Практическая работа 6 (2 ч.). Методы выявления одаренности и формы работы с одаренными детьми.
Цель: освоение психолого-педагогического инструментария диагностирования видов одаренности детей и подростков.
Задание 1. Изучите материалы по проблеме, опишите инструменты выявления и наиболее эффективные формы работы с одаренными детьми.
Практическая работа должна быть выполнена на листах формата А4.
Оформление каждого нового структурного элемента работы начинается с новой страницы. Страницы практической работы должны быть пронумерованы.
Объем выполненной работы – не менее 2 страниц.
Критерии оценки:
- степень реализации цели практической работы;
- степень выполнения заданий работы;
- степень сформированности у слушателей необходимых знаний и умений;
Оценка: зачет/незачет.
Задание 1
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. В связи с этим, выделим три категории одаренных детей и рассмотрим таблицу 1«Одаренные дети в системе уровнего подхода в обучении».
В таблице 1 учтены три направления требований к результатам изучения математики Концепции развития математического образования в Российской Федерации [3]. Практическое внедрение основных идей Концепции и обновленных ФГОС ставит перед системой образования проблему формирования эмоционального интеллекта обучающихся в принятых примерных рабочих программах по каждому предмету основного общего образования в разделе «Метапредметные результаты». Под эмоциональным интеллектом понимается «способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов» (Д. Майер, П. Сэловей), т.е. это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя [4].
Несомненно, что эмоциональный компонент и мотивация к учебной деятельности являются значимыми критериями ее эффективности. Их функция – обеспечение успешности усвоения знаний, умений и навыков на всех этапах развития познавательного интереса к математике как к науке, а именно:
1) положительным эмоциональным отношением к деятельности, поэтому основой проведения занятий может служить технология деятельностного метода;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. радостью познания, которая обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение;
Таблица 1.
Классификация «Одаренные дети в системе уровнего подхода в обучении».
Определение групп |
Категории одаренных детей |
Требования к результатом обучения математики |
Типология заданий и вопросов для развития эмоционального интеллекта |
Группа А: имеют доминирующую активную познавательную потребность |
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). |
Практико – ориентированное направление (математика для жизни).
|
Общеобразовательный уровень. Задания, допускающие различные подходы к их решению. Субъективные вопросы: Что я чувствую? Что я знаю? Описательные вопросы: Кто, как, что, где, когда? |
Группа В: испытывают радость от добывания знаний, умственного труда |
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки. |
Математика для использования в профессии, не связанных с математикой (элементы типовых заданий для базового уровня). |
Технологический уровень. Задания с элементами альтернативы. Казуальный вопрос (случайный, единичный): Почему, кто, как, что делает? Оценочный вопрос: Что правильно, а что нет? |
Группа С: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления |
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). |
Творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся, которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики и физики и других областях.
|
Специализированный уровень. Задания с представленными в их решении завуалированными данными. Воображаемый вопрос: Что было бы, если бы? Вопрос, ориентированный на будущее: Куда дальше? |
3) наличие мотива, непосредственно идущего от самой деятельности, используя интерактивные методики (ролевые игры, метод проектов, постановка эксперимента, профильные экскурсии с «погружением» в практику тематической области и др.).
Одним из условий повышения эффективности учебного процесса и совершенствования качества знаний учащихся является установление и реализация межпредметных связей в процессе преподавания учебных предметов, в частности математики и физики. Взаимосвязь учебных предметов физики и математики отражает взаимосвязь наук физики и математики, которая определяется наличием у них общей предметной области.
В таблице 2 представлены ряд тем «Мини-проектов», интегрирующих физику и математику с использованием комплекта «Цифровое оборудование по математике». Т.о. главным является то, что цифровые лаборатории способны заменить огромное количество традиционных приборов. Процесс получения знаний становится более интегрированным.
Например, в 10 классе производная используется при рассмотрении некоторых вопросов электродинамики. Но особенно широко математика используется в курсе физики 11 класса. Это выражается в систематическом применении производной при изучении колебаний, использовании и закреплении свойств тригонометрических и показательной функций, использовании интегрирования при решении задач (радиоактивный распад, поглощение излучений, и т.п.).
Это не простое применение математики, а развитие и конкретизация её идей и методов на широком естественнонаучном материале. Кроме того, при изучении физики происходит формирование и развитие ряда математических предметных УУД (универсальные учебные действия) как в технике вычислений, так и в области графических и аналитических умений. Пример, такого типового задания на Формирование умения проводить теоретическое исследование «работа с информацией» на уроке 10-11 класса по теме: «Производная», рассмотрен в Приложении 1.
Таблица 2.
