Методы познавательного развития детей от года до 3 лет
Оценка 4.7

Методы познавательного развития детей от года до 3 лет

Оценка 4.7
docx
22.03.2024
Методы  познавательного развития  детей от года до 3 лет
позн развитие ранний возраст.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Теоретические основы обучения в разных возрастных группах»

На тему: «Методы  познавательного развития  детей от года до 3 лет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста….

4

Познавательное развитие в дошкольном возрасте …………………….

7

Формирование познавательного интереса в раннем возрасте………….

9

Заключение…………………………………………………………………

13

Список использованных источников……………………………………..

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

 

 

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

 

Ранний возраст определяется большинством исследователей с года до трех лет. По мнению Л. С. Выготского, ранний возраст связан с интенсивным психическим развитием ребенка, которое происходит: в предметной деятельности; в общении с взрослым; в речевой деятельности; в поведенческих реакциях (произвольность поведения); в общении со сверстниками; в игровой деятельности; в сознании и самостоятельности.

Социальная ситуация развития связана с прямохождением ребенка, что делает его более свободным в ориентировании в пространстве. Уверенная ходьба ребенка увеличивает его автономность от взрослого человека. Он более свободно и самостоятельно может ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с предметами. Основной потребностью данного возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Но самостоятельно овладеть способами употребления орудий или культурно обусловленными предметами ребенок не может. Поэтому у ребенка возникает потребность в предметном взаимодействии с взрослым человеком на основе ситуативно-личностной формы общения.

Формируется новая форма общения между ребенком и взрослым ситуативно-деловое общение, представляющее собой деловое сотрудничество с взрослым на основе взаимодействия с предметами. Контакт взрослого и ребенка опосредуется предметом и действием с ним. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как соучастник игры и предметной деятельности, как образец для подражания действий с предметами, как оценщик действий ребенка и эмоционально поддерживающий его успехи и достижения. Средством общения выступает обмен игрушками, привлечение внимания к предмету.

Полноценное общение взрослого и ребенка характеризуется: - инициативностью ребенка по отношению к взрослому, стремлением привлечь внимание взрослого к действию с предметами; - выбором сотрудничества с взрослым на основе предметной деятельности, настойчивость в требовании взрослого в соучастии в действиях с предметами и играх; - эмоциональным отношением, доверчивостью, открытостью, проявлением любви к взрослому; - чутким отношением к взрослому, его оценкам и подстраиванием поведения ребенка от поведения взрослого, восприятие похвалы и порицания; - активным использованием речи во взаимодействии с взрослым.

В раннем возрасте происходит формирование основ интеллектуального развития, которое оказывает влияние будущую взрослую жизнь личности. Оно связано с интенсивным развитием мозга, скорость развития которого больше не повторяется ни одном из последующих возрастных периодов.

Ранний возраст является тем сензитивным периодом, в котором происходит закладка основ интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценивание перспектив развития в раннем возрасте ведет к отставанию в умственном развитии, к нереализованности резервных возможностей ребенка, что с трудом компенсируется в другие возрастные периоды или не компенсируется полностью. Третий год жизни ребенка связан с последующим совершенствованием приобретенных умений и приобретение новых. За первые два года жизни ребенок успевает накопить сил для дальнейшего совершенствования умений. В этом возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, не смотря на то, что оно становится более медленным, чем в первые два года.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит совершенствование нервной системы ребенка, это приводит к длительному активному бодрствованию (6-6,5 часов). Кроме этого у ребенка начинают формироваться навыки правильного поведения, то есть он уже способен на небольшое время сдерживать свои желания. Но для трехлетнего малыша сохраняется легкая возбудимость, быстрая утомляемость от однообразия действий. Интенсивно развивается и нервно-психическое развитие, которое связано с формированием и совершенствованием речевой деятельности. Словарный запас ребенка в этом возрасте увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. В речи ребенка появляются все части речи, уходят из речи облегченные формы слов и неправильно произносимые слова.

Для этой возрастной группы детей характерно отражение мышления ребенка в речевой деятельности, это связано с употреблением сложных и распространенных предложений.

