МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.7

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература
7 кл—11 кл
15.04.2018
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Цель данной разработки - дать представление о возможностях аксиологического подхода в условиях современного преподавания литературы, а именно показать, что аксиологический подход помогает сохранить, укрепить физическое, психическое, духовное здоровье ребенка, помогает сформировать в юных душах общечеловеческие ценности, помогает создать условия к самопознанию, самоопределению, к адекватному восприятию окружающего мира и себя в нем.
сборник МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА.doc
МБОУ «Тугнуйская средняя общеобразовательная школа» МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Выполнил: Чимитдоржиева М.З.,  учитель русского языка и литературы  высшая квалификационная категория Тугнуй 2014 год Цель моей работы – дать представление о возможностях аксиологического подхода в  условиях современного преподавания литературы, а именно показать, что аксиологический подход  помогает сохранить, укрепить физическое, психическое, духовное здоровье ребенка, помогает  сформировать в юных душах общечеловеческие ценности, помогает создать условия к самопознанию,  самоопределению, к адекватному восприятию окружающего мира и себя в нем. В системе уроков, разработанных мною, заложены разнообразные принципы: – принцип личностного подхода; – принцип деятельного подхода; – принцип сотрудничества, гуманного отношения к человеку; – принцип системного подхода; – принцип интегративности; – принцип культурологического подхода. В данной системе учтены индивидуально­психологические особенности подростков: внимание,  мышление, воображение. Выстраивая каждый урок, я старалась максимально сочетать известное и неизвестное, образное и логическое, использовать все виды восприятия, побуждать учащихся к сравнениям, аналогиям,  обучать правилам запоминания; развивать монологическую и диалогическую, устную и письменную  речь. Особая ставка сделана мною на развитие творческих способностей учащихся и на работу с  текстом, потому что понять художественное произведение можно лишь «пропустив его через себя» и  поняв глубину, емкость каждого слова. «Сущность и содержание человеческих ценностей постигается на протяжении всех лет  обучения в школе. И здесь важно соблюдение принципа преемственности» (А.П. Сманцер) Моя работа с использованием аксиологического подхода направлена от одного года обучения  к другому. Каждый год – очередная ступенька в постижении нравственных законов.  На каждом уроке мы говорим о ценности человеческой жизни, о патриотизме, о трудолюбии, о  значимости, неповторимости человеческой личности, о таких нравственных категориях как добро и  зло, любовь, сострадание, милосердие, чувство собственного достоинства. Но это не просто  размышления, «слово о словах» Каждое суждение, каждый вывод о поступке литературного героя  обязательно подкреплен цитатами из Библии, словами Святых Отцов церкви, мудрыми  высказываниями известных людей. Я считаю, что это вполне обосновано, и, более того, необходимо, так как понять нашу  литературу, имеющую христианские корни, без этого невозможно. Современный молодой человек ищет ориентиры в быстро меняющемся мире. Ему может  показаться, что истин на свете множество, нужно только найти свою… В этом водовороте можно  легко «утонуть», впасть в прелесть, разрушить в себе то, что заложено Создателем, потерять себя.  Для подростка, пытающегося показать миру свою незаурядность, может стать привлекательной любая идея, возвеличивающая его значение как личности; говорящая о его избранности. Или же наоборот,  ребенок может «спрятаться в улитку», опасаясь «этого странного мира», и, столкнувшись с ним,  может травмировать душу. Моя задача состоит в том, чтобы посредством слова увести подростка от всевозможных  крайностей, перегибов, мягко, ненавязчиво показать ребенку, что личность каждого человека  неповторима, уникальна, но это не повод для того, чтобы весь мир видеть перед собою на коленях. На  уроках литературы мы с детьми пытаемся понять, чем отличается гордость от чувства собственного  достоинства, размышляем о взаимоотношениях родителей и детей, о праве выбора и об  ответственности за свои поступки. На примере поступков литературных персонажей мы рассуждаем о грехе,  о его последствиях, о пути борьбы с ним, о том, что человек может осуждать грех другого человека,  но не его самого. Казалось бы, ребенок и грех – понятия несовместимые. Но, если провести параллель, вовремя привитое деревце в свой срок дает благословенные плоды, так и взрослый человек,  предупрежденный о причинах и последствиях совершенного им, прежде чем сделать  предосудительный шаг, задумается. Старец Паисий Святогорец  говорил: «Если человек получил  духовную помощь в детстве, то он снова может прийти в себя, даже сбившись с пути…. Если  немножко «пропитать» детей благоговением…, то это будет помогать им всю жизнь» Я считаю, что истинное образование есть не только становление ума, но и становление сердца.  