Методы развития творческого воображения и изобразительных способностей на уроках ИЗО.
В современном обществе уделяется недостаточно внимания художественному образованию, что негативно сказывается на развитии изобразительных навыков и креативного мышления у школьников.
Главная цель этой статьи — показать, насколько важно изобразительное искусство в образовании и жизни каждого ребёнка. Также в статье рассматриваются основные методы, способствующие развитию творческого воображения и художественных навыков у детей.
Чтобы развивать у ребёнка способности к изобразительному искусству, необходимо, чтобы его чувственный опыт стал частью процесса художественного развития, образования и воспитания.
Культурное образование и развитие чувственно - эмоциональной сферы ребёнка.
«Я - зритель». Искусство играет значительную роль в формировании культурного капитала общества. Через произведения искусства обучающиеся узнают историю народа, его традиции, обычаи и ценности. Искусство – это своеобразное зеркало общества, показывающее его эстетические и духовные идеалы. Знакомство с произведениями изобразительного искусства способствует развитию эмоционального интеллекта детей, вызывая сложные эмоции и чувства, развивает умение воспринимать и интерпретировать мир вокруг нас. Изучая искусство школьники развивают креативное мышление, воображение и аналитические способности . Искусство дарит красоту и вдохновение. Просматривая картины, скульптуры или архитектурные сооружения, ученики понимают величие и возвышенность искусства, что способствует их духовному развитию, обогащает внутренний мир, улучшает качество жизни и помогает лучше понимать себя и мир вокруг.
Знакомство с культурным наследием существенно влияет на художественное творчество детей . Знакомство с разными стилями, видами и жанрами искусства, народным творчеством формирует эстетические чувства, нравственные идеалы.
Развитие эстетической оценки: «Я – критик». На уроках нужно учить рассматривать и анализировать работы известных художников, скульпторов, архитекторов и проводить обсуждения о том, какие формы, цвета, ритм, композицию использовали творцы для создания произведений искусства. Развитие эстетической оценки включает в себя больше, чем просто нравится или не нравится произведение искусства. Это способность наблюдать и интерпретировать визуальные элементы, понимать намерение художника и распознавать эмоциональное воздействие, которое автор пытался донести до людей своим искусством. На уроках ИЗО систематически нужно рассматривать и обсуждать с детьми лучшие образцы классического, современного искусства, народного творчества критически взаимодействия с ним. Беседы позволят учащимся увидеть различные подходы к творчеству, понять особенности изобразительного языка и вдохновиться идеями для своих работ.
На уроках изобразительного искусства ученики открывают для себя мир творчества, используя различные методы моделирования. Основная идея уроков рисования — осознание себя как творца. Моделирование реальности является главной задачей искусства, одним из важнейших инструментов человеческого прогресса и способом творческого преобразования окружающего мира.
Развитие ассоциативно - образного мышления, воображения на уроках изобразительного искусства методы и приёмы:
Эвристический метод - это способ открытия нового, совокупность приёмов и способов теоретического освоения (познания) действительности, которые могут выражаться в форме ассоциаций, аналогий, приёмов устранения противоречий создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др..
Примеры заданий:
- придумать и нарисовать свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету, символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
- придумать образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
- изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
- рисовать необычные предметы или сцены, которые они видят в своих снах или фантазиях. Это поможет развить их воображение и креативность.
Агглютинация образов - «склеивание» нескольких различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей, образов в один.
Примеры заданий:
- образ водяной русалки в народных представлениях образованный из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зелёных водорослей (волосы); сфинкс, избушка на курьих ножках, Змей Горыныч, образ кентавра, грифон, василиск, Сирин, водяной, Царевна -Лебедь, Анибус, Гор и т.д..
Акцентирование(ударение, выделение, подчёркивание) - приём, который заключается в усилении какого-либо элемента и выделении его на фоне других составляющих композиции, выделение в искусстве через преувеличение, гиперболу, уменьшение предмета и его частей, ритм, контраст размеров элементов, использование выделяющихся оттенков, цветов или фактур.
Примеры заданий:
- карикатура, шарж, гротеск тех или иных сторон отображаемого явления;
- рисование реальных объектов в других цветах, фактурах, размерах, Сказки В. Сутеева ««Под грибом» », «Петух и карандаш»; К.Чуковский «Тараканище».
