Методическая разработка
элективного курса
Методы решения физических задач
для учащихся 10-11 классов
Основные цели курса:
· развитие интереса к физике и решению физических задач;
· совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
· формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
10 класс
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
К-во ч. |
§ |
|
10 класс |
|
|
|
I. Физическая задача. Классификация задач |
4 |
|
1. |
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. |
1 |
1.1 |
2. |
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. |
1 |
1.2-1.5 |
3. |
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. |
1 |
|
4. |
Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. |
1 |
|
|
II. Правила и приемы решения физических задач |
6 |
|
5. |
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. |
1 |
2.1 |
6. |
Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. |
1 |
2.2 |
7. |
Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. |
1 |
2.3 |
8. |
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. |
1 |
2.3 |
9. |
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. |
1 |
16.3-16.4 |
10. |
Метод размерностей, графические решения и т. д. |
1 |
16.2 |
|
III. Динамика и статика |
8 |
|
11. |
Координатный метод решения задач по механике. |
1 |
3.1 |
12. |
Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. |
1 |
4.1 |
13. |
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. |
1 |
5.1 |
14. |
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. |
1 |
3.1 |
15. |
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. |
1 |
3.1-4.1 |
16. |
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. |
1 |
3.1-5.1 |
17. |
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач. |
1 |
|
18. |
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. |
1 |
17.1 |
|
IV. Законы сохранения |
8 |
|
19. |
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения. |
1 |
6.1 |
20. |
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. |
1 |
6.1 |
21. |
Задачи на определение работы и мощности. |
1 |
6.1 |
22. |
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. |
1 |
6.1 |
23. |
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. |
1 |
6.1 |
24. |
Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. |
1 |
17.4 |
25. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек. |
1 |
6.1 |
26. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы. |
1 |
6.1 |
|
V. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел |
6 |
|
27. |
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). |
1 |
7.1 |
28. |
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. |
1 |
7.1 |
29. |
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. |
1 |
7.1 |
30. |
Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. |
1 |
7.2 |
31. |
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. |
1 |
7.3 |
32. |
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. |
1 |
17.3 |
|
VI. Основы термодинамики |
6 |
|
33. |
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. |
1 |
8.1-8.2 |
34. |
Примеры задания и решения задач ЕГЭ |
1 |
18.1 |
35. |
Общие недостатки при выполнении заданий ЕГЭ |
1 |
18.2 |
|
11 класс |
|
|
36. |
Задачи на тепловые двигатели. |
1 |
8.3 |
37. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление. |
|
9.1 |
38. |
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. |
1 |
|
39. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины. |
1 |
9.1 |
40. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: проекты практического определения радиуса тонких капилляров. |
1 |
9.2 |
|
VII. Электрическое и магнитное поля |
5 |
|
41. |
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. |
1 |
10.1 |
42. |
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. |
1 |
10.1 |
43. |
Решение задач на описание систем конденсаторов. |
1 |
10.1 |
44. |
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. |
1 |
12.1 |
45. |
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования. |
1 |
12.1 |
|
VIII. Постоянный электрический ток в различных средах |
9 |
|
46. |
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. |
1 |
11.1-11.2 |
47. |
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. |
1 |
11.3 |
48. |
Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. |
1 |
|
49. |
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. |
1 |
|
50. |
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. |
1 |
|
51. |
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. |
1 |
|
52. |
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле. |
1 |
|
53. |
Конструкторские задачи на проекты: проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов. |
1 |
|
54. |
Конструкторские задачи на проекты: модели «черного ящика». |
1 |
17.2 |
|
IX. Электромагнитные колебания и волны |
14 |
|
55. |
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. |
1 |
13.1, 16.4 |
56. |
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. |
1 |
13.2 |
57. |
Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. |
1 |
13.1 |
58. |
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция. |
1 |
14.3 |
59. |
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: дифракция, поляризация. |
1 |
14.3 |
60. |
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. |
1 |
14.1 |
61. |
Классификация задач по СТО и примеры их решения. |
1 |
15.1 |
62. |
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. |
1 |
17.2 |
63. |
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора. |
1 |
13.1 |
64. |
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. |
1 |
14.2 |
65. |
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. |
1 |
|
66. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости. |
1 |
10.1 |
67. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: генераторы различных колебаний. |
1 |
13.2 |
68. |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др. |
1 |
14.2 |
|
X. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач |
4 |
|
69. |
Примеры задания и решения задач ЕГЭ |
1 |
|
70. |
Общие недостатки при выполнении заданий ЕГЭ |
1 |
|
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
· соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
· соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;
· возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;
· возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;
· жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.
Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) → четкое формулирование физической части проблемы (задачи) → выдвижение гипотез → разработка моделей (физических, математических) → прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений → проверка и корректировка гипотез → нахождение решений → проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
Общие рекомендации к проведению занятий
При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.
Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
· Физические приборы.
· Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
· Дидактические материалы.
· Учебники физики для старших классов средней школы.
· Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений школьников проводится с учетом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в защите решения экспериментальных, теоретических и вычислительных задач.
Итоговая аттестация
Курс завершается зачетом, на котором проверяются практически умения применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются навыки познавательной деятельной различных категорий учащихся по решению предложенной задачи.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
· расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
· сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
· получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решение;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять простейших задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Основные понятия
Физическая учебная задача. Физические теории как источник постановки и решения учебных физических задач. Классификация задач. Примерные этапы решения физической задачи: физический, математический, анализ решения. Требования, предъявляемые к математическому аппарату, используемому для решения физических задач: адекватность рассматриваемому в задаче явлению; оптимальность как проявление методологического принципа простоты; соответствие математической подготовке учащихся. Физический закон. Фундаментальный физический закон. Методологические принципы физики (принцип наблюдаемости, принцип объяснения: в видах наглядного, математического, модельного объяснения, математического моделирования как объяснения; простоты; толерантности; принцип единства физической картины мира; математизация как принцип единства физических теорий; принцип сохранения, принцип соответствия, принцип дополнительности). Методы физического подобия, анализа размерности, аналогий. Модели реальных объектов. Взаимосвязь вербальных, математических моделей явления, рассматриваемого в задаче, с его физической моделью.
Экспериментальные, теоретические, вычислительные задачи по темам курса физики: механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество, оптика, колебания и волны, строение атома и атомного ядра; методы их решения в соответствии с государственной программой по физике для профильного среднего образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.