Задача уроков литературы состоит в том, что, давая знания и помогая ребенку вырасти здоровым,  умным, научить его отличать добро от зла, подлинную свободу от порабощения инстинктами и  страстями.  Опора на христианские нормы и правила, погружение в глубины художественного текста  способствует формированию у подростка личностной позиции, выработка четких мировоззренческих  ориентиров. Теперь более подробно о методах и приемах обучения, применяемых мною на уроках  литературы В каждом ребенке есть созидающее начало... Ребенок, даже самый педагогически запущенный, может «раскрыться», показать себя, если  создать ему условия для того. Урок литературы способствует тому. Задания творческого характера  органически вплетаются в общую систему урока, делая его более ярким, насыщенным. В зависимости  от ситуации возможны различные виды творческих работ. Устные творческие задания 1. Инсценирование произведения или его эпизода. Дети готовятся заранее, подбирают  костюмы, распределяют роли. Вхождение в образ – сложная и одновременно интересная работа.  Инсценирование всего произведения (например, «Сказание о Белгородском киселе») требует  серьезной предварительной подготовки. (Смотри приложение). Подготовка инсценирования эпизода из произведения требует от детей не меньшей  сосредоточенности и максимально пристального внимания к тексту. На уроках используем инсценирование ключевых моментов произведения (например, эпизод  «Юшка и «веселый прохожий» из рассказа А. Платонова «Юшка»), монологическое высказывание от  лица главного героя произведения (это своего рода тоже инсценировка). Как правило, дети подбирают костюмы, предметы быта, помогающие раскрыть характер героя, суть проблемы (например, монолог  Дуни, Самсона Вырина из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). № 1 Самсон Вырин: – Я рад Вас приветствовать, милостивые господа! Я – Самсон Вырин, станционный смотритель, чиновник четырнадцатого класса. Да, я нахожусь на нижней ступени служебной лестницы, но долг  свой я выполняю свято. Каждого, кто обращается ко мне за помощью, я стараюсь не обидеть, в меру  своих сил помогаю ему. Другое дело, как относятся ко мне… Бог им судья… Несмотря ни на что,  моя жизнь освещена добрым радостным светом, имя которому – Дуня. Это моя единственная,  неповторимая доченька, моя радость, гордость, надежда. Да вон она и сама! Дуня: – Меня зовут Дуня. Папенька так много лестного сказал обо мне! Но он мог бы этого и не  говорить, ведь я это знаю и так. Я стараюсь во всем его поддерживать и никогда не огорчать. № 2 Самсон Вырин (перед бутылкой со стаканом): – Я не знаю, зачем мне жить дальше…. В чем смысл моего существования? Дуня исчезла из  моей жизни, унеся с собою мир и счастье. Я уверен, что Минский, поиграв, бросит мою Дунюшку. Это позор, это бесчестие… Я не мог благословить их союз, а после того, как меня выставили из их дома, я  понял, что они и не нуждаются в моем благословении. Пустота, мрак, я не вижу пути. Дуня: – Я пережила несколько мгновений отчаяния. Мне казалось, что меня похитили как забавную  игрушку, чтобы потешиться и выбросить. Но судьба сжалилась надо мною: я любима, желанна, богата. Но мое благополучие нарушается приступами душевной боли. Мой отец… Как он там? Мой  внутренний судья говорит, что я виновата перед папенькой, ведь я, получается, принесла его в жертву своему счастью… 2. Пантомима Данный прием в основном используется в работе над произведениями устного народного  творчества. Загадки, пословицы воспринимаются гораздо живее, если их не только услышать, но и  «увидеть». Возможна индивидуальная работа, работа в группах, возможно конкурсное представление,  просто угадывание, соотношение текста пословицы с реальностью (ситуации из жизни). 3. Театр­экспромт После самостоятельного прочтения отрывка изобразить героев на фоне звучащего текста. Дети должны передать характер героя, его настроение. Подобная форма работы используется при изучении юмористических произведений («Хамелеон» А.П. Чехов). 4. «Суд присяжных» Дети в качестве домашнего задания должны проанализировать мотивы поступков героя, его  характер, мировоззрение. У каждого свое задание. Кто­то должен выступить в роли адвоката, кто­то в роли прокурора, кто­то в роли свидетеля, кто­то в роли обвиняемого. Весь класс – в роли суда присяжных. Интересны для подобных уроков герои, несущие в себе  как знак «+» так и знак «–». Например, Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»), Владимир Дубровский (А.С. Пушкин  «Дубровский»), дед Каширин (М. Горький «Детство»). 5. На итоговых уроках (в конце изучения темы, в конце триместра, полугодия, учебного года)  часто используем подобного плана загадки. Дети и решают загадки, и составляют по образцу. Примеры. Охарактеризовать героя, оформив высказывание как загадку. – Я благодарен этой семье, потому что они приютили меня, вырастили, как своего  собственного ребенка. Ко всем в доли я отношусь ровно, но люблю далеко не всех. За того, кто мне  дорог, я готов пожертвовать собой: до сих пор болит моя рука, которую я подставил под удары розги, которой дед наказывал Алешу: Я всем доволен, но… если бы мне Бог дал голос, я был бы по­ настоящему счастлив. Я знаю, что я хороший работник, поэтому при разделе наследства между  детьми моих благодетелей, боюсь, что стану камнем преткновения. (Цыганок) По конкретно указанным историческим, бытовым приметам  указать название произведения, автора. Курень, покрытый войлоком: стены вымазанные цветной глиной.  