Методы развития эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы

  • docx
  • 02.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие ЭИ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №56»

 

 

 

 

 

 

Методы развития эмоционального интеллекта

на уроках русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

Усова Мария Анатольевна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

Ижевск,

2022


Содержание:

1.                  Введение

2.                  Глава 1. Эмоциональный интеллект как социально-психологический феномен

2.1.         Что такое «эмоциональный интеллект»

2.2.         Методы исследования эмоционального интеллекта

3.                  Глава 2. Формирование и развитие эмоционального интеллекта на уроках.

3.1.         Особенности эмоционального интеллекта детей

3.2.         Методы развития эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы

4.                  Глава 3. Влияние методов развития эмоционального интеллекта на обучающихся

4.1 Уровень выраженности компонентов эмоционального интеллекта

4.2 Результаты качества образования по русскому языку и литературе.

5.                  Заключение.

6.                  Список используемой литературы

7.                  Приложения


Введение:

Каждый день мы сталкиваемся с различными ситуациями, которые могут вызывать у нас определенные эмоции, иногда это радость, иногда раздражение. Учителя и ученики - живые люди, и за день мы можем испытывать целый спектр разных ощущений и состояний. А вот тому, как и насколько мы способны их отслеживать, различать и управлять этими самыми эмоциями, и посвящено мое исследование.

Проблема исследования заключается в необходимости понять, насколько влияет развитый эмоциональный интеллект на усвоение учебного материала, на результат обучения, на коммуникацию ученик-ученик, ученик-учитель?

Актуальность исследования обуславливается тем, что согласно ФГОС 2021 личностными результатами освоения образовательной программы должны стать:

·         ведение конструктивного диалога,

·         достижение взаимопонимания,

·         проявление уважение к другим людям,

·         умение сотрудничать для достижения общих целей.

Описанные личностные результаты предполагают эмоциональную компетентность обучающегося, то есть умения хорошо разбираться в собственных и чужих чувствах, обладать эмпатией и открытостью, высокой адаптивностью. В такой ситуации вероятность возникновения проблем поведенческого характера, конфликтности и трудностей взаимодействия будет минимальна, так как обучающийся будет уметь конструктивно выражать свои мысли и передавать чувства.

Целью моего исследования стала разработка методики по формированию и развитию эмоционального интеллекта обучающихся на уроках русского языка и литературы. 

Объектом исследования являются обучающиеся 6-7 классов.

Предметом исследования является развитие эмоционального интеллекта у обучающихся 6-7 классов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Проанализировать разные подходы в научной литературе с целью выделения основных компонентов эмоционального интеллекта;

2. Подобрать методики для его изучения и провести диагностику;

3. Изучить и апробировать развивающие занятия для формирования эмоционального интеллекта у обучающихся.

Гипотеза исследования: развитие эмоционального интеллекта будет способствовать активной образовательной деятельности школьников.


2. Глава 1. Эмоциональный интеллект как социально-психологический феномен

2.1.      Что такое «эмоциональный интеллект»

Эмоции — это врождённые мгновенные реакции на происходящее. Управлять возникновением эмоций так же трудно, как процессом выброса гормонов.

Эмоции возникают помимо воли человека, но при регулярной тренировке их выражение можно научиться регулировать. Нельзя заставить себя не бояться, если страшно, но можно научиться не убегать с воплями, а тихо уходить. Нельзя приучиться ничему не удивляться, но можно лишь слегка поднимать брови, а не выкрикивать «Ого!».

Впервые определение эмоционального интеллекта ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test (Тест на эмоциональный интеллект Майера Саловея Карузо).

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (Эмоциональный коэффициент).

Сегодня эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется как способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями. В мире, где ценятся мягкие навыки: умение сотрудничать, разрешать конфликты и проявлять лидерские качества, эмоциональный коэффициент играет более важную роль, чем интеллектуальный коэффициент.

Выделяются четыре составляющие ЭИ:

·                     восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;

·                     понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;

·                     управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;

·                     использование — активизация мозга с помощью эмоций.

Все эти составляющие можно гармонично взращивать во время проведения школьных уроков, здесь развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.

2.2 Методы исследования ЭИ

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления»; «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города».

