Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а
«Методы очистки воды в быту»
Ц е л ь: применить на практике методы очистки воды в быту.
I. Отстаивание водопроводной воды.
Самый простой и доступный для всех метод – отстаивание водопроводной
воды. При этом в течение определённого времени улетучивается остаточный
свободный хлор (Cl2), который применяют в системах водозабора для
обеззараживания воды. Кроме того, под действием гравитационных сил
происходит осаждение относительно крупных суспензионных и коллоидных
частиц, находящихся во взвешенном состоянии. В некоторых случаях осадок
желтеет. Это свидетельствует о выпадении гидроксида железа (III) Fe(OH)3.
Он появляется в результате окисления соединений двухвалентного железа,
придающих воде голубоватый оттенок,
кислородом воздуха до
трёхвалентного состояния. Соли трёхвалентного железа легко гидролизуются
(присоединяют ионы ОН–), коагулируют (слипаются в более крупные частицы)
и оседают на дно.
II. Кипячение водопроводной воды.
Следующий по простоте и доступности – метод кипячения. Основное
предназначение процесса кипячения – обеззараживание воды. В результате
термического воздействия гибнут вирусы и бактерии. Но в процессе
кипячения происходит также дегазация воды – удаление всех растворённых в
ней газов, в том числе и полезных (кислорода, углекислого газа), которые
улучшают