В светлице сабли, нагайки, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице  маленькие; на полу по углам кувшины, бутылки, фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки  всякой работы, берестовые скамьи вкруг комнаты, огромный стол под образами в парадном углу,  широкая печь с изразцами… (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба») По подборке ключевых слов угадать название произведения. Необитаемый остров, «Московские ведомости», генералы, крепостное право, еда, суп в  пригоршне, рюмка водки, пятак серебра, рабская покорность. (М.Е. Салтыков­Щедрин «Как один мужик двух генералов  прокормил…») 6. На уроках дети с удовольствием работают над вопросами викторины (как индивидуально,  так и в группах) Вопросы викторины по былинам об Илье Муромце. – Кому принадлежат слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (А.С. Пушкину) – Где родился Илья Муромец? – Как долго он не мог ходить?  (Родом из села Карачарова, что под Муромом) (тридцать лет и три года)  – Былина «Болезнь и исцеление Ильи» – бытовая, а к каким былинам относится былина «Илья  Муромец и Соловей разбойник»? (Героическая) – Как появился у Ильи богатырский конь? (Купил на торжище неражего жеребеночка и вырастил сам) – Как его назвал? (Бурушка) – А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? («Он ведь кушает­то хлеба, по единому кушает по одному ломтю!») – Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, кто побратался, поменявшись нательными крестами) – Назовите крестовых братьев Ильи Муромца. (Святогор – богатырь, Добрыня Никитич) – Чьим сыном был Соловей – Разбойник? («…сидит Соловей – Разбойник, Одихмантьев сын…») – Назовите часто употребляемое Ильей ругательное слово. (Собака) – Какой первый подвиг совершает Илья Муромец? (Побивает силушку великую под Черниговом) – Кто же исцелил Илью Муромца? – Сколько их было? – Вспомните отчество Ильи Муромца. – Как звали мать Ильи Муромца? (Калики перехожие) (Три) (Иванович; отец Иван Тимофеевич) (Ефросинья Поликарповна) – Назовите в былине черты реального исторического прошлого. (Города: Владимир, Чернигов; село Карачарово; сам Илья Муромец – реально существовавший человек; мощи святого в Киево­Печерской лавре)  7. Работа с репродукциями картин или иллюстрациями к произведению (как авторскими, так и детскими): а) пересказ эпизода, которому соответствует иллюстрация; б) описание внешности героя, элементов быта; в) подбор цитат из текста к данной иллюстрации. 8. Словесное рисование (– Если бы вы были скульптором (художником), какой (ую) бы памятник (картину) вы  поставили бы (написали бы) одному из героев (автору)? Почему?) 9. Чтобы передать внутреннее состояние героя, суть взаимоотношений героев, прибегаем к  приему, который можно назвать цветопись. – Какими красками мы можем передать атмосферу дома Кашириных? Почему? – Какими красками мы можем изобразить взаимоотношения дяди и племянника в рассказе И.  Бунина «Цифры». – Как красками мы можем передать настроение Кусаки (проследите по всему рассказу Л.  Андреева «Кусака») 10. Решение филологических задач Интересная форма работы, которая заставляет детей изучать текст более внимательно, более  вдумчиво, воспринимать не только форму, но и «впитывать» содержание. – Что мы можем сказать о родителях Насти и Митраши? (М. Пришвин «Кладовая солнца») – Каких размеров была лошадь в стихотворении В. Маяковского «Хорошее отношение к  лошадям»? – В какой семье воспитан был Кирибеевич? Степан Калашников? (М.Ю. Лермонтов «Песнь –  про купца Калашникова») Письменные творческие задания Письменные творческие задания – разговор с собою, поиск своего собственного «я».  Анализируя поступки героев, давая оценку происходящему, ребенок проводит невидимую параллель:  Я – герой. Некоторые черты характера героя ребенок принимает (они проникают в его сознание,  формируют его), некоторые отвергает (это своего рода прививка против зла, формирование  нравственного иммунитета). 1. Письменный ответ на вопрос (5, 7 предложений) - Над чем меня заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? - Как вы понимаете смысл 5­ой заповеди (основываясь на примере повести А.С. Пушкина  «Станционный смотритель»)? - «Все мы немного лошади…» Какой смысл автор вложил в эти строки? - Предательство или поиск личного, сокровенного основа поведения Андрия? - С кем мы можем сравнить героя сказки­были А. Платонова «Неизвестный цветок»? 2. Создание текста по образцу (с использованием опорной лексики) Да, это полет фантазии,  но по четко скорректированному курсу. Данная форма работы – и проба пера, и пополнение  словарного запаса. – Попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату, сестре, другу, используя  данные слова: привить, грамотка, молвить, почём, не предавайтесь, леность, остерегайтесь, грешный,  соблюдайте, душа, гордость, не уклоняйтесь, чтите, доброе слово, старайтесь. Пример. Поучение одноклассникам Послушайте, други, слово моё, не посмейтесь над ним и запомните оное навеки. Не ленитесь грамоте учиться! Делайте обязательно то, что задают вам на дом по предметам.  