Античный театр
Греческий театр взял свое начало из культа поклонения богам. Самый первый жанр античного театра называлась Кантатой. Кантата представляла собой маскарад и объединяла в себе пляски, пение и драматическое действие.
Позже появилось два жанра театр: комедия и трагедия.
В действии комедии к хороводу граждан добавлялись клоуны, жонглеры, акробаты, канатные плясуны.
Жанр трагедии создал Феспид.
Эсхил вводит необходимость игры двух актеров для создания диалогов и создание трилогии.
Софокл отказывается от трилогии и вводит третьего актера.
Эврипид переделал аспект трагедии. Хор становиться лишь музыкальным сопровождением. Меняется сюжет, становиться более адаптированным, земным, естественным, а от этого интересным, появляется интрига. Эврипид использует миф, как основу для отражения современных событий. Так же он ввел использование бытовой лексики, увеличил объем монодий (декларирование или пение в одиночку), а так же изменил агоны (словесные состязания актеров), усложнив их стихофимией (обмен репликами в стихотворной форме).
Актёрское исполнение было достаточно примитивным. Женские роли игрались мужчинами. Во всех жанрах, кроме ателланы (короткие представления), актёры выступали без масок, зато активно пользовались гримом и париками.
Римская театральная маска в отличие от греческой имела более большие отверстия для глаз и рта, за счёт чего актёр мог пользоваться мимикой.
Средневековье
Гистрионы – уличные шутники и забавники. Во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями, на Руси — скоморохами, в Германии — шпильманы, в Польше — франты.
Театр одного актера - вот что собой являл искусный гистрион, который мог быть фокусником, акробатом, плясуном, музыкантом, комедиантом и сказителем.
Подвергались гонениям со стороны светских и церковных властей.
Искусство вагантов было более дерзостным. Здесь царили пародия и сатира. Ваганты, или «бродячие клирики», — это недоучившиеся семинаристы и расстриги-попы. На мотивы церковных гимнов они распевали хвалу «Бахусу всепьющему», пародировали молитвы и церковные службы.
Жонглер – странствующий комедиант и музыкант. В течение долгого времени жонглеры были единственными носителями светской музыкальной культуры и, в частности, единственными профессионалами в области инструментальной музыки.
Шпильман (Германия) – актер сочиняет, поет, танцует, водит зверей и разыгрывает сценки.
Трубадуры, Труверы, Менестрели - придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для прекрасной дамы.
Шут – аналог клоуна. Традиционный шутовской колпак с бубенцами – это символ. Три длинных конца символизируют ослиные уши и хвост.
Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство и загадывание загадок.
Возрождение
В Италии, были заложены основы нового гуманистического театра: возрождены комедия, пастораль, трагедия; построены первые театральные здания; создана опера; разработаны принципы профессионального сценического и площадного театра, дан толчок к теоретическому осмыслению драматургических канонов.
Театр Шекспира «Глобус»
Своим расцветом театр английского Возрождения обязан прежде всего Вильяму Шекспиру (1564–1616). Драматургия Шекспира – итог всего предшествующего развития драмы, вершина театральной поэзии мира, перспектива дальнейшего движения театральной истории.
Философией театра были гуманистические идеалы.
Просвещение
Появляется «Просветительный театр», задача которого состояла в том, чтобы освободить людские умы от старых предрассудков и внушить им новые, просвещенные идеи, истинную мораль. Театр становится не только местом для развлечения. Он становится главным образом школой. Школой разума, морали и гражданской добродетелью.
Основной частью влияния на людей в Просветительном театре становится пролог. «Пролог, или беседа» - девиз философов-драматургов того времени. Пролог сильно видоизменяется, становится поучительным словом перед спектаклем, вытаскивает наружу всю несправедливость мира.
Театр могли посещать все сословия.
На сцене стали играть женщины.
Классицизм
Единство времени указывало на необходимость того, чтобы все действие пьесы происходило в вымышленном 24-часовом периоде;
Единство места означало, что действие должно разворачиваться в одном месте;
Единство действий означало, что пьеса должна быть построена вокруг одной «сюжетной линии», такой как трагический роман или конфликт между честью и долгом.
Романтизм
Основой театральной эстетики становятся воображение и чувство.
Появляется новый тип героя-бунтаря
Напевная декламация сменилась разговорной речью
Получают распространение стремительные эмоциональные жесты, а не свойственные классицизму размеренные, но неестественные движения. Внешняя красивость уходит на второй план, важным в построении образа становится психологизм.
Реализм
В театральном искусстве это означало стремление к сценической правде, отказ от условности декламации, жестов и костюмов и попытку приблизить изображение характеров, страстей и поведения героев на сцене к реальности.
Натурализм
Представители натуралистической драмы стремились к точному и правдоподобному воспроизведению действительности на театральных подмостках.
Одна из излюбленных проблем натуралистической драмы – проблема наследственности («Привидения» Г. Ибсена). Наследственностью натуралисты пытались объяснить трагедию современного человека.
Пафосные монологи становятся менее актуальными, зато важное значение приобретают немые сцены, диалоги и пантомима. От внешней украшенности речи (рифма и риторика) натуралистическая драма отказывается полностью.
Важное значение самими драматургами придаётся роли театральных декораций.
Театральное искусство ХХ в.
В начале XX века в культуре начинают развиваться многочисленные стилевые направления.
Общим для всех модернистских направлений было стремление к созданию нового искусства, отказ от традиционной культуры и полемика с ней, поиск новых выразительных средств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.