Схематизация - это процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов, индивидуальные особенности при этом также игнорируются.
Схематизация включает в себя:
- упрощение формы и выявление основных линий и элементов;
- упрощение восприятия, что помогает сосредоточиться на главном, избегая лишних деталей;
- формирование простых идей.
Примеры заданий :
- национальные узоры и орнаменты;
- создание орнамента из элементов растительного мира, отсечение второстепенных элементов, а индивидуальные
- схематизация человеческого лица, фигуры;
- превращение и рисование реальных природных форм в Геометрическое подобие, «беспредметные» образцы живописи, кубизм.
Метафоры, сравнения в живописи - качества придаваемые предметам или событиям, как правило, им не свойственные когда сравниваются два понятия, предмета, объекта или состояния. Часто в сравнении используются союзы: «точно», «словно», «как», «будто» и другие.
Характерными примерами можно назвать изогнутые часы Дали, летающие фигуры Шагала, картины Рене Магритта. Пример визуальной метафоры - картина И. Глазунова «Больной. Последний лист». Открытая клетка, в которой нет птицы, — это метафора души, отлетевшей от тела, а одинокий листок на дереве указывает на уходящие мгновения жизни. "Звёздная ночь" Винсента Ван Гога - вихревые мазки и яркие цвета передают ощущение движения, энергии и таинственности ночного неба. Яркий пример в архитектуре: атланты и кариатиды – опоры в форме человеческих фигур, в обычной колонне база - это стопа, ствол - тело, а капитель - голова. Колонны различных ордеров сравнивают с крепостью мужской или стройностью женской фигуры.
Изучение метафор в живописи и скульптуре помогает обучающимся глубже понять художественное произведение, увидеть его скрытые смыслы и проникнуть в мир чувств и идей художника.
Примеры заданий :
- цветом выразить определённое настроение или идею объяснить выбор;
- формой, направлением мазков, штриховкой раскрыть внутренние состояние героя, состояние в природе,
- после прослушивания музыкальной композиции(грустной, весёлой) нарисовать пейзаж, идею. чувства;
-обыграть ассоциативную связь формы и функции - дизайн предметов: ножки стульев и кресел в форме звериных лап, корней деревьев; ручки в виде зверей, пьющих из сосуда; фигурные сосуды в форме животных, птиц, рыб.
Очеловечивание(Хуманизация ) - художественный антропоморфизм, изображение чего-либо не одушевлённого в виде человека. Но процесс хуманизации не ограничивается лишь “оживлением" по внешним признакам, так же в этом процессе, художник по своему желанию волен наградить свое творение и определенным характером. Большое распространение направление получило среди фанатов аниме, благодаря соц - сетям, где любой человек может попробовать себя в роли хуманизатора и “оживить” любой предмет. Проводить занятия по хуманизации где дети будут создавать определённый образ поможет развить у них способность к сотрудничеству, а также воображение в контексте коллективного творчества. Хуманизировать можно практически все что угодно, ограничение лишь сама фантазия. Абсолютно любые предметы, виды растений, и даже животных, художник может представить в образе человека.
На уроках ИЗО учитель может побуждать учащихся к экспериментам с различными материалами и техниками. Предлагать использовать нестандартные материалы для рисования: песок, ткани, пластилин, цветы и т.д. Это поможет расширить их воображение и возможности в творчестве.
Хочется добавить, что часто на уроках ИЗО учитель ограничен программой и требованиями к результату, но необходимо не забывать, что акцент на процессе художественного творения является первостепенным. Концентрация только на результате может подавлять творчество и препятствовать детям в принятии рисков и экспериментировании.
Путешествие в мир искусства - это не только возможность познакомиться с новыми творческими направлениями, но и способ расширить свой кругозор, развить художественные навыки, насладиться красотой и вдохновиться новыми идеями.
В конечном итоге это может привести к созданию собственных произведений искусства, которые будут отражать личное видение мира и самовыражение.
Уроки изобразительного искусства должны стать инструментом для развития гармонично развитой личности, способствуя креативному мышлению, умению решать нестандартные задачи и глубокому пониманию себя и окружающего мира, что особенно актуально в современном мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.