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...». Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального).

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает. Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека. По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье. Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях называется эмоциональным интеллектом (emotional intelligence, EI)

Много позднее К. Юнг определял эмоции как сильное беспокойство, охватывающее индивида в целом. Современные сторонники данного подхода описывают эмоции как спонтанную реакцию, главным образом внутреннюю, возникающую в результате нарушений аффективного регулирования. Они рассматривают эмоции в чистом виде как феномен, обусловленный полной потерей интеллектуального контроля и не содержащий в себе и следа сознательной цели. В рамках указанного подхода Р.С. Вудворт предположил, что в состав шкал для измерения IQ следует включать тесты, демонстрирующие, что человек не проявляет страха, гнева, неприятия или любопытства по отношению к тем вещам, которые возбуждают данные эмоции у ребенка.

Дж. Майер и П. Сэловей определяют эмоции как упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую (связанную с опытом). Это адаптивные реакции, которые могут потенциально быть причиной трансформации персонального и социального взаимодействия в обогащение опыта.

Согласно представлениям Х. Гарднера о множественном интеллекте, данное психическое явление включает широкий круг способностей. Модель интеллекта структурирует организацию этого пространства. Модель Х. Гарднера включает семь основных подвидов (форм) интеллекта, среди которых, наряду с традиционными вербальным и логико-математическим, присутствуют пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный (interpersonal) и внутриличностный (intrapersonal) интеллект. Межличностный интеллект, в свою очередь, включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения. Один из аспектов личностного интеллекта также связан с чувствами и очень близок к тому, что Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо называют эмоциональным интеллектом. Одним из выделяемых Х. Гарднером типов интеллекта является социальный интеллект, определяемый как способность понимать людей и управлять ими. В исследованиях было установлено, что социальный интеллект может быть отделен от общих академических способностей. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.


3. Глава 2. Формирование и развитие эмоционального интеллекта на уроках.

3.1 Особенности эмоционального интеллекта детей.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники.

Зачем это детям:

·       поможет в общении;

·       повысит продуктивность в учёбе;

·       научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;

·       укрепит уверенность в себе;

·       позволит быстро принимать решения.

Особенности ЭИ младших школьников:

·       непосредственны и откровенны;

·       оптимистичны и позитивны;

·       легко эмоционально отзываются на события;

·       чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;

·       резко меняют эмоциональный настрой;

·       незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

·       нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;

·       осознают собственную исключительность и неповторимость;

·       противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;

·       не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Исходя из ФГОС, мы развиваем уникальную личность, стремимся расширить индивидуальные возможности каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, не говоря уже о профессиональных качествах педагогических работников.

ФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).

Суть этих результатов заключается в сбалансированном развитии как жестких, так и гибких навыков. Сегодня в работе мы ежедневно делаем упор именно на мягкие навыки. В современном мире он необходимы для достижения профессионального и личного успеха.

В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.

Вот эти компетенции:

·                     критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;

·                     креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;

·                     коммуникативные навыки — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;

·                     координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.

Итогом работы по развитию этих компетенций считаем успешного, развитого, образованного и разностороннего человека.

3.2. Методы развития ЭИ на уроках русского языка и литературы

3.2.1 Метод анализа собственных эмоциональных реакций.

При первоначальном анализе прочитанного текста вырабатывается умение понимать собственную эмоциональную реакцию.

Варианты вопросов, которые задаются после прочтения текста: Что чувствуете? Почему вы отреагировали на данную ситуацию именно так, а не иначе? Что именно в сложившейся ситуации вызвало у вас данную эмоцию?

В ходе беседы дается возможность высказаться все желающим учащимся, делая это в максимально свободной обстановке так, чтобы не возникло ситуации игнорирования эмоций ребенка или их подавления. В дополнение к этому способу используется анализ состояния персонажа с помощью приема «Карта эмпатии». Приложение 1.

3.2.2 Метод развития мотивации.