Слушайте классного руководителя и других наставников как мать родную. Не предавайтесь лености,  ибо она есть источник порока. Не уклоняйтесь от выполнения домашнего задания, ведь оно учит вас  прилежанию. Остерегайтесь дурного примера; грех подобен омуту темному. На уроках соблюдайте  порядок, на переменах будьте послушны, смиряйте гордыню. Носите с собою учебники, тетради да  всё в обложках. Молвите лишь слово доброе, гнилое да не слетит с уст ваших. Надеюсь, что не посмеялись вы над грамоткой моею, что оставила она след в сердце вашем. И  хвалю я Господа за то, что есть на свете школы, в которых детей обучают уму­разуму.  3. Письмо автору или герою (с учетом временных и социальных рамок). Письмо герою рассказа Дж. Олдриджа «Последний дюйм» Здравствуй, Деви! С замиранием сердца я читал о том, как ты спасал своего отца. Да, ты вел себя достойно!  Мужество, выдержка, самообладание не изменили тебе! Знаешь, мне показалось, что ты действовал на пределе. Ты видел, как страдает твой отец, и изо всех сил старался быть настоящим мужчиной. За это  я и уважаю тебя! Мне кажется, что после этого случая вы с отцом станете настоящими друзьями. В  этом, если честно, я завидую тебе, потому что мы с папой не всегда находим общий язык. Благодаря  тебе я понял, что научиться понимать родного человека можно съев вместе не один пуд соли. Я  признателен тебе за преподанный урок. Тимофей Письмо герою рассказа А. Платонова «Юшка» Юшка! Прости меня, пожалуйста! За них за всех меня прости, За жизнь безумную без жалости, За злое сердце без любви Мы все – «веселые прохожие» – Затмила гордость взор очей, На Каина душой похожие Мы гибнем в омуте речей. Ты не такой как все – особый, Ты мир бездушный не судил, Душою праведной, у­Богой И всё и всех, любя, простил! Вика 4. Отзыв о произведении с использованием цитатного плана  (по рассказу Л. Андреева «Кусака») Цитатный план 1. 2. 3. 4. 5. Слезинка за слезинкой… не вижу строк…. Еще одна история о предательстве, о человеческой  «Она никому не принадлежала» «У неё отняли её непримиримую злобу» «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака» «Жа­а­лко» «Собака выла» черствости и беспринципности разворошила мою душу. Кусака так похожа на ребенка, которого  предали – «выбросили» в детский дом, затем приласкали, подарили надежду, заставили поверить в то, что он единственный, любимый, а позже, поняв, что он не тот, о котором мечтали, выставили за  дверь… Почему добрые дачники поступили с Кусакой именно так?! Потому что они не добрые! Ведь Доброта основана на Любви, а не на эгоизме! Добрые дачники  с чистой совестью просто растоптали душу Кусаки… Не хотелось бы, чтобы кто­нибудь из них когда­нибудь «завыл» так же от предательства или  одиночества… 5. «Мозаика» Дан набор слов, которые необходимо связать, чтобы получилось суждение. Согласны ли вы с  высказанной мыслью: Почему именно эти слова звучат в контексте урока? Пример: Читая, для себя, для всех людей, едина, можно найти, об устаревшем, Нравственность, во все  века, и, в деталях, многое. «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, можно  найти многое для себя» Д.С. Лихачев 6. «Переведи!» Истолковать мораль басни, объяснить суть пословицы. 7. Закончи фразу Данный прием может быть применен в конце урока на этапе рефлексии. Пример: 1. 2. Бабушка Акулина Ивановна не осуждала «заболевшего скупостью» деда, так как… Я считаю, что сюжет легенды о Данко схож с библейской историей о выводе еврейского народа из Египта в том, что… 3. Юшка, смиренно принимающий обиды от детей и взрослых в течение жизни, впервые  осерчал, потому что… – Сегодня на уроке я узнал, что… – Самым трудным для меня было… – Раньше я не знал, что… – Главная мысль произведения состоит в том, что… Работа с текстом Успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой,  нельзя: ведь приобретение знаний, умений навыков осуществляется не только с помощью учителя, но  и самостоятельно, прежде всего, в общении с различными литературными источниками. Но книга учит только тогда, когда ученик умеет работать с книгой, умеет читать. От умения читать в истинном  смысле этого слова, то есть понимать прочитанное, во многом зависит и воспитание, и умственное  развитие. Не секрет, что нелегко учить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать  полноценного читателя. Непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, а отсюда и нелюбовь к серьезному  чтению порождают бездуховность, которая, как трясина, поглощает любые замыслы писателей,  авторов учебника и учителей, делает все их усилия бесплодными. Именно поэтому воспитание настоящих читателей становится одной из основных обязанностей учителя. В работе с текстом используем следующие методы и приемы. 