Ведущей деятельностью детей в раннем возрасте становится предметно-манипулятивная деятельность или орудийно-предметная. Орудийно-предметные действия представляют собой действия с орудием (предметом), выполняемые в соответствии с общественной функцией и способом употребления. Примером могут служить орудийные действия: пользование ложкой, расческой, питье из кружки. Взрослый обучает ребенка пользоваться предметами.

Д.Б. Эльконин отмечает следующие закономерности в формировании предметного действия ребенка:

1) Действия производятся ребенком в ходе совместно с взрослым деятельности или по поручению взрослого в процессе совместной деятельности.

2) Сначала ребенок усваивает в действиях с предметами цель, смысл, основной шаблон действия, что позволяет ему действовать осмысленно. Позднее у ребенка вырабатывается навык, отрабатывается техническая операциональная сторона действий.

3) Правильность выполнения действий связана с соответствием образцу. В ходе многократных действий с предметом у ребенка формируется образ действия с предметом, который является концом формирования предметного действия.

4) В процессе действия с предметом ребенок отождествляет себя с взрослым.

5) Взрослый выступает образцом для подражания, направляющим и контролирующим действие, эмоционально поддерживающим.

Познавательное развитие в дошкольном возрасте

 

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, "теоретическое" направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний возраст (1-3 года)

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

 

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: "Я спрячу, а ты поищи". Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины). Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.

После 1года 6 мес. малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях ("Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке"). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.

В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п.

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую; развивающую; воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.

Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Можно определить познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств.

С точки зрения ученых-психологов, все психические процессы представляют собой особые формы предметных действий. В каждом таком действии есть две части: ориентированная и исполнительная. Как подчёркивают А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Г.С. Костюк психическое развитие является процессом отделения ориентированной части действия от самого действия и постоянное обогащение ориентированной части. Качественная характеристика результативности действия зависит от того, как организована ориентация ребёнка. Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ориентированной деятельности. Способом ориентированных действий ребёнка стают усвоенные им различные эталоны. Мимо процессов усвоения эталонов развитие невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Психология   детей   дошкольного   возраста:   Развитие   познавательных

процессов

 

/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 2001

Психология   детей   дошкольного   возраста:   Развитие   познавательных

процессов

 

/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 2001

Психология   детей   дошкольного   возраста:   Развитие   познавательных

процессов

 

/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 2001

1.                 Алексеева, Е. Е.  Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09252-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471932 (дата обращения: 19.11.2021).

2.                 Белкина, В. Н.  Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08012-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471226 (дата обращения: 19.11.2021).

3.                 Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07084-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470476 (дата обращения: 19.11.2021).

4.                 Гонина, О. О.  Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 425 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07209-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469295 (дата обращения: 19.11.2021).

5.                 Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469044 (дата обращения: 19.11.2021).


 

6.                 Скачано с www.znanio.ru

РЕФЕРАТ По дисциплине «Теоретические основы обучения в разных возрастных группах»

РЕФЕРАТ По дисциплине «Теоретические основы обучения в разных возрастных группах»

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике

Введение Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

В раннем возрасте происходит формирование основ интеллектуального развития, которое оказывает влияние будущую взрослую жизнь личности

В раннем возрасте происходит формирование основ интеллектуального развития, которое оказывает влияние будущую взрослую жизнь личности

В речи ребенка появляются все части речи, уходят из речи облегченные формы слов и неправильно произносимые слова

В речи ребенка появляются все части речи, уходят из речи облегченные формы слов и неправильно произносимые слова

Познавательное развитие в дошкольном возрасте

Познавательное развитие в дошкольном возрасте

Ранний возраст (1-3 года) Объектом познания являются окружающие предметы, их действия

Ранний возраст (1-3 года) Объектом познания являются окружающие предметы, их действия

Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем

Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем

Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года

Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр

Заключение Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом

Заключение Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их…

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их…

Список использованных источников

Список использованных источников

Юрайт [сайт]. — URL: https://urait

Юрайт [сайт]. — URL: https://urait
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024