Обучение этому умению можно провести в начале года на любом предмете, в том числе на русском языке и на литературе. Необходимо на листке написать 10 дел, занятие которыми приносит пользу и дарит массу положительных эмоций. Далее нужно попросить перефразировать каждое дело так, чтобы остался только один глагол, например, читать, познавать, общаться, дегустировать и т.д. На основе данных глаголов необходимо составить личный план действий, выделяя на каждый глагол по 10-12 дней, которые нужно прожить под влиянием этого слова. А затем, на уроках развития речи, например, дети готовят небольшой по объему рассказ, как они провели эти дни. Это не только развивает устную речь, расширяет словарный запас, но улучшает коммуникацию на уровнях ученик-ученик и ученик-учитель. На уроках литературы развитию мотивации могут способствовать просмотры художественных фильмов или спектаклей, прослушивание аудиозаписей как в авторском, так и в актерском исполнении. Аудиовизуальное восприятие текста становится основой дальнейшего полилога и как итог творческое задание: эссе, собственный оригинальный текст, фанфик, рецензия, написание музыки, проект, создание клипа. 

3.2.3 Метод использования словаря эмоций и художественных переживаний В.Г. Ражникова

Чтобы лучше понимать свои и чужие эмоции, их нужно уметь называть и отличать печаль от грусти, утомление от усталости, а радость от ликования. Изначально учёные выделяли 5-7 базовых эмоций, которые испытывают все люди планеты независимо от типа культуры: страх, гнев, радость, удивление, отвращение, грусть, стыд. В 2017 году исследователи Алан Коуэн и Датчер Келнер представили интерактивную карту 27 эмоций, куда включили, например, благоговейный трепет, влечение, ностальгию и ужас. Помимо этого, существует Словарь эстетических эмоций, созданный для музыкантов. В нем собран набор признаков, соответствующих настроению, характеру исполнения музыки. Приложения 2, 3.

На уроках русского языка используется словарь эстетических эмоций при изучении темы «Синонимы». Класс делится на группы. Группе предлагается несколько фото, где четко читается одна и та же эмоция, это могут быть портреты, события, праздники, пейзажи. Задачей детей становится не только определение этой эмоции, но и подбор подходящих синонимов из предложенного словаря. Необходимо объяснить, каким образом была выбрана именно эта эмоция, почему подобраны те или иные синонимы и в чем разница между картинками. После чего, необходимо написать сочинение-описание по одной из фотографий, использовав как можно больше синонимов из текущего раздела. Таким образом мы не только изучаем синонимы, расширяем словарный запас, но и повторяем тип речи «Описание». В индивидуальном порядке это сделать бывает довольно сложно, но коллективные усилия приносят качественно новый результат.

На уроках литературы мы используем этот же словарь для расширения образного мышления при анализе произведения. В рамках школьной программы эти произведения или их отрывки подбираются согласно возрасту. Например, в 5 классе при изучении повести В. Катаева «Сын полка», в 6 классе в «Повести о настоящем человеке» и т.д. Обучающиеся в парах или группах выбирают кульминационные отрывки произведений и, используя словарь, характеризуют эмоциональную составляющую произведения.  Так художественное переживание, которое вызывает у ученика практически любой вид искусства, помогает рождаться образам и суждениям. Наличие такого словаря «под рукой» учителя помогает обогатить детскую речь.

3.2.4 Метод завершения предложений

Используя данный метод на уроке литературы, мы сразу работаем в двух направлениях. С одной стороны, развиваем ЭИ, позволяя ребенку распознавать эмоцию, а с другой - учим его писать творческие работы.

Суть метода заключается в том, что ребенку предлагается завершить предложение, выбрав наиболее подходящее слово из списка. При этом предложения связаны с литературным героем (героями) изучаемого произведения. Приложение 4.

 

 


4. Влияние методов развития эмоционального интеллекта на обучающихся

Каждый день, работая с детьми, мы замечаем их успехи или неудачи, улыбки или слезы. Встречаемся с разными настроениями, основной проблемой становится тот фактор, что дети не всегда могут осознать и проговорить, что чувствуют сейчас и как им помочь. Именно поэтому я решила исследовать тему ЭИ у обучающихся. Хотелось понять, влияет ли развитый ЭИ ребенка на его успеваемость, на развитие тех самых четырех ключевых компетенций. Целью исследования было не только стремление развить эмоциональный интеллект ребенка, но и оценить его влияние на качество образования на уроках русского языка и литературы конкретно.