1. Беседа Беседа – диалогический способ общения, при котором учитель путем постановки тщательно  продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет  усвоение ими изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. В системе, основанной  на аксиологическом подходе вопросы должны быть четкими, краткими, содержательными, чтобы  будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих  на угадывание ответа. Не стоит формулировать вопросов, требующих однозначных ответов типа «да», «нет». Метод беседы имеет преимущество в том, что активизирует внимание учащихся, развивает их  память, делает детей открытыми искренними, является хорошим диагностирующим средством. Пример. Беседа по главе «Детство» из повести А.Н. Толстого «Детство» - - Какие вопросы беспокоят выросшего героя при воспоминании о детстве? Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и любовь к Богу «как­то странно сливались в одно чувство?» - - - О чем молился маленький Николенька? Глаголы каких форм преобладают в главе? Какое значение это имеет? В чем особенность синтаксиса первого и последнего абзацев главы? Какое значение  это имеет? 2. Анализ текста Аксиологический подход в изучении литературы предполагает нахождение в художественном  произведении ценностей высшего порядка, выявление смысловых концептуальных глубин текста и  отношение к самому произведению как к ценности эстетического уровня. Анализ текста методом экспликации побуждает учащихся самих открывать литературные достоинства текста, пробуждает любознательность активность. Существует общепринятый порядок проведения уроков объяснение текста (ключевого  фрагмента в 18–20 строк): – введение; – чтение текста учителем; – изучение композиции текста; – повторное чтение, сопровождаемое анализом деталей; – заключение, которое обогащает понимание содержания на более высоком уровне; – выразительное чтение текста учениками, заучивание его наизусть (дома). Пример В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Ход урока 1. 2. – Какое впечатление на вас произвело стихотворение? – Какие чувства, слушая его, вы испытали? – Всё ли понятно? Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем. Вопросы на восприятие текста – Если бы в ваших руках были краски, какими бы тонами вы передали настроение  стихотворения? Повторное чтение текста. Исследование художественных особенностей текста 3. 4. – Каковы особенности композиции? – Сколько смысловых частей можно выделить в тексте? – Какими словами автор описывает лошадь в начале стихотворения и в конце? «Лошадь на круп грохнулась…» «Рванулась, встала на ноги, ржанула и  пошла…» «И вижу глаза лошадиные… Улица опрокинулась, течет по­своему…» «…рыжий ребенок, Пришла весёлая…» «За каплищей каплища по морде катится» – Что, мы видим, произошло с лошадью? (Состояние отчаяния, отрешенности стирается,  происходит преображение лошади) – Что стало причиной этого чуда? (Слово) – Слово – и созидающее, и разрушающее начало. Посредством слова творю я мир! – Найти те слова, которыми поэт выразил свое сочувствие, сострадание. («Деточка, все мы  немного лошади, каждая из нас по­своему лошадь») – Как вы их понимаете? (Все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи. Всем  бывает и болью, и страшно. Считать же себя выше, лучше другого существа и глупо, и самонадеянно). Л. Андреев: «… все живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же  страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни») – Какова особенность лексики стихотворения? (Звукоподражания, неологизмы, эмоционально  окрашенные слова) – Какие качества своей души приоткрывает лирический герой в обращении к лошади? (Умение  противостоять толпе; намек на одиночество среди людей; нежность, неловкость) На основе всего сказанного как можем сформулировать главную мысль стихотворения? («Хорошее отношение к лошадям» – это хорошее отношение и к людям, и ко всему живому.  Такое отношение принесло хоть маленькую, но победу добра над злом. Возможно, это и есть  авторское представление о смысле жизни, о цели творчества: «И стоило жить, и работать стоило») Сравнительно­сопоставительный анализ текста А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник Работа с текстом летописи и баллады Словарная работа (или лексический диктант) 1. Вещий – пророческий, предвидящий будущее; Вдохновение – творческий подъем, прилив творческих сил; Жрец – служитель божества; Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней и т. д. 2. – Вспомним, что такое летопись, как жанр. – Когда стали появляться летописи? – Чем они нам сейчас интересны? – Чтение и комментарий летописи с опорой на слова, данные в начале урока. – Пересказ. – Какие кадры диафильма на основе летописи вы можете предложить. Летопись – исток древнерусской литературы. В основе баллады «Песнь о вещем Олеге» также  летопись, с которой вы познакомились. – Дадим определение жанра баллады. – Чтение баллады «Песнь о вещем Олеге». – Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? Общее: основаны на историческом материале. Различие: Летопись Баллада 1. Прозаическое произведение 1. Поэтическое произведение 2. – 3. Цель – констатация исторического факта 2. Активно используются средства  художественной выразительности (эпитеты,  олицетворения, сравнения, метафоры) 3. Цель сообщить о событии, создать  определенный образ, характер героя,  повлиять на читательское отношение к  герою Это своего рода план, по которому мы анализируем тексты. Сравнительная характеристика героев. