МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
№ |
Метод психокоррекции |
Содержание |
1. |
Психогимнастика |
Психогимнастика – это метод, при котором клиенты (дети или взрослые) проявляют себя и общаются без помощи слов. 1979г.Г.Юнова - упражнения на внимание -упражнения на снятие напряжения: - упражнения на сокращение эмоциональной дистанции (на развитие сотрудничества и взаимопомощи): Методика М.И. Чистяковой по психогимнастике: 1.мимические и пантомимические этюды. 2.этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. 3.этюды и игры с целью коррекции настроения у детей. |
2. |
Игротерапия |
Г.Хуг – Хельмут в 1919г.; позже Анна Фрейд ( дочь Зигмунда Фрейда) и Мелани Кляйн описывали и проводили игру как средство адаптации и инструмент психотерапии детей. Показания к проведению игротерапии: -социальный инфантилизм -замкнутость -необщительность -фобические реакции -сверхконформность и сверхпослушание -нарушения поведения и вредные привычки -неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков Игра влияет на развитие ребёнка и может одновременно выполнять несколько функций: 1.биологическая функция игры 2.внутриличностная функция игры 3.межличностная функция игры 4.диагностическая функция 5.терапевтическая функция 6.обучающая функция Выбор вида игротерапии будет зависеть от дефекта в развитии ребёнка. 1)психоаналитическая игротерапия 2) гуманистическая игротерапия 3) поведенческая игротерапия 4) развивающая игротерапия
|
3. |
Арттерапия |
– это лечение изобразительным искусством. Автор термина – Адриан Хилл (1938). Арттерапия выросла из психоанализа (З.Фрейда и К.Г.Юнга), Достоинства Арттерапии: - помогает установлению и углублению контакта, -применима для диагностики, выявления динамики развития; -позволяет широко разнообразить средства – от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний, применима при широком круге психических расстройств -создаёт и углубляет (особенно у детей) чувство безопасности -позволяет быть ребёнку открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха. К средствам арттерапии относятся:резьба по дереву, выжигание,чеканка, мозаика, лепка, витражи, рисунок поделки из меха и тканей, шитьё, плетение Арттерапия включает несколько направлений: - рисуночная терапия - танцетерапия - драмтерапия - кинотерапия - библиотерапия - куклотерапия |
4. |
Музыкотерапия |
Музыкотерапия П.Нордоффа и К.Роббинса. прамузыка и премузыка + элементы паравербальной психотерапии. Разные виды музыки используются как фоновое сопровождение - в эмоционально – стрессовой терапии (по В.Е.Рожнову и М.Е.Бурно). ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.- (Е.Хеймлих, 1972) - метод предполагает построение общения педагога (терапевта) с ребёнком через сенсомоторные каналы. - контакт с ребёнком устанавливается через звук, движение и прикосновение; прикосновение играет решающую роль! средства:-невербальные вокализации, -рифмование -знакомые мелодии, -мимика, -драматизация |
5. |
Куклотерапия |
Куклотерапия снована на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Кукла используется как промежуточный объект, посредник во взаимоотношениях ребёнка и взрослого (психолога, педагога, родителя, врача). Куклотерапия популярна в зарубежной (Ф.Зимбардо, 1991) и в отечественной практике ( И.Г.Выгодская, 1984; А.И.Захаров, 1986; А.Спиваковская, 1988). Формы куклотерапии: индивидуальная и групповая. Виды кукол:-куклы-марионетки, -пальчиковые куклы -теневые,-верёвочные , -плоскостные,-перчаточные,-объёмные, -куклы-костюмы |
6. |
Логотерапия |
(от греческого «logos» - слово; «theraperia» - забота, уход, лечение). Автор психотерапевтического метода В.Франкл. Цель л о г о т е р а п и и: помочь человеку обрести смысл жизни, загореться какоё-либо деятельностью, найти дело, созидающее духовность личности, найти и понять те ценности, которые вдохновляют на жизнь, творчество, труд. Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в следующих сферах: - в творчестве - в эмоциональных переживаниях -сознательное принятие тех обстоятельств, которые невозможно изменить. Центральные понятия в логотерапии – самотрансценденция (выход за свои пределы, преодоление своего горя, скорби, бессмысленности жизни) и самоактуализация (поиск и нахождение самого себя, воплощение потенциальных возможностей в конкретных делах). Приёмы логотерапии- самоотстранение и юмор 2 основных метода: = метод дерефлексии = метод парадоксальной интенции* (намерение) Смысл человеческой жизни (по методу В.Франкла) клиент обретает через осознание того, что он нужен и полезен другим.
|
7. |
Сказкотерапия |
Сказкотерапия – это метод психокоррекции, который использует сказочную форму для совершенствования взаимоотношений с окружающим миром, интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания. Многие известные отечественные и зарубежные психологи обращались к сказкам: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич-Евстигнеева. Образы сказок воздействуют одновременно на 2 психических уровня: 1) на уровень сознания 2) на уровень подсознания Формы: 1.Сказка как метафора. 2.Рисование по мотивам сказки. 3.Сказочные герои («хорошие и плохие») 4. Инсценирование (проигрывание) эпизодов сказки. 5. Сказка как приём нравоучения 6. Творческая работа по мотивам сказки Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции»,
|
8. |
Холдинг |
Метод холдинга (от англ. «hold» - держать) использовался первоначально в работе с аутичными детьми, затем для коррекции эмоциональных расстройств. Автор метода доктор М.Велш (1970 Холдинг успешно применяется в Англии, Финляндии, Японии, Италии, ФРГ. В России холдингтерапию использовала О.С.Никольская (1987). Холдинг можно сравнивать с психодрамой; драматическая борьба приводит клиента к катарсису, вслед за которым наступает эмоциональное и физическое расслабление. Задачи специального педагога или психолога во время холдинга:-вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребёнка,-наблюдать, фиксировать свои наблюдения и передавать матери сигнал от ребёнка,-анализировать семейные конфликты, -сдерживать гнев и отчаяние матери, поддерживать её во время холдингтерапии, -организовывать помощь отца и других членов семьи, -нельзя прерывать сеанс холдинга
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.