Основы учебно-исследовательской деятельности. Проект и исследование.
Оценка 4.9

Основы учебно-исследовательской деятельности. Проект и исследование.

Оценка 4.9
docx
16.12.2022
Основы учебно-исследовательской деятельности. Проект и исследование.
Жукова А.А.docx

Жукова А.А.

Технологическая карта, как основа учебно-исследовательской деятельности

 

Учебно-исследовательская деятельность постепенно занимает все более важное место в процессе обучения. На данный момент индивидуальные проекты введены как часть единого государственного экзамена с определенным набором требований. [3] А так же ежегодно на различных площадках проходят конкурсы, конференции, семинары и т.п. направленные на развитие учебно-исследовательский деятельности в школе. Причем возраст участников варьируется от начальной школы, до студентов ВУЗов.

Это говорит о том, что учебно-исследовательской деятельностью необходимо заниматься на всех этапах обучения, начиная с первой ступени обучения.

На учебно-практической конференций составу жюри пришлось столкнуться со следующей проблемой: все работы предлагалось проверять по двум наборам критериев либо для «творческих исследовательских работ», либо для «творческих проектных работ». Около 60 процентов работ не подразумевали деление на эти категории. И при оценивании жюри было вынужденно столкнуться ещё и с проблемой определения вида работ.

Проектная деятельность явление не новое. Много учителей с успехом применяют ее в своей работе.

Среди существующего многообразия классификаций проектов, представляемых исследователями в своих трудах, можно выбрать основание – тип создаваемого продукта, являющегося результатом проектной деятельности. Это наиболее логично, так как в данной классификации проект может быть направленным на преобразования практики, т.е. «творческие проектные работы» и направленным на получение нового знания о способах решения проблемы, т.е. «творческие исследовательские работы». [3, 4, 5]

Учебный проект для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебная проектная и исследовательская работа, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать проектные компетенции учащихся, что особенно актуально в современном, быстро развивающемся мире. В последствии, приобретенные навыки не только помогут с большим успехом ориентироваться во всем многообразии источников информации, но и помогают сформировать привычку более структурированного подхода к анализу и классификации полученных данных. Нужно осознавать, что учебное исследование и научное – это не одно и то же и не писать с учениками начальной школы несоответствующих по объёму и уровню сложности работ. Мы должны понимать, что учебное исследование направленно в первую очередь на развитие самого навыка исследования, на развитие особенного мышления, а не на производство новых знаний.

Чтобы сформировать логичную технологическую карту нужно понимать, какие этапы учебно-исследовательской деятельности выделяют. Как правило как проектные, так и исследовательские работы имеют общую структуру. Базовые этапы учебно-исследовательской деятельности представляют собой своеобразный цикл, который начинается с погружения учащегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением сообществу полученных результатов. К таким этапам относят: подготовительный, концептуализация или программирование, планирование, практический, аналитический, контрольно-коррекционный и заключительный. [5] В табл. 1 представленны этапы и их дидактические цели.

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Подготовительный

Создать мотивацию Сформулировать цель

Концептуализация Программирование

Разработать совокупность концептуальных идей. Создать программу

 

Планирование

Разработать план деятельности

 

Практический

Получить продукт проектной деятельности

 

Аналитический

Провести рефлексию

 

Контрольно-коррекционный

Осуществить при необходимости коррекцию

 

Заключительный

Защитить проект

 

Активное участие в учебно-исследовательской деятельности необходимо для формирования у ученика инновационно-исследовательские компетенции.

Основная трудность состоит в формулировании различий проектной работы и исследовательской. Сиденко А. С., к.п.н, профессор АПКиППРО, на основе исследований вывел следующие различия. [5] Они представлены в табл. 2.

Признаки

Проектная работа

Исследовательская работа

Отличия по характеристикам деятельности

Объект деятельности

Реальная практика, т.е. обращение в будущее

Область научного знания, т.е.  обращение в прошлое

Предмет деятельности

Модель нововведений в практике

Часть, свойства, отношения, характеризующие объект исследования

Направленность деятельности

Проектная технология направлена на всестороннее и систематическое исследование проблемы практики

Исследовательская технология направлена на поиск способа решения проблемы, воспроизводимого и дающего достоверные результаты

Соотношение исследовательской и проектной деятельности

Исследуя, решаем реальную проблему практики

Исследуя, решаем исследовательскую проблему, направленную опосредованно на решение проблемы практики

Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности

Исследование выступает средством для достижения целей проекта

Проектная деятельность выступает средством для решения специальных задач исследования

Отличия по результату

Главный итог деятельности

Получение практического результата

Достижение истины, получение новых знаний (субъективного или объективного характера), воспроизводимых и достоверных

 

Проектная и исследовательская работы также могут  иметь различия и в процессе. Например, проектная работа чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной, исследовательская же индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной. Владение отличительными признаками видов проектов позволяет ученику сделать осознанный выбор и рефлексию ситуации, в которой он наиболее успешен, а учителю – грамотно провести ученика по траектории личностного развития, опирающейся на потенциал и ресурсы личности ученика.

