Методы упражнений (приучений).
А.С.Макаренко писал, что воспитание представляет собой
упражнение в правильном поступке.
Упражнение - многократное повторение поступков с осознанием цели
и результатов. В процессе жизни у ребенка вырабатываются привычки,
развивается творческий подход к решению жизненных ситуаций. Это влияет
на умственное развитие. Воспитателю необходимо разъяснять сущность и
12
значение того качества, которое воспитывается; показывать различные пути к
разрешению задач, объяснять и вскрывать причинно-следственные связи.
Главное, уметь заставить детей посмотреть на себя глазами взрослых. Для
этого используются игровые ситуации, при которых участники меняются
своими ролями и лучше вникают в суть происходящих явлений. Так
вырабатываются самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины.
Поэтому назидания и поучения здесь часто не срабатывают. А начинать
воспитание детей нужно, прежде всего, с режима и порядка в делах, в труде.
Приучение - организация регулярного выполнения детьми действий,
которые становятся привычными формами поведения. Привычка может и
должна стать качеством личности. Приучение состоит из следующих
действий: показ и закрепление с повтором действия. Функцию упражнения и
приучения выполняет режим дня. Это формирует внутренний динамических
стереотип, который лежит в основе образования привычек, навыков. Учитель
может организовывать упражнения и приучение в форме проблемных
ситуаций, которые в игровых действиях разрешаются детьми.
Доверие - основано на том, что поведение человека часто зависит от
ожидания окружающих его людей. Чем значимее личность для ребенка, тем
сильнее действует ее влияние. Недоверие гасит желание ребенка.
Создание воспитывающих ситуаций - ученик ставится в условия
свободного выбора и сам определяет любой вариант разрешения ситуации.
Учитель может организовать управление в форме проблемных ситуаций,
которые затем разыгрываются и разрешаются детьми.
Контроль - наблюдение за деятельностью ребенка с целью
побуждения его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное
наблюдение, индивидуальные беседы, отчеты детей.
Переключение - с целью отвлечь ребенка от вредной деятельности
взрослые переключают внимание ребенка на другой объект, возбуждая новые
переживания и установки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.