Возможная тематика межпредметных проектов по математике и физике.
Тема урока «Мини-проекта» |
Класс |
Вопросы по математике |
Вопросы по физике |
Возможный результат |
Измерение освещённости на рабочих местах учеников |
8-10 |
Взаимосвязь уменьшения освещенности с коэффициентом подобия треугольников распространения света на экране проектора. |
Физические величины и способы их вычислений |
Портфолио |
Сравнение относительной влажности и температуры окружающего воздуха и воздуха, выдыхаемого человеком. |
8-10 |
Математическое моделирование |
Насыщенный пар. Влажность воздуха. |
Создание модели карты её презентация. |
Звук как гармоническое колебание |
8-11 |
Функции |
Звук. Колебания и волны. Явление резонанса. |
Стенгазета, портфолио и т.п. Поиск применения резонанса в технике и быту. |
Измерение магнитной индукции |
8-10 |
Применение производной в электродинамике. |
Проблемы изменения Магнитного поля Земли. |
Стенгазета, портфолио и т.п. |
Изучение правила Ленца |
9-10 |
Вектор |
Векторные величины в физике |
Портфолио, система гипотез, решение задач и т.д. |
Измерение гидростатического давления. Экспериментальное определение гидростатического давления при использовании датчиков дифференциального и относительного давления. |
7-10 |
Элементы дифференциального исчисления. |
Физические задачи |
Методическая брошюра «Решение задач» |
Сравнение pH дистиллированной и водопроводной воды из открытых источников. |
10 |
Статистика |
Тепловые явления |
Статистическая обработка данных |
Проектно-исследовательская деятельность по естественнонаучным и математическим дисциплинам имеет наибольшую эффективность в дополнительном математическом образовании, особенно в форме интегрированных проектов. Это объясняется тем, что тематика не ограничивается ни школьным материалом, ни временем, ни отсутствием доступа к некоторым источникам информации, которые на уроке использовать в полной мере невозможно (материалы, которые встречаются только в библиотечных фондах, получение данных в результате долгосрочных наблюдений и др.). Поэтому при организации внеурочной деятельности одновременно хорошо спланировать тему изучения экспериментальной работы «Измерение магнитной индукции» (см. Приложение 2). При правильной организации деятельности на уроке такого вида у учащихся развивается любознательность, смекалка, креативное мышление, чувство ответственности и эстетический вкус. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворённости от проделанной работы.
Для урока, на котором проводится обобщение данного вида деятельности и составление обобщённой схемы, необходимы специально подготовленные дидактические материалы. Пример учебной карты действий по созданию понятия о производной через анализ и обобщения накопленных данных в ходе теоретического исследования предложен в Приложении 3[2]. Во первых, это схемы (таблицы) деятельности в конкретных ситуациях, выполнявшиеся учащимися на уроках предварительного этапа освоения деятельности. Во вторых, поскольку процесс формулирования обобщённых шагов схемы достаточно труден, учащиеся должны получить «подсказки» — россыпь фраз с названием этих шагов. Такая россыпь готовится для каждого ученика и помещается в конверт. Другой вариант – выдать учащимся распечатанную в произвольном порядке россыпь фраз с заданием сделать дома и принести её на урок.
Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни вообще и к учёбе в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то человек активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. При этом если ребёнок увлечён, то создаётся ситуация успеха, школьник испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удачи от решения вопроса. Такой вид компетенции особо эффективно развивается, когда организация процесса усвоения этих схем (таблиц деятельности) способствует строгому и систематическому изложению материала и даёт учащимся не только необходимые навыки, но и ясные методологические представления.
Акцент делается не на получение отвлеченных от жизни знаний, а на необходимости познания окружающего мира, подготовке ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработке умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни. Поэтому идеальный урок — тот, на котором учитель направляет, ненавязчиво корректирует работу учащихся, так что у них создается ощущение, что они ведут урок сами.
Список литературы
1. Богуславский М.В. Абстрактный гуманизм В.А. Сухомлинского/ М.В. Богуславский// Свободное воспитание. Вып. 3. – М.: Влади, 1993. – С. 14–17.
2. Ивашкина Д.А.Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики: курс лекций УМП — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2014- 250с
3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р).
4. Научно-методические рекомендации по формированию эмоционального интеллекта обучающихся в образовательной среде (основная школа): методические рекомендации/ под общей и научной редакцией С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 23 с.
5. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 1 декабря 2016 г.
6. Примерная рабочая программа основного общего образования Математика Базовый уровень, Москва 2021г, С.104
Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / сост., вступ. Ст., примеч. И коммент. Э. Д. Днепрова. Кн. 2. М. : Дрофа, 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.