Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.
Можно выделить 3 группы методов стимулирования учащихся.
1ая группа – содержательные;
2ая группа – организационные;
3я группа – социально-психологические.
Первая группа предполагает стимулирование учащихся по средствам содержания. Т.е.
Предполагается:
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнисения:
- эмоционально образный;
- аналитический;
- деловой;
- необычный.
2) Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
- важность отдельных частей;
- трудность, сложность (простота, доступность);
- новизна, познавательность материала;
- историзм, современные достижения науки;
- интересные факты, противоречия, парадоксы.
3) Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4) Показ значимости знаний, умений.
5) Межпредметные связи.
Вторая группа предполагает стимулирование учащихся посредством организации деятельности. Что предполагает:
Целевую установку на работу.
Предъявление требований к учащимся по содержанию и по форме.
Творческий, репродуктивный характер деятельности.
Создание ситуаций интеллектуального, игрового, эмоционального характера.
Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
Контроль за деятельностью учащихся, взаимный и самоконтроль, оценка.
Четкое использование ИКТ и ТСО, наглядностей, дидактических материалов, красочных пособий.
Третья группа предполагает стимулирование учащихся посредствам воспитательных воздействий в плане общения, отношения и внимания. Что предполагает:
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Эффективные способы разрешения трудностей связанных с поведением детей.
Установление четких правил
Установите простые, четкие правила для детей, которые необходимо выполнять во время занятий.
Правила должны быть:
понятными для всех
реально выполняемыми
простыми - «эти вещи мы делаем, а эти – нет».
Правил не должно быть много, достаточно 5-6.
Ребенок нуждается в вашей поддержке и понимании.
Вы можете поддержать его посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», и т.д.);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «ЭТО действительно прогресс», «Я рада твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рада, что ты в этом участвовал(а)», «Я рада, что ты попробовал(а) это сделать, пусть даже не все получилось так, как ты ожидал(а)»);
- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка и т.д);
- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Неблагополучие семей группы риска часто состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.