Чтобы избежать недопониманий и путаницы, следует уточнить понятие «технологическая карта». Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта технических, точных производств – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. [1]

Исходя из выше перечисленных определений, можно сформулировать определение технологической карты проектной и исследовательской работ, на которое мы и будем опираться.

Технологическая карта проектной и исследовательской работы – это способ графического проектирования работы, таблица, позволяющая структурировать работу по выбранным учителем параметрам.

Наличие технологической карты избавит учителя от излишней опеки ученической группы, поможет действовать целеустремленнее и результативнее. Так же технологическая карта помогает точнее определить объем работ, что, в свою очередь, позволит точнее выстраивать ход работы по времени.

Технологическую карту также можно использовать как паспорт проекта.

В табл. 3 представленная базовая модель технологической карты.

ФИО педагога:

Предмет/ класс:

Общая информация о работе

Тема:

Тип проекта:

Актуальность:

Проблема:

Цель:

Задачи:

Гипотеза:

Продукт:

Трансляция проекта:

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Действия ученика

Стратегия учителя

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

Данная базовая технологическая карта может использоваться как для оформления творческой проектной работы, так и для оформления творческой исследовательской работы. Перед началом работы следует внимательно ознакомиться с критериями оформления работ, которые изложены в положение об учебно-исследовательской конференции. 

Ниже, в табл. 4, представлен пример использования технологической карты.

 Технологическая карта творческой исследовательской работы.

ФИО педагога: Жукова Александра Анатольевна

Предмет/ класс: английский язык, 5 А класс

Общая информация о работе

Тема: Достопримечательности Англии и России.

Тип проекта: групповой, долгосрочный, внутришкольный

Актуальность: В современном мире туристическая сфера сильно развита и приносит хороший доход. Мы уверены, что в родной стране есть исторические объекты достойные стать символами нашей страны. Чтобы окунуться в другую культурную или историческую атмосферу необязательно выезжать за границу.

Проблема: На уроках иностранного языка мы столкнулись с проблемой, что некоторые учащиеся узнают  достопримечательности Лондона лучше, чем достопримечательности родной страны.

Цель: узнать с какими достопримечательностями ассоциируется Лондон у учеников и есть ли в России места такого же исторического значения.

Задачи:

·                        провести опрос среди учеников на тему «с какой достопримечательностью ассоциируется Лондон»,

·                        изучить источники по теме,

·                        собрать и проанализировать материал,

·                        провести сравнение достопримечательностей.

Гипотеза: В России есть множество замечательных памятников, церквей и других культурных объектов, которые по праву можно считать символами нашей страны.

Продукт:  подборка обобщенной информации о достопримечательностях

Трансляция проекта: подбор и обобщение информации о достопримечательностях, его разносторонне описание, подготовленные слайды могут быть представлены школьникам в качестве материала на уроках иностранного языка или окружающего мира

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Действия ученика

Стратегия учителя

Подготовительный

Создать мотивацию Сформулировать цель

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Сформулированы актуальность, проблема, цель

Концептуализация Программирование

Разработать совокупность концептуальных идей Создать программу

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Сформулированы задачи и гипотеза

Планирование

Разработать план деятельности

Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли)

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

Определены обязанности в группе, составлен план и намечены сроки реализации

Практический

Получить продукт проектной деятельности

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Собран материал исследования

Аналитический

Провести рефлексию

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Сравнивают планируемые и реальные результатов, делают обобщение, выводы Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Оформленная работа, включающая  весь ход исследования и выводы

Контрольно-коррекционный

Осуществить при необходимости коррекцию

Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Итоговый вариант работы

Заключительный

Защитить проект

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Участие в школьной научно-практической конференции

 

Список использованных источников.

 

1.                      Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/

2.                      Быкова О.А., Виды (типы) проектов. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://brykova.wordpress.com/проектная-деятельность-в-школе/1-виды-типы-проектов/

3.                      Индивидуальный проект. [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://college.ru/pedagogam/450/469/470/472/473/532/

4.                      Проектная деятельность в школе. Виды проектов. Этапы работы над проектами. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm

5.                      Сиденко А. С., Виды проектов и этапы проектирования. [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.in-exp.ru/component/content/article/13-zaoch-school-mol-uch/52-vid-proj-et-proj.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Жукова А.А. Технологическая карта, как основа учебно-исследовательской деятельности

Жукова А.А. Технологическая карта, как основа учебно-исследовательской деятельности

Учебный проект для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала

Учебный проект для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала

Программирование Разработать совокупность концептуальных идей

Программирование Разработать совокупность концептуальных идей

Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности

Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности

Исходя из выше перечисленных определений, можно сформулировать определение технологической карты проектной и исследовательской работ, на которое мы и будем опираться

Исходя из выше перечисленных определений, можно сформулировать определение технологической карты проектной и исследовательской работ, на которое мы и будем опираться

Данная базовая технологическая карта может использоваться как для оформления творческой проектной работы, так и для оформления творческой исследовательской работы

Данная базовая технологическая карта может использоваться как для оформления творческой проектной работы, так и для оформления творческой исследовательской работы

Дидактическая цель этапа

Дидактическая цель этапа

Аналитический Провести рефлексию

Аналитический Провести рефлексию

Список использованных источников

Список использованных источников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022