В своём исследовании мы задались двумя вопросами:

1.    Изменится ли реальный уровень ЭИ ребенка после применения методики?

2.    Повлияет ли это на качество обучения ребенка?

В работе был использован следующий комплекс исследований: 

1. Общенаучные методы (сравнительный анализ теоретических подходов и обобщение психологической литературы по проблеме эмоционального интеллекта);

2. Эмпирические методы (опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина);

3. Методы, формирующие эксперимент (активные занятия);

В исследовании приняли участие 45 испытуемых, ребят, обучающихся в 6-7 классах. 

 

4.1 Уровень выраженности компонентов эмоционального интеллекта

Для определения уровня ЭИ мы опирались на опросник, разработанный Д.В. Люсиным. В современной отечественной психологии предлагаемая им модель эмоционального интеллекта трактуется как когнитивная способность. Автор настаивает на том, что в структуру данного феномена не следует включать личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами эмоционального интеллекта.

В структуре эмоционального интеллекта выделяется два «измерения»:

1. Способность — к пониманию или управлению. Способность к пониманию эмоций предполагает, что человек может распознавать наличие эмоции, идентифицировать и называть ее, а также понимать ее причины и предвидеть возможные следствия. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может произвольно контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, вызывать необходимую эмоцию.

2. Направленность — на свои или чужие эмоции. На собственные эмоции направлен внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ), а на чужие — межличностный (МЭИ).

Пересечение указанных «измерений» дает четыре вида эмоционального интеллекта. Эти виды мы и подвергли изучению. В Приложении 5 представлен опросник Д.В. Люсина, который был предложен обучающимся до и после проведения специальной развивающей программы. (см. таблицу)

Шкала

Январь, 2022

Май, 2022

Межличностный ЭИ

39,9

44,1

Внутриличностный ЭИ

40,9

46,9

Понимание эмоций

42,2

47,5

Управление эмоциями

37,4

39,1

Общий уровень ЭИ

80,7

91

 

Сравнительная диаграмма уровней выраженности компонентов эмоционального интеллекта до и после представлены в Приложении 6.

 

4.2 Результаты качества образования по русскому языку и литературе

 

В качестве частных критериев оценки творческих работ (устных и письменных) использовались следующие критерии:

1.                  Соответствие теме. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Ученик должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

2.                  Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала.

3.                  Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Обучающийся должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

4.                  Качество речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления работы. Ученик должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

5.                  Оригинальность. Работа характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля.

По этим критериям достаточно легко отследить рост качества обучения ребенка. (См. таблицу)

Критерий

Уровень качества творческих работ,

январь 2022 (%)

Уровень качества творческих работ,

Май 2022 (%)

Соответствие теме

75

80

Аргументация

65

68

Композиция и логика

61

61

Качество речи

70

74

Оригинальность

58

69

 

В Приложении 6 представлены диаграмма по результатам применения представленных методов на уроках русского языка и литературы по каждому критерию в разрезе устных и письменных ответов.


Заключение.

 

Целью моей работы являлась разработка методики по формированию и развитию эмоционального интеллекта у школьников. 

Постановка данной проблемы требовала рассмотрения такого явления как эмоциональный интеллект. Теоретический анализ показал, что рассматриваемая тема имеет важное значение в современном обществе.

Развитие компонентов эмоционального интеллекта у подростков способствует успешному установлению социальных контактов, обучению и гармонизации личности в целом.

В рамках исследовательской работы я провела исследование эмоционального интеллекта у школьников, составила и апробировала программу развивающих занятий.

Мною был проведен анализ полученных данных, который показал, что комплекс занятий оказывает положительное воздействие на процесс формирования эмоционального интеллекта и способствует активной образовательной деятельности школьников.

Подводя итоги исследования, можно отметить, что цель моего исследования достигнута, решены поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.

Работа может быть использована на уроках гуманитарного цикла, классных часах, дополнительных занятиях.

Программа развивающих занятий по эмоциональному интеллекту может быть использована классными руководителями, социальными педагогами, психологами.

 


Список используемой литературы:

1.      Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012.

