Методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова».Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного... их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных
Иконка файла материала attachment_1751590378.docx
Методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе1.Запись слов по алфавиту 1 Задание: (на доске) записать по алфавиту диван, песок, альбом, вагон, тетрадь, пальто, бетон. Результат: альбом, бетон, вагон, диван, пальто, песок, тетрадь. 2 Задание: азбука, газета, алмаз, пакет,     герой, пенал, графин, апельсин,       помидор, пионер, автобус, горох,   алфавит, гараж, пирог. Результат:           автобусгазета пакет      азбука      алмаз гараж герой      алфавит горох пенал пионер пирог      апельсин графин         помидор2. Выборочный диктант Задание: из 1 части рассказа И. Соколова­Микитова выписать  слова: 1 столбик – с б/у гласными, 2 столбик – словарные. Результат: поля (поле)          колхозник срезают (срезать)           картофель тяжелый (тяжесть)          капуста зеленый (зелень) кочан грядами (грядка) морковь краснеют (красный) ягода рябина (рябь)          огород алеют (алый) калина 3. Выборочный ответ Задание: найти и выделить правильный ответ. ответ ответ Слова 1 2 3 4 Слова 1    2     3     4 б . атон а о а о ко …ектив          л   лл   л   лл  ллг . зета г . рох о а а о о а о о а…ея                   ко…идор л    л   лл рр  р    рр   р Результат: ответы №1 – 3 (а а о), №2 – 4 (лл лл р) 4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам Задание: записать столбиками по алфавиту с б/у –а, с б/у – о, с б/у  –и, с б/у –е слова: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера,  комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка. Результат:     а                е газета канава салют металл теперь          и     диван     лимон     о        комар        командир тетрадь     сирень        победа 5. Сопоставление слов с противоположными орфограммами Задание: сгруппировать слова по наличию двух или одной  согласной: пе(р/рр)он, ко(р/рр)идор, ка(с/сс)а, тро(с/сс),  те(р/рр)аса, ди(р/рр)ектор, ма(с/сс)а, матро(с/сс), те(р/рр)итория, кап(р/рр)он, шо(с/сс)е, термо(с/сс).Результат:   рр         р     сс                      с перрон      коридор          касса терраса              директор         масса территория         капрон         шоссе трос матрос термос 6. Подбор однокоренных слов – других частей речи Задание: (слова с удвоенными согласными) – подобрать  родственные слова – другие части речи: металл, суббота, группа. Результат: металл­ металлический, металлист суббота­ субботний, субботник группа­ группировать, групповой 7. Подбор и запись синонимов и антонимов. Задание: подобрать и записать синонимы к словам: метель,  граница, Отечество; антонимы к словам: работать, мешать. Результат:Метель ­ вьюга, буря, метелица, пурга Граница ­ рубеж, межа, край, предел Отечество ­ Родина, Отчизна Работать ­ отдыхать, праздновать Мешать ­ помогать, пособлять 8. Составление предложений с данными словами Задание: составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь,  матрос, режим, санитар. Результат:  1. К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок. 2. Мой брат служит матросом на большом корабле. 3. В нашем летнем лагере был строгий режим. 4.Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе чисто. 9. Сочинение по опорным словам Задание: написать сочинение по теме «На вокзале» со словами:  багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.10. Дописывание орфографических таблиц Задание:  А О а а­а абзац           карандаш ……………    ………………. ……………    ………………. о о­о комар           огород …………….     …………….. …………….     ……………..    Результат: канава, каравай, победа, хорошо, газета, барабан,  командир, воробей. 11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами Задание: подобрать и записать слова с иноязычными элементами:  авто­, колл­, грамм­. Результат:          1                      2                      3 автодорога автомобиль коллектив коллекция грамматика килограмм автостанция редколлегия орфограмма12. Письменный пересказ текста с использованием данных слов Задание: рассказать о Ваньке Жукове (из рассказа А.П.Чехова  «Ванька») используя слова: деревенский, сапожник, Москва,  здесь, очень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч,  адрес. 13. Замена описательных оборотов словами­синонимами Задание: вместо описательного оборота подобрать слово­замену и  вставить пропущенную букву. (карточка) описательные обороты 1. Ящичек для ручек, карандашей. 2. Коллективная поездка, посещение  чего­нибудь. 3. Собрание однородных предметов. 4. Собрание засушенных растений. 5. Помещение, где хранятся и выдаются  слова г…рбарий б…бл…отека п…налкниги. Результат: описательные обороты 1. Ящичек для ручек, карандашей. 2. Коллективная поездка, посещение  чего­нибудь. 3. Собрание однородных предметов. 4. Собрание засушенных растений. 5. Помещение, где хранятся и выдаются  книги. ко…екция …кскурсия слова пенал экскурсия коллекция гербарий библиотека Примечание: вариантов этого приема очень много: устно, на доске,  загадки, кроссворды и т. д.