Методы профориентации молодежи
Оценка 4.6

Методы профориентации молодежи

Оценка 4.6
doc
13.11.2020
Методы профориентации молодежи
Знанио 3.doc

Детско-юношеский центр

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : Методы профориентации молодежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова А.

 

Педагог дополнительного образования

 

 

 

2020

 

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:

1. Информационно-справочные - встречи со специалистами профориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации.

2. Профессиональной психодиагностики - опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения.

3. Эмоциональной поддержки - тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, успешные примеры самоопределения.

4. Помощи в конкретном выборе и принятии решения- последовательности действий [7, с. 110].

Рассмотрим более подробно методы из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно отнести следующие, нижеприведенные методы и технологии.

Методы активизации личностного и  профессионального самоопределения:

1. Игровые профориентационные упражнения. Цель упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации старшеклассников, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Группу не более 15-16 человек. Участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п. Проведении профориентационных упражнений должны соблюдаться такие условия, как: высокая динамика проведения, внимания участников на наиболее интересные и правильные высказывания, участие в упражнениях всегда носит добровольный характер.

2. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения. С помощью методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.

3.  Карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов [3, с. 110 – 114].

Для определения типа темперамента и характера, которые необходимо учитывать при проведении профориентации, используются методики особенности структуры темперамента  (Айзенка , Кеттелла и Холла).

Выявления профессиональных установок осуществляется на основании стандартизованных тестов, среди которых широкое распространение получила методика Дж. Крайтса «Шкала зрелости профессиональных установок», которая ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе – нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность – эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность – зависимость; реализм и готовность к компромиссам – социальный престиж и информированность, и рациональность – боязнь. Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в шкале зрелости профессиональных установок. Но это методика не подходит для выявления профессиональных установок в возрасте 14 – 16 лет, так как в этом возрасте профессиональные установки весьма динамичны. Поэтому была разработана следующая методика, которая заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» – до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группировались таким образом: «самостоятельность», сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении задачи выбора профессии; «подверженность эмоциональным влияниям» – включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения; «надежды на профессиональную перспективу» – включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего; «легкомысленность профессионального выбора» – включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора; «ориентация на предполагаемые неудачи» – включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего; «ощущение растерянности» – включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «переживание эмоционального конфликта» – включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации; «Идеализация своего профессионального будущего» – включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее; «основательность профессионального выбора» – включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора; «ощущение собственной неспособности» – включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов [1, с. 23].

 

Для диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций используется методика И. Кона, где тестируемые пишут сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет». Она позволяет выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры: социально-ролевую самоидентичность; ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими; способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека [2, с. 23].

Методика многомерного анализа достижений ученика применяется в целях профориентации учеников. Ее основной целью является выявление интересов и способностей учеников с помощью фиксации, накопления профессиографического анализа их спонтанных достижений на протяжении обучения в школе. Один раз в месяц на классный час собираются ученики, родители и учителя. Каждый ребенок называет свое главное достижение за месяц. Остальные участники фиксируют это на бланке достижений ученика, а в конце учебного года или обучения в школе все записи обрабатываются и выводится профиль наклонностей ученика и соответственно профилю подбирается основная и дополнительная профессия [4, с. 23].

Еще одним методом, достаточно часто используемым в профориентации является тест, определяющий степень знакомства учащихся с будущей профессией, который направлен на выявление устойчивости интереса выпускников к выбранной профессии и степень зрелости этого решения. Он состоит из блоков: перечень групп профессий, различающихся по качественным параметрам; перечень наиболее важных профессиональных знаний и умений, определяющих содержание профессии и уровень необходимой подготовки; престижность выбранной профессии и предлагаемый уровень конкуренции на рынке труда; оценка собственных качеств, позволяющих успешно овладеть профессией и конкурировать с другими претендентами; альтернативные профессии и специальности в случае невозможности овладения желаемой профессией [4, с. 24].

Подводя итоги, можно сказать, что список методов профориентации весьма обширен, в особенности, методы применяемые в профдиагностике. Все методы можно разделить на 4 группы: информационно-справочные, профессиональной психодиагностики, морально-эмоциональной поддержки и методы помощи в конкретном выборе и принятии решения. В профдиагностике можно выделить такие основные группы этих методов, как методы для выявления профессионально ориентированных интересов учащихся, методы диагностики профессиональных намерений, методы диагностики профессиональной готовности, методы диагностики творческого потенциала, методы диагностики профессиональных предпочтений и многое другое. Это связано в первую очередь с тем, что в успешности человека как профессионала играют очень важную роль психологические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1999. – 224 с.

 

2.Антипьев А.Г. Профориентация молодежи: сегодня и завтра / А.Г. Антипьев // Человек и труд. – 2012. – №7. – С. 27 – 34.

3.Антипьев А.Г., Волегов В.С. Структура спроса на профессии / А.Г. Антипьев, В.С. Волегов // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. – 2011. – №4 (8). – С. 13 – 21.

4. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / [под ред. Е.Л. Солдатовой]. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.

5.Дунаева Н.В., Салахутдинов Р.Ф. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема / Н.В. Дунаева, Р.Ф. Салахутдинов // Человек и труд. – 2010. – №2. – С. 13 – 19.

6.Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. проект, 2003. – 330 с.

7.Климов Е.А. Пути в профессионализм / Е.А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 320 с.

 

8. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1037-1040.

 

 

 

 

 


Детско-юношеский центр Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом: 1

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом: 1

Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения

Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения

Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» – до «совершенно мне не соответствует»

Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» – до «совершенно мне не соответствует»

Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»

Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»

Подводя итоги, можно сказать, что список методов профориентации весьма обширен, в особенности, методы применяемые в профдиагностике

Подводя итоги, можно сказать, что список методов профориентации весьма обширен, в особенности, методы применяемые в профдиагностике

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Методы профориентации молодежи

Методы профориентации молодежи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2020