2.      Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена –Вопросы психологии, 2006.

3.      Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы –Москва: Эксмо, 2007.

4.      Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – Москва: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.

5.      Гиппенрейтер Ю. Б. Интеллектуальная психологическая игра для детей и взрослых. СТИХИЯ. – Москва: АСТ, 2015.

6.      Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – Москва: АСТ, 2015.

7.      Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. А. П. Исаевой. – 2-е изд. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

8.      Гоулман Д. Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А. П. Исаевой. – Москва: АСТ: МОСКВА, 2009.

9.      Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов. – Санкт-Петербург: Питер, 2011.

10.         Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

11.         Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн.  Психологическая диагностика. - 2006. - № 4.

12.         Люсин Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к изменениям. – Москва: ИП РАН, 2009.

13.         Люсин Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования –Москва: ИП РАН, 2004.

14.         Пашкевич С. В. Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников "Green Emotion" ("Зеленая эмоция") – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/616025/

15.         Петрусинский В. В. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2013.

16.         Регуш Л. А. Педагогическая психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2008.

17.         Рогов Е. И. Настольная книга рабочего психолога Книга 2 / Е. И. Рогов. - Москва: ВЛАДОС, 2003.

18.         Саенко Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2011.

19.         Стернберг Д., Форсайт Д., Хедланд и другие. Практический интеллект. – Санкт- Петербург: Питер, 2002.

20.         Тримаскина И. В. Тренинг эмоционального интеллекта и развитие личностной эффективности. – Санкт-Петербург: Речь, 2010.

21.         Хлевная Е.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности. – Москва: ИП РАН, 2012.

22.         Шваб Е. Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения – Волгоград: Учитель, 2009.

23.         Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – Москва: Педагогика, 1989.

24.         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31.05.2021 № 287 / Министерство образования и науки Российской Федерации.


Приложение 1

 

Карта эмпатии

https://documents.infourok.ru/de60270d-3f58-4228-931a-9a4bca0e2c1a/0/image002.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/de60270d-3f58-4228-931a-9a4bca0e2c1a/0/image002.jpg

 

 

Молчит                                                                                О товарищах, о самолете,

об Ольге, о будущем

Растерянность, опустошение,                                          Лежит в госпитале,

Злость, любовь                                                                   слабеет, худеет, чахнет

 

 


Приложение 2

Интерактивная карта эмоций


Приложение 3

Словарь эстетических эмоций В.Г. Ражникова

Весело

живо

легко

радостно

беспечно

задорно

озорно

смешно

бодро

звонко

празднично

шутливо

бойко

игриво

проворно

ярко

Взволнованно

лихорадочно

обеспокоенно

тревожно

будоражаще

маясь

смятенно

трепетно

Грустно

плача

смятенно

трепеща

жалобно

просяще

с отчаянием

щемяще

обиженно

раскаявшись

тоскливо

хмуро

печально

скорбно

тревожно

 

Дерзко

кичливо

нахально

несуразно

беспощадно

навязчиво

неотвязно

распоясанно

бесцеремонно

нагло

неприязненно

расхлёстанно

вероломно

надоедливо

нескромно

фривольно

вызывающе

назойливо

 

 

Мужественно

по-боевому

сильно

сурово

бесстрашно

по-военному

смело

твёрдо

богатырски

по-солдатски

строго

уверенно

отважно

 

 

храбро

Раздражённо

гневно

истерично

рассерженно

агрессивно

грубо

исступлённо

резко

безжалостно

дико

люто

свирепо

безудержно

дьявольски

невоздержанно

сердито

беспощадно

жестоко

негодующе

страшно

бешено

злобно

неистово

ужасно

варварски

 

нещадно

яростно

Робко

застенчиво

осторожно

растерянно

болезненно

инфантильно

по-детски

смущённо

боязливо

кротко

покорно

стеснительно

вкрадчиво

малодушно

пугливо

стыдливо

Сонливо

вяло

изнемогая

онемело

безвольно

дремотно

лениво

расслабленно

безжизненно

измождённо

обессиленно

 