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» и  библейская «Притча о блудном сыне» (ответ на вопрос + цитата из текста) Дуня (блудная дочь) 1. По какой причине оставляет дом? 2. Счастливы ли они вдали от родительского дома? 3. Что привело их в дом отца спустя некоторое время?  4. Кто оказался счастливее? Вопросно­ответная форма работы Важный шаг к пониманию текста – выделение в нем непонятного, неоднозначного и  Блудный сын формулировка его в виде вопроса. Думая, ребенок спрашивает и отвечает. Вопрос или цепочка  вопросов – это и старт движения к пониманию и форма этого движения. Вопросы играли и играют  большую роль в и познании, и в обучении. Вопросами о вопросах «болели» выдающиеся мыслители  древности: Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Их интересовала роль вопроса в познании и  передаче знания другим. Иными словами, роль вопроса в обучении. В работе с текстом используем: Ответы на готовые вопросы. Самостоятельно сформулированные вопросы к тексту. Смешанный вид работы: постановка вопроса и ответ на заданные вопросы. Формулирование вопросов и выдвижение гипотез по ходу чтения. 1. 2. 3. 4. – Какие у вас возникают догадки о дальнейших событиях рассказа? – Какие вопросы у вас возникли? – Сформулируйте свои предположения, сверьте с дальнейшим текстом. 5. Возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и  Самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов. дальнейшего содержания текста, появление установки – все это составляет особый вид общения  читателя с текстом, который можно назвать диалогом с текстом. Руслом для протекания диалога  является продвижение мысли по тексту («солнечный зайчик»). Если у ребенка сформированы  основные операции диалога (постановка вопроса к тексту, прогнозирование его дальнейшего  содержания, самоконтроль, то у него вырабатывается сознательное отношение к тексту.) Пример. По рассказу Л. Андреева «Кусака» «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города,  дышали хорошим воздухом, видели вокруг всё земным, голубым беззлобным делало их ещё добрее» – Значит, у Кусаки есть надежда! Но… «Сперва они хотели прогнать напугавшую собаку или даже застрелить её из револьвера, если не уберется…» – Как вяжутся со словом «добрые» слова «застрелить из револьвера, если не уберется»? – О чем это говорит? – На что намекает автор? «… но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: «Где наша Кусака?» – Добрые дачники привыкли к лаю или полюбили собаку? – Если нет любви, что мы можем ожидать? «Фишбоун» Голова – вопрос темы; верхние косточки – основные понятия темы; нижние косточки – суть  понятий; хвост – ответ на вопрос. В предлагаемом варианте могут быть предложены либо вопрос,  либо понятие, либо суть проблемы. Остальное необходимо восстановить. Анализ текста с использованием семантического поля  слов­концептов Принцип воспитания через обучение родному языку прекрасно реализуется в методике  системной работы с материалами семантических полей. В основе СП заложен мощный нравственный  потенциал. Слово рассматривается как единица языка и как нравственная категория. Сухомлинский  говорил: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых  чувств». Для этого ему надо дать тот языковой материал, который позволит выразить свою мысль. В семантических полях заложены основополагающие нравственные категории: честность,  доброта, вежливость, трудолюбие. Каждое поле – ячейка азбуки человеческого бытия. Система  работы с семантическими полями выстроена в соответствии с возрастом учащихся, программой,  учебником. Система работы охватывает весь курс русского языка и литературы 5 – 9 классы. Дети  идут от простых понятий к более сложным. Прекрасно работают на уроках СП «Честный», «Добрый», «Вежливый», «Трудолюбивый», «Нравственный», «Душевный / духовный». Фрагмент урока внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «А Воробьев стекла не выбивал» I. Вступительное слово учителя с использованием материала  СП на уроках. Выяснение цели работы II. Рассказ учителя о книге Ю. Яковлева. Биография писателя III. Беседа на основе материала СП «Честный» Беседа о содержании рассказа – Почему автор назвал историю необычной? – Можно ли согласиться с директором, когда он подталкивает Воробьева к принятию решения? – Можно ли считать ответ Воробьева ложью? (компромисс) – Лексическое значение слова компромисс (работа с толковым словарем) – Охарактеризовать поведение Воробьева словами, взятыми из СП «Честный». К каким  рубрикам поля вы обратились? (Слабая степень признака; на кого направлен признак; неполнота  проявления признака) – Найти в тексте ту фразу, которая подчеркивает, что Воробьев был не всегда честен. – Итак, Воробьев сознался. На этом история со стеклом могла бы завершиться, если бы не  Семин. – Почему Семин не боялся прослыть чудаком? – Какое отношение к Семину звучит в кличке «Марк