Жукова А.А.
Технологическая карта, как основа учебно-исследовательской деятельности
Учебно-исследовательская деятельность постепенно занимает все более важное место в процессе обучения. На данный момент индивидуальные проекты введены как часть единого государственного экзамена с определенным набором требований. [3] А так же ежегодно на различных площадках проходят конкурсы, конференции, семинары и т.п. направленные на развитие учебно-исследовательский деятельности в школе. Причем возраст участников варьируется от начальной школы, до студентов ВУЗов.
Это говорит о том, что учебно-исследовательской деятельностью необходимо заниматься на всех этапах обучения, начиная с первой ступени обучения.
На учебно-практической конференций составу жюри пришлось столкнуться со следующей проблемой: все работы предлагалось проверять по двум наборам критериев либо для «творческих исследовательских работ», либо для «творческих проектных работ». Около 60 процентов работ не подразумевали деление на эти категории. И при оценивании жюри было вынужденно столкнуться ещё и с проблемой определения вида работ.
Проектная деятельность явление не новое. Много учителей с успехом применяют ее в своей работе.
Среди существующего многообразия классификаций проектов, представляемых исследователями в своих трудах, можно выбрать основание – тип создаваемого продукта, являющегося результатом проектной деятельности. Это наиболее логично, так как в данной классификации проект может быть направленным на преобразования практики, т.е. «творческие проектные работы» и направленным на получение нового знания о способах решения проблемы, т.е. «творческие исследовательские работы». [3, 4, 5]
Учебный проект для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебная проектная и исследовательская работа, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать проектные компетенции учащихся, что особенно актуально в современном, быстро развивающемся мире. В последствии, приобретенные навыки не только помогут с большим успехом ориентироваться во всем многообразии источников информации, но и помогают сформировать привычку более структурированного подхода к анализу и классификации полученных данных. Нужно осознавать, что учебное исследование и научное – это не одно и то же и не писать с учениками начальной школы несоответствующих по объёму и уровню сложности работ. Мы должны понимать, что учебное исследование направленно в первую очередь на развитие самого навыка исследования, на развитие особенного мышления, а не на производство новых знаний.
Чтобы сформировать логичную технологическую карту нужно понимать, какие этапы учебно-исследовательской деятельности выделяют. Как правило как проектные, так и исследовательские работы имеют общую структуру. Базовые этапы учебно-исследовательской деятельности представляют собой своеобразный цикл, который начинается с погружения учащегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением сообществу полученных результатов. К таким этапам относят: подготовительный, концептуализация или программирование, планирование, практический, аналитический, контрольно-коррекционный и заключительный. [5] В табл. 1 представленны этапы и их дидактические цели.
Основные этапы организации учебного времени |
Дидактическая цель этапа |
|
Подготовительный |
Создать мотивацию Сформулировать цель |
|
Концептуализация Программирование |
Разработать совокупность концептуальных идей. Создать программу |
|
Планирование |
Разработать план деятельности |
|
Практический |
Получить продукт проектной деятельности |
|
Аналитический |
Провести рефлексию |
|
Контрольно-коррекционный |
Осуществить при необходимости коррекцию |
|
Заключительный |
Защитить проект |
|
Активное участие в учебно-исследовательской деятельности необходимо для формирования у ученика инновационно-исследовательские компетенции.
Основная трудность состоит в формулировании различий проектной работы и исследовательской. Сиденко А. С., к.п.н, профессор АПКиППРО, на основе исследований вывел следующие различия. [5] Они представлены в табл. 2.
Признаки |
Проектная работа |
Исследовательская работа |
Отличия по характеристикам деятельности |
||
Объект деятельности |
Реальная практика, т.е. обращение в будущее |
Область научного знания, т.е. обращение в прошлое |
Предмет деятельности |
Модель нововведений в практике |
Часть, свойства, отношения, характеризующие объект исследования |
Направленность деятельности |
Проектная технология направлена на всестороннее и систематическое исследование проблемы практики |
Исследовательская технология направлена на поиск способа решения проблемы, воспроизводимого и дающего достоверные результаты |
Соотношение исследовательской и проектной деятельности |
Исследуя, решаем реальную проблему практики |
Исследуя, решаем исследовательскую проблему, направленную опосредованно на решение проблемы практики |
Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности |
Исследование выступает средством для достижения целей проекта |
Проектная деятельность выступает средством для решения специальных задач исследования |
Отличия по результату |
||
Главный итог деятельности |
Получение практического результата |
Достижение истины, получение новых знаний (субъективного или объективного характера), воспроизводимых и достоверных |
Проектная и исследовательская работы также могут иметь различия и в процессе. Например, проектная работа чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной, исследовательская же индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной. Владение отличительными признаками видов проектов позволяет ученику сделать осознанный выбор и рефлексию ситуации, в которой он наиболее успешен, а учителю – грамотно провести ученика по траектории личностного развития, опирающейся на потенциал и ресурсы личности ученика.
Чтобы избежать недопониманий и путаницы, следует уточнить понятие «технологическая карта». Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта технических, точных производств – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. [1]
Исходя из выше перечисленных определений, можно сформулировать определение технологической карты проектной и исследовательской работ, на которое мы и будем опираться.
Технологическая карта проектной и исследовательской работы – это способ графического проектирования работы, таблица, позволяющая структурировать работу по выбранным учителем параметрам.
Наличие технологической карты избавит учителя от излишней опеки ученической группы, поможет действовать целеустремленнее и результативнее. Так же технологическая карта помогает точнее определить объем работ, что, в свою очередь, позволит точнее выстраивать ход работы по времени.
Технологическую карту также можно использовать как паспорт проекта.
В табл. 3 представленная базовая модель технологической карты.
ФИО педагога: |
||||
Предмет/ класс: |
||||
Общая информация о работе |
||||
Тема: |
||||
Тип проекта: |
||||
Актуальность: |
||||
Проблема: |
||||
Цель: |
||||
Задачи: |
||||
Гипотеза: |
||||
Продукт: |
||||
Трансляция проекта: |
||||
Структурные параметры |
||||
Основные этапы организации учебного времени |
Дидактическая цель этапа |
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося |
Планируемые результаты |
|
Действия ученика |
Стратегия учителя |
|||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
Данная базовая технологическая карта может использоваться как для оформления творческой проектной работы, так и для оформления творческой исследовательской работы. Перед началом работы следует внимательно ознакомиться с критериями оформления работ, которые изложены в положение об учебно-исследовательской конференции.
Ниже, в табл. 4, представлен пример использования технологической карты.
Технологическая карта творческой исследовательской работы.
ФИО педагога: Жукова Александра Анатольевна |
||||
Предмет/ класс: английский язык, 5 А класс |
||||
Общая информация о работе |
||||
Тема: Достопримечательности Англии и России. |
||||
Тип проекта: групповой, долгосрочный, внутришкольный |
||||
Актуальность: В современном мире туристическая сфера сильно развита и приносит хороший доход. Мы уверены, что в родной стране есть исторические объекты достойные стать символами нашей страны. Чтобы окунуться в другую культурную или историческую атмосферу необязательно выезжать за границу. |
||||
Проблема: На уроках иностранного языка мы столкнулись с проблемой, что некоторые учащиеся узнают достопримечательности Лондона лучше, чем достопримечательности родной страны. |
||||
Цель: узнать с какими достопримечательностями ассоциируется Лондон у учеников и есть ли в России места такого же исторического значения. |
||||
Задачи: · провести опрос среди учеников на тему «с какой достопримечательностью ассоциируется Лондон», · изучить источники по теме, · собрать и проанализировать материал, · провести сравнение достопримечательностей. |
||||
Гипотеза: В России есть множество замечательных памятников, церквей и других культурных объектов, которые по праву можно считать символами нашей страны. |
||||
Продукт: подборка обобщенной информации о достопримечательностях |
||||
Трансляция проекта: подбор и обобщение информации о достопримечательностях, его разносторонне описание, подготовленные слайды могут быть представлены школьникам в качестве материала на уроках иностранного языка или окружающего мира |
||||
Структурные параметры |
||||
Основные этапы организации учебного времени |
Дидактическая цель этапа |
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося |
Планируемые результаты |
|
Действия ученика |
Стратегия учителя |
|||
Подготовительный |
Создать мотивацию Сформулировать цель |
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Сформулированы актуальность, проблема, цель |
Концептуализация Программирование |
Разработать совокупность концептуальных идей Создать программу |
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Сформулированы задачи и гипотеза |
Планирование |
Разработать план деятельности |
Построение
плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор
способов. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся |
Определены обязанности в группе, составлен план и намечены сроки реализации |
Практический |
Получить продукт проектной деятельности |
Поэтапно выполняют задачи проекта |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Собран материал исследования |
Аналитический |
Провести рефлексию |
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Сравнивают планируемые и реальные результатов, делают обобщение, выводы Оформляют проект. |
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Оформленная работа, включающая весь ход исследования и выводы |
Контрольно-коррекционный |
Осуществить при необходимости коррекцию |
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок |
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Итоговый вариант работы |
Заключительный |
Защитить проект |
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Участие в школьной научно-практической конференции |
Список использованных источников.
1. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/
3. Индивидуальный проект. [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://college.ru/pedagogam/450/469/470/472/473/532/
4. Проектная деятельность в школе. Виды проектов. Этапы работы над проектами. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
5. Сиденко А. С., Виды проектов и этапы проектирования. [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.in-exp.ru/component/content/article/13-zaoch-school-mol-uch/52-vid-proj-et-proj.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.