Сумрачно

мрачно

приглушённо

тоскливо

блекло

непроницаемо

расплывчато

угрюмо

глухо

пасмурно

скрыто

хмуро

Спокойно

добродушно

непринуждённо

простодушно

беззаботно

доброжелательно

неприхотливо

протяжно

безропотно

мило

приветливо

светло

безыскусно

мягко

прозрачно

созерцательно

блаженно

наивно

просветлённо

убаюкивающе

гладко

напевно

просто

чисто

добро

невозмутимо

 

 

Таинственно

колюче

отрывисто

пугливо

волшебно

настороженно

подкрадываясь

сказочно

загадочно

опасливо

 

 

Торжественно

грандиозно

оптимистично

триумфально

бравурно

жизнеутверждающе

открыто

церемонно

величаво

значительно

победно

шумно

величественно

ликующе

пышно

эффектно

восторженно

озарённо

роскошно

 

Шутливо

ёрничая

легкомысленно

скерциозно

взбалмошно

забавно

лукаво

шаловливо

гротесково

затейливо

мазурничая

шаржированно

егозливо

издевательски

насмешливо

шутовски

едко

иронически

пародируя

юмористически

ершисто

каверзно

пикантно

язвительно

ехидно

колко

ребячась

 

Энергично

молодцевато

отважно

смело

гордо

мужественно

решительно

сильно

крепко

настойчиво

самозабвенно

твёрдо

маршеобразно

независимо

с достоинством

упруго



Приложение 4

Задание по завершению предложений.

 

1.                  Завершите предложение, выбрав наиболее подходящее слово из списка.

1.                  Ваня Солнцев долгое время скитался, голодал до того, как его в окопчике спящим нашли разведчики. Когда он понял, что среди своих, он почувствовал….


a. облегчение и благодарность

b. удивление и шок

c. напряжение и освобождение

d. опасение и беспокойство

e. предвкушение покоя


2.                  Капитан Енакиев был опечален событиями, произошедшими с его семьей в начале войны. Когда он вспоминал о жене и ребенке, он каждый раз чувствовал...


a. гнев и удивление

b. печаль и опасение

c. потрясение и сожаление

d. страх и отвращение

e. гнев и сожаление


3.                  За всю свою жизнь ефрейтор Биденко никогда еще не испытывал столь сильного шока, от него сбежал 12-тилетний парнишка. Но, немного оправившись и поняв, что обязательно найдет его, он...


a. удивился

b. смутился

c. отказался принять ситуацию

d. стал выжидать

e. задумался, как быть дальше


4.                  Сержант Егоров почувствовал удовлетворение, размышляя о своей жизни, и чем больше он думал о том хорошем, что смог сделать для других людей, тем больше он испытывал чувство...


a. удивления

b. подавленности

c. сопричастности

d. счастья

e. изумления


 

5.                  Ваню Солнцева охватило чувство стыда, и он начал ощущать свою никчемность. Затем он почувствовал себя ...


a. угнетенным

b. подавленным

c. пристыженным

d. застенчивым

e. расстроенным



Приложение 5

Опросник Д.В. Люсина

 

№п/п

Утверждение

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Полностью согласен

1.

Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

2.

Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

3.

Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

4.

Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

5.

У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

6.

Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю

7.

Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди

8.

Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

9.

Я умею улучшить настроение окружающих

10.

Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

11.

Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

12.

В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

13.

Я легко понимаю мимику и жесты других людей

14.

Когда я злюсь, я знаю, почему

15.

Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

16.

Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

17.

Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии

18.

Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

19.

Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

20.

Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

21.

Я контролирую выражение чувств на своем лице

22.

Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

23.

В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

24.

Если надо, я могу разозлить человека

25.

Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

26.

Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю

27.

Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

28.

Я знаю как успокоиться, если я разозлился

29.

Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

30.

Я не умею управлять эмоциями других людей

31.

Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

32.

Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

33.

Мне трудно справляться с плохим настроением

34.

Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает

35.

Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

36.

Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

37.

Я умею контролировать свои эмоции

38.

Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

39.

По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую

40.

Если близкий человек плачет, я теряюсь

41.

Мне бывает весело или грустно без всякой причины

42.

Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

43.

Я не умею преодолевать страх

44.

Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

45.

У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

46.

Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

 

 


Приложение 6

Диаграммы до/после – ЭИ

Диаграммы до/после - качество