Порций Катон Старший» (цитирование  отрывка описания внешности Семина) – В чем похож Семин на римского Цезаря (гордый, непреклонный) – Но что же отличает их друг от друга? (Цезарь требовал мести, Семин – справедливости) – История с разбитым стеклом движется к концу. Но прежде, чем она закончится, мне бы  хотелось узнать, какой эпизод в произведении вам показался наиболее значимым (Разговор Семина с  директором о правде) – Давайте прочтем эпизод по ролям. – Как высказывание о правде характеризует Семина? Используйте для своего ответа слова СП  «Честный». – Из какой рубрики поля вы возьмете слова? (синонимы: прямой, справедливый, открытый,  искренний) – Охарактеризуйте честность Семина словами из СП (абсолютная, безукоризненная,  безупречная, непреклонная, образцовая, неуязвимая) – Какой материал для понимания характера Семина дает рубрика «Высшая степень признака» – Как этот материал дополняется словами из рубрики «Носитель признака» – В чем состоит основная мысль текста? – Как и в любом произведении, в рассказе Ю. Яковлева использованы художественные  средства выразительности языка. Найти их в тексте. IV. Обобщение материала – Приходилось ли вам встречать подобных ребят? – Честность – врожденная или приобретенная черта характера? – Нужно ли быть человеку честным в настоящее время? V. Выявление уровня овладения материалом СП Написать по выбору:  1. Сочинение – миниатюру: «Могу ли я назвать себя честным человеком» или»Как случай изменил мою жизнь» 2. Рецензию на рассказ Ю. Яковлева «А Воробьев стекла не выбивал» VI. Домашнее задание: совершенствовать текст, написанный на уроке. Пересказ – анализ текста  с параллельным составлением таблицы Данный прием помогает более сосредоточенно, вдумчиво работать с текстом, анализировать,  выделять главное, делать микровыводы. Пример. И.А. Бунин «Цифры» – Из­за чего в семье произошла ссора? – Как она развивалась? Мальчик Дядя 1. «Покажи цифры!» 1. «Сейчас не хочу. Завтра» 2. «Ты нашел исход своему волнению» 2. Перестань 3. «Сам перестань!» 4. «Ты крикнул снова» 5. началась истерика 3. Продолжает разыгрывать роль спокойного и  рассудительного 4. «… в бешенстве вскочил…» 5. «Мы решили не сдаваться» 6. «Теперь я больше никогда не буду  любить тебя» 7. «Самолюбие сломлено…» «И ты  смирился» 8. «Дядечка, прости меня» 6. «Пожалуйста!» 7. Переживает 8. Примирение На уроках активно используются различные виды творческого пересказа: а) подробный (или близкий к тексту), с максимальным использованием авторской лексики; б) сжатый; в) тезисный; г) пересказ эпизода от лица героя; д) рассказ о герое, событии от лица разных персонажей (например, рассказ о Февронии  Муромской от лица слуги, князя Петра, бояр); е) «самоанализ» (т.е. пояснение мотивов поступка героя: почему я поступил именно так; что  руководило моими поступками; к чему я стремился, совершая поступок, произнося слово). Семинар Чтобы преодолеть застарелую болезнь школьного семинара – малое число участников семинара и их низкую активность, уместно пользоваться методикой семинара, предложенной В. Гузеевым.  Можно увеличить количество участников обсуждения, распределив роли следующим образом: 1. Докладчик (излагает в тезисной форме основные положения); 2. Содокладчик (подкрепляет аргументы, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика); 3. Оппонент (предлагает иную точку зрения); 4. Эксперт (проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет их  истинность); 5. Провокатор (задает каверзные вопросы, приводит неожиданные примеры, инициирует общую дискуссию); 6. Ассистент (осуществляет материально­техническое (иллюстративно­наглядное) обеспечение других участников). Впервые подобный урок проводится в 7 классе. Целесообразно его провести на  публицистическом произведении (Д.С. Лихачев. Главы  из книги «Земля родная»). Возможно проведение урока­семинара, возможно фрагментарное использование формы  семинарского занятия. Лексический диктант Многие слова в тексте бывают непонятны. Эти слова специально прорабатываются в классе  или дома, затем в качестве закрепления учитель дает лексический диктант. Схема такова: объявляется номер задания; дается значение слова; приводится фрагмент из  текста, в котором встречается загаданное слово, а вместо произнесения его делается хлопок. Задача  учащихся – узнать  по толкованию и употреблению данное слово и написать его под номером задания. Способ проверки –  перекрестный (под руководством учителя сразу после выполнения задания). Пример. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 1. Народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь «Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным…» (хозары) 2. Одежда из металлических пластин или колец, защищавшая воина от удара меча, копья «Под грозной … ты не ведаешь ран…» (броня) 3. Поле битвы (определение) «То мчишься по … полю» (бранное) 4. Молодые люди, молодые слуги князя «Вы … – други, возьмите коня» (отроки) 5. Кровопролитное сражение «И холод, и … ему ничего» (сеча) 6. Резвый, энергичный (о коне) «Скажите, где конь мой…» (ретивый) 7. Похоронный обряд у древних славян «На … уже недалекой» (тризна) 8. Боевой топорик с длинной рукоятью «Не ты под … ковыль обагришь» (секира) 9. Языческий жрец «… не боятся могучих владык» 10. Пророческий, предвидящий будущее (волхв) «Как ныне сбирается … Олег» (вещий) А.С. Пушкин «Борис Годунов» 1. Старинная рукопись, документ «И пыль веков от … отряхнув, Правдивые сказанье перепишет» 2. В Древней Руси собрание горожан (хартия) «О бурном ли новгородском…» (вече) 3. В Древней Руси должностное лицо, ведущее дела в каком­нибудь учреждении «Так точно …, в приказах поседелый Спокойно зрит на правых и виновных» (дьяк) 4. По церковному обычаю, предписанию отказ от мясной, молочной пищи «Смиряй себя молитвой и …, И сны твои видений легких будут Исполнены». (пост) 5. Настоятель монастыря «Он говорил … и братьи …» (игумен) 6. Торжественное обещание, обязательство «Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл, Вы все … примите мой духовный» (обет) 7. Монашеский чин, налагающий самые строгие правила «Приду к вам, преступник окаянный, И здесь честную … восприму» (схима) 8. Испытание «Не сетуй, брат, что рано грешный свет Покинул ты, что мало… Послал тебе Всевышний» (искушение) М.Ю. Лермонтов «Песнь про … купца Калашникова» 1. Конь для верховой езды, для конных сражений «… степной ходит весело» (аргамак) 2. Старинное название драгоценных коней, обычно рубина «Вот возьми перстенек ты мой… Да возьми ожерелье жемчужное…» (Яхонт, яхонтовый) 3. Женщина, помогавшая найти жениха, невесту «Прежде … смышленой покланяйся» (сваха) 4. Женщина с непокрытой головой (считалось неприличным выходить так на улицу) «Перед ним стоит молода жена, Сама бледная …» 5. Человек, который порицает, порочит, позорит другого (простоволосая) «Ты не дай меня, свою верную жену, Злым … на порицание» 6. Церковная служба по умершему (охульник) «А поведай мне, добрый молодец, Какого роду, племени Каким именем называешься, Чтобы знать, по ком … служить» 7. Дворянин, состоявший в опричнине – войске, созданном Иваном Грозным для борьбы с  (панихида) боярами «Ох ты, гой еси, царь Иван Васильевич Про тебя нашу песню сложим мы, Про твово любимого….» 8. Придворный, прислуживающий за царским столом (опричник) «Сидит грозный царь Иван Васильевич, Позади его стоит…» (стольник) Работа с текстом «Инсерт» – Раздаем детям текст. – Оставляем широкие поля, на которых на скрепке прикрепляется полоска бумаги. – Дети самостоятельно читают текст, делая пометы: знаю думаю иначе  новая информация хочу узнать подробнее – На основе исследования строим анализ. – Части, которые оговорены, представляем в виде схемы или рисунка (кластер). – Определяем тему, составляем пятистрочие (синквейн). При работе с текстом используем следующие приемы: – Составление ассоциативного ряда слов (для характеристики героя, для выявления личного  – ! + ? восприятия текста). Каждое слово комментируем. Пример 1. А. Платонов «Неизвестный цветок» Для характеристики главного героя: желание жить – целеустремленность – мужество –  стойкость – позитивный настрой – непохожесть  на других – благоухание. Пример 2. А.С. Пушкин «Борис Годунов» Для характеристики Пимена (1), Григория (2). 1. Мудрость, устремленность к Богу, отрешенность от лица, бесстрастность, душевный мир,  благодать, свеча перед ликом Господа. 2. Противоречивость; жажда власти, слава; зависть; корысть; кроваво­красное пятно. – Сделать вывод, обобщить ранее сказанное помогает синквейн (пятистрочие) Схема синквейна: 1. Существительное – тема пятистрочия. 2. 2–3 прилагательных, которые раскрывают характерные признаки предмета или явления,  заявленного в пятистрочии. 3. 3–4 причастия, деепричастия, глагола, раскрывающие действие, воздействие, свойственные  явлению, предмету. 4. Фраза (предложение), раскрывающая суть предмета или явления. Она усиливает предыдущие 2 строки. 5. Слово – итог, вывод, подведение черты (Возможен после 5 этапа отрывок из «Евангелия»,  мудрое высказывание или пословица) Пример 1. Семья 2. Дружная, крепкая, многочисленная 3. Любить, поддерживать, защищать, отвечать (друг за друга) 4. Один за всех и все за одного 5. Крепость «В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность». (И. Кант) «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным». (А.С. Пушкин) «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои  обязанности». (А. Шопенгауэр) Диаманта Схема: 1, 7 – противоположные понятия 2, 6 – по 3, 4 прилагательных, характеризующих каждое понятие 3, 5 – по 3, 4 глагола 4 – несколько (3, 4) существительных, показывающих взаимодействие этих понятий (или фраза) Комментарий. Пример: 1. Зло 2. Коварное, хитрое, черное 3. Уничтожать, разрушать, заставлять страдать 4. Выбор, смирение, прощение, исповедь 5. Исцелять, врачевать, успокаивать 6. Светлое, искреннее, всепрощающее 7. Добро Путь от зла к добру – путь нравственного самосовершенствования. Это далеко не весь перечень форм, методов, приёмов, применяемых мною на уроках  литературы. В 7 классе с целью развития творческого потенциала подростков, интеллектуального и  личностного развития их. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРИМЕНЯЕМОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018