — исследовать и проанализировать эту ситуацию, после чего предложить для неё решение, как будто она произошла сейчас. В процессе студенты учатся применять теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, аргументировать свою позицию.

Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения: например, одни и те же факты можно интерпретировать с точки истории  по-разному, поэтому похожие ситуации  можно решить вариативно в зависимости от того, чьи аргументы покажутся студенту  более убедительными.

По тому, как обучающийся строит аргументацию для решения кейса, преподаватель видит, правильно ли он рассуждает, всю ли необходимую учебную информацию задействует, корректно ли понимает её.

На занятии  по истории России я предлагаю кейс «Совет в Филях»

Задания:

1.     Почему был прав генерал  Л.Л.Беннингсен предлагая дать новое сражение Наполеону?

2.      Как вы считаете, убедительны ли были арнументы Барклая –де-Толли против нового сражения?

3.     Как вы поступили бы на месте М.И. Кутузова

Метод интеллект-карт

Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. Интеллект-карта представляет собой схему, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от неё расходятся «ветви» связанных идей. Этот метод может пригодиться как для того, чтобы объяснить ученикам сложную тему, так и для коллективной или самостоятельной работы студентов — в процессе они учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию.

Этот метод я применяю на учебной дисциплине «Обществознание», по теме «Темперамент. Проявление в работе».

Вначале предлагаю ознакомиться с инструкцией, затем приступать к выполнению задания. Студентам нравится такой метод закрепления нового материала.

 

Инструкция по созданию  «интеллект – карты»:

1. Для создания карт используются только цветные карандаши или  маркеры.

2. Главное понятие(тип темперамента)  располагается в центре, изображается при помощи фигуры или рисунка с надписью внутри.

3.Ветви должны быть изогнутыми.

4.Над каждой ветвью пишется   словосочетание «проявление в работе».

5.В конце линии рисуется или приклеивается фигура, в которой написаны  «проявления в работе»

Пример создания «интеллект – карты»:

Равнобедренный треугольник: текст

                                                                    

 

проявления в работепроявления в работе                                                                               

 


Улыбающееся лицо: Тип темперамента


меланхолик

                                         

 

 

 

 

 

проявления в работе

 

 

проявления в работе

 

 


Шестиугольник: Повышенная утомляемость

   

 

«Горячий стул» - Ученик сидит на «горячем» стуле, а вся группа  задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует обучающихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

«Портрет» -  для обобщения знаний. Педагог зачитывает утверждение, в котором представлены сведения об историческом лице. Ученики пытаются узнать объект. Если не удается узнать, то зачитывается второе утверждение, содержащую более точную информацию. Третье утверждение содержит такую информацию, что не узнать загадываемое нельзя.

Пример: 1.Сфинкс, неразгаданный до гроба, о нем и ныне спорят вновь» ( эти слова сказаны об Александре I П.А. Вяземским).

2. (Наполеон о нем же:)«Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают». 

3.(Шведский канцлер дал Александру I еще более яркую характеристику:) «фальшив, как пена морская»

4. По его молчаливому согласию был убит Павел I, его  отец.

5. Во время его правления было множество войн, в том числе и Отечественная война с Наполеоном.

 «Исторические пятнашки» - На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается здание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

По теме « Первые русские князья» и « Крещение Руси» предлагаю ребятам следующее задание:

988

862

941

965

882

972

980

957

911

«Что? Где? Когда?» - На карточках студенты должны заполнить пропуски. Можно использовать слайды презентации. Например, студенты должны назвать событие, когда и где оно произошло.

По теме «Смута в России начала XVII в.» предлагаю на слайдах серию картин  с портретами деятелей того времени, необходимо назвать недостающих людей.

 «Волшебная шкатулка» или «Черный ящик» - студенты должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть карточки с заданием или предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке. Можно также провести обратную связь. Ребятам  необходимо наполнить шкатулку. Они могут туда положить записки с пожеланиями или предсказаниями или фишки, отражающие впечатление от урока.

 На уроке по учебной дисциплине « Обществознание» по теме « Права и свободы человека и гражданина в России» предлагаю угадать  в начале урока  что находится в черном ящике.(паспорт)

 

Заключение

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач. Поэтому педагогу очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методы обучения на уроках истории

Методы обучения на уроках истории

По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные…

По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные…

Иными словами, это методы активного обучения— в тотличие от пассивной модели, обучающийся не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу

Иными словами, это методы активного обучения— в тотличие от пассивной модели, обучающийся не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу

Затем она предложила пути решения данных проблем, и создала буклет в помощь молодой семье

Затем она предложила пути решения данных проблем, и создала буклет в помощь молодой семье

Инструкция по созданию «интеллект – карты»: 1

Инструкция по созданию «интеллект – карты»: 1

Горячий стул» - Ученик сидит на «горячем» стуле, а вся группа задаёт ему вопросы по определённой теме

Горячий стул» - Ученик сидит на «горячем» стуле, а вся группа задаёт ему вопросы по определённой теме

По теме « Смута в России начала

По теме « Смута в России начала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023