Методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова».Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного... их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных
Методы и приемы
работы
над словарными
словами
в начальной школе1.Запись слов по алфавиту
1 Задание: (на доске) записать по алфавиту
диван, песок, альбом, вагон,
тетрадь, пальто, бетон.
Результат: альбом, бетон, вагон, диван,
пальто, песок, тетрадь.
2 Задание: азбука, газета, алмаз, пакет,
герой, пенал, графин, апельсин,
помидор, пионер, автобус, горох,
алфавит, гараж, пирог.
Результат: автобусгазета
пакет
азбука
алмаз
гараж
герой
алфавит
горох
пенал
пионер
пирог
апельсин
графин помидор2. Выборочный диктант
Задание: из 1 части рассказа И. СоколоваМикитова выписать
слова: 1 столбик – с б/у гласными, 2 столбик – словарные.
Результат: поля (поле)
колхозник
срезают (срезать)
картофель
тяжелый (тяжесть) капуста
зеленый (зелень)
кочан
грядами (грядка)
морковь
краснеют (красный)
ягода
рябина (рябь)
огород
алеют (алый)
калина
3. Выборочный ответ
Задание: найти и выделить правильный ответ.
ответ
ответ
Слова
1 2 3 4
Слова
1 2 3 4
б . атон
а о а о
ко …ектив
л лл л лл ллг . зета
г . рох
о а а о
о а о о
а…ея
ко…идор
л л лл рр р
рр р
Результат: ответы №1 – 3 (а а о), №2 – 4 (лл лл р)
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Задание: записать столбиками по алфавиту с б/у –а, с б/у – о, с б/у
–и, с б/у –е слова: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера,
комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.
Результат:
а
е
газета
канава
салют
металл
теперь
и
диван
лимон
о
комар
командир
тетрадь
сирень
победа
5. Сопоставление слов с противоположными орфограммами
Задание: сгруппировать слова по наличию двух или одной
согласной: пе(р/рр)он, ко(р/рр)идор, ка(с/сс)а, тро(с/сс),
те(р/рр)аса, ди(р/рр)ектор, ма(с/сс)а, матро(с/сс), те(р/рр)итория,
кап(р/рр)он, шо(с/сс)е, термо(с/сс).Результат:
рр
р
сс с
перрон
коридор
касса
терраса директор
масса
территория капрон
шоссе
трос
матрос
термос
6. Подбор однокоренных слов – других частей речи
Задание: (слова с удвоенными согласными) – подобрать
родственные слова – другие части речи: металл, суббота, группа.
Результат:
металл металлический, металлист
суббота субботний, субботник
группа группировать, групповой
7. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Задание: подобрать и записать синонимы к словам: метель,
граница, Отечество; антонимы к словам: работать, мешать.
Результат:Метель вьюга, буря, метелица, пурга
Граница рубеж, межа, край, предел
Отечество Родина, Отчизна
Работать отдыхать, праздновать
Мешать помогать, пособлять
8. Составление предложений с данными словами
Задание: составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь,
матрос, режим, санитар.
Результат:
1. К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.
2. Мой брат служит матросом на большом корабле.
3. В нашем летнем лагере был строгий режим.
4.Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе чисто.
9. Сочинение по опорным словам
Задание: написать сочинение по теме «На вокзале» со словами:
багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.10. Дописывание орфографических таблиц
Задание:
А
О
а
аа
абзац карандаш
…………… ……………….
…………… ……………….
о
оо
комар огород
……………. ……………..
……………. ……………..
Результат: канава, каравай, победа, хорошо, газета, барабан,
командир, воробей.
11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами
Задание: подобрать и записать слова с иноязычными элементами:
авто, колл, грамм.
Результат:
1 2 3
автодорога
автомобиль
коллектив
коллекция
грамматика
килограмм
автостанция
редколлегия орфограмма12. Письменный пересказ текста с использованием данных слов
Задание: рассказать о Ваньке Жукове (из рассказа А.П.Чехова
«Ванька») используя слова: деревенский, сапожник, Москва,
здесь, очень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч,
адрес.
13. Замена описательных оборотов словамисинонимами
Задание: вместо описательного оборота подобрать словозамену и
вставить пропущенную букву.
(карточка)
описательные обороты
1. Ящичек для ручек, карандашей.
2. Коллективная поездка, посещение
чегонибудь.
3. Собрание однородных предметов.
4. Собрание засушенных растений.
5. Помещение, где хранятся и выдаются
слова
г…рбарий
б…бл…отека
п…налкниги.
Результат:
описательные обороты
1. Ящичек для ручек, карандашей.
2. Коллективная поездка, посещение
чегонибудь.
3. Собрание однородных предметов.
4. Собрание засушенных растений.
5. Помещение, где хранятся и выдаются
книги.
ко…екция
…кскурсия
слова
пенал
экскурсия
коллекция
гербарий
библиотека
Примечание: вариантов этого приема очень много: устно, на доске,
загадки, кроссворды и т. д.