Методы психокоррекции (Табличный вариант)

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Таблица Методы психокоррекции.doc

 

МЕТОДЫ  ПСИХОКОРРЕКЦИИ

 

Метод психокоррекции

Содержание

1.

Психогимнастика

Психогимнастика – это метод, при котором клиенты (дети или взрослые) проявляют себя и общаются без помощи слов.

1979г.Г.Юнова

- упражнения на внимание

-упражнения на снятие напряжения:

- упражнения на сокращение эмоциональной дистанции (на развитие сотрудничества и взаимопомощи):

Методика М.И. Чистяковой по психогимнастике:

1.мимические и пантомимические этюды.

2.этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.

3.этюды и игры с целью коррекции настроения у детей.

2.

Игротерапия

Г.Хуг – Хельмут в 1919г.; позже Анна Фрейд ( дочь Зигмунда Фрейда) и Мелани Кляйн описывали и проводили игру как средство адаптации и инструмент психотерапии детей.

Показания к проведению игротерапии:

-социальный инфантилизм

-замкнутость

-необщительность

-фобические реакции

-сверхконформность и сверхпослушание

-нарушения поведения и вредные привычки

-неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков

Игра влияет на развитие ребёнка и может одновременно выполнять несколько функций:

1.биологическая функция игры

2.внутриличностная функция игры

3.межличностная функция игры

4.диагностическая функция

5.терапевтическая функция

6.обучающая функция

Выбор вида игротерапии будет зависеть от дефекта в развитии ребёнка.

1)психоаналитическая игротерапия

2) гуманистическая игротерапия

3) поведенческая игротерапия

4) развивающая игротерапия

 

 

 

 

 

3.

Арттерапия

– это лечение изобразительным искусством. Автор термина – Адриан Хилл (1938).

Арттерапия выросла из психоанализа (З.Фрейда и К.Г.Юнга),

Достоинства Арттерапии:

- помогает установлению и углублению контакта,

-применима для диагностики, выявления динамики развития;

-позволяет широко разнообразить средства – от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний, применима при широком круге психических расстройств

-создаёт и углубляет (особенно у детей) чувство безопасности

-позволяет быть ребёнку открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха.

К средствам арттерапии относятся:резьба по дереву, выжигание,чеканка, мозаика, лепка, витражи, рисунок

поделки из меха и тканей, шитьё, плетение

Арттерапия включает несколько направлений:

- рисуночная терапия            - танцетерапия

- драмтерапия                        - кинотерапия

- библиотерапия                    - куклотерапия

4.

Музыкотерапия

Музыкотерапия П.Нордоффа и К.Роббинса.

прамузыка и премузыка + элементы паравербальной психотерапии.

Разные виды музыки используются как фоновое сопровождение - в эмоционально – стрессовой терапии (по В.Е.Рожнову и М.Е.Бурно).

ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ  ПСИХОТЕРАПИЯ.- (Е.Хеймлих, 1972) -  метод предполагает построение общения педагога (терапевта) с ребёнком через сенсомоторные каналы.

- контакт с ребёнком устанавливается через звук, движение  и прикосновение; прикосновение играет решающую роль!

средства:-невербальные вокализации, -рифмование

-знакомые мелодии, -мимика, -драматизация

5.

Куклотерапия

Куклотерапия снована на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Кукла используется как промежуточный объект, посредник во взаимоотношениях ребёнка и взрослого (психолога, педагога, родителя, врача).

Куклотерапия популярна в зарубежной (Ф.Зимбардо, 1991) и в отечественной практике ( И.Г.Выгодская, 1984; А.И.Захаров, 1986; А.Спиваковская, 1988).

Формы куклотерапии: индивидуальная и групповая.

Виды кукол:-куклы-марионетки, -пальчиковые куклы

-теневые,-верёвочные , -плоскостные,-перчаточные,-объёмные, -куклы-костюмы

6.

Логотерапия

(от греческого «logos» - слово;  «theraperia» - забота, уход, лечение).

Автор психотерапевтического метода В.Франкл.

Цель л о г о т е р а п и и: помочь человеку обрести смысл жизни, загореться какоё-либо деятельностью, найти дело, созидающее духовность личности, найти и понять те ценности, которые вдохновляют на жизнь, творчество, труд.

Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в следующих сферах:  - в творчестве

 - в эмоциональных переживаниях

-сознательное принятие тех обстоятельств, которые невозможно изменить.

Центральные понятия в логотерапии – самотрансценденция (выход за свои пределы, преодоление своего горя, скорби, бессмысленности жизни) и самоактуализация (поиск и нахождение самого себя, воплощение потенциальных возможностей в конкретных делах).

Приёмы логотерапии- самоотстранение и  юмор

2 основных метода:

= метод дерефлексии

= метод парадоксальной интенции* (намерение)

Смысл человеческой жизни (по методу В.Франкла) клиент обретает через осознание того, что он нужен и полезен другим.

 

7.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это метод психокоррекции, который использует сказочную форму для совершенствования взаимоотношений с окружающим миром, интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания.

         Многие известные отечественные и зарубежные психологи обращались к сказкам: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич-Евстигнеева.

         Образы сказок воздействуют одновременно на 2 психических уровня:

1)    на уровень сознания

2)    на уровень  подсознания

Формы:

1.Сказка как метафора.

2.Рисование по мотивам сказки.

3.Сказочные герои («хорошие и плохие»)

4. Инсценирование (проигрывание) эпизодов сказки.

5. Сказка как приём нравоучения

6. Творческая работа по мотивам сказки

    Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции»,

 

 

8.

Холдинг

Метод холдинга (от англ. «hold» - держать) использовался первоначально в работе с аутичными детьми, затем  для коррекции       эмоциональных расстройств. Автор метода доктор М.Велш (1970

  Холдинг успешно применяется в Англии, Финляндии, Японии, Италии, ФРГ.     В России холдингтерапию использовала О.С.Никольская (1987).

Холдинг  можно  сравнивать с психодрамой;  драматическая борьба приводит клиента к катарсису, вслед за которым наступает эмоциональное и физическое расслабление.

Задачи специального педагога или психолога во время холдинга:-вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребёнка,-наблюдать, фиксировать свои наблюдения и передавать матери сигнал от ребёнка,-анализировать семейные конфликты,

-сдерживать гнев и отчаяние матери, поддерживать её во время холдингтерапии, -организовывать помощь отца и других членов семьи, -нельзя прерывать  сеанс холдинга

 

 


Посмотрите также