Методы убеждений.
Убеждения - сознательное восприятие ребенком некоторых
нравственных ценностей, что влияет на выработку отношений и формирует
личные взгляды, убеждения, идеалы. Убеждения реализуются через
различные методы и приемы (разъяснение, совет, наставление, увещевание),
воздействует на сознание, чувства и волю детей.
Рассказ - изложение фактов и событий, имеющих яркое
эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. Здесь необходимо
вызвать положительную ответную реакцию, но избегать нравоучений.
Беседа - это диалог между учителем и детьми, опирается на
чувственный опыт детей, на их знания. Активизация восприятия может
усиливаться при помощи наглядности, вопросов, занимательности и т.д.
Пример - в своем стремлении стать взрослым ребенок берет в качестве
образца для подражания пример старших. Подражание носит избирательный
характер и зависит от эмоций, симпатий, привязанностей, от склонностей
ребенка к какому-либо человеку. Изолировать ребенка от отрицательных
влияний окружающей среды невозможно, поэтому необходима
просветительская деятельность со стороны учителя и родителей.
11
Отрицательный опыт окружающих людей необходимо использовать для
сравнений, с целью развития сознательного поведения, умения
противопоставить и отстоять свое “я”. Характер подражательности меняется
с возрастом. Ребенок для подражания обычно выбирает себе готовые
образцы с притягательным внешним оформлением, у подростков подражание
носит уже избирательный характер.
Внушение - некритичное принятие ребенком желаний, идей,
установок, которые предлагают взрослые. Эффект внушений зависит от
авторитета воспитателя, его духовных ценностей и установок. В ситуации
неопределенности и напряжения внушение является очень эффективным
средством. Особенно его ценность возрастает, когда оцениваются и
сравниваются поступки и действия детей.
Требования - способ непосредственного побуждения ребенка к
поступку или действию. Требование включает в себя осознание
противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития ребенка.
Это вызывает потребность в работе над собой, желание достигнуть цель.
Средства этого метода: просьба, указание, распоряжение. В зависимости от
психологических особенностей детей форма подачи требований меняется:
одному необходимо предъявлять их в категоричной форме, другому -
достаточно сделать намек. От манеры предъявления требований у детей
возникает разная ответная реакция.
Требования должны опережать развитие личности, а также переходить
в требования ребенка к самому себе.
Требования по форме предъявления бывают:
- прямые (приказ, указание, предписание);
- косвенные (просьба, совет, намек).
По признаку эмоционально-психологической направленности
требования различаются:
а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба,
одобрение, выражение доверия);
б) требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза,
распоряжение, выражение недоверия);
в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, условное
требование, требование в игровом оформлении).
Общественное мнение - является отражением коллективного
требования. Воспитатель должен стремиться, чтобы его требование
переросло в требование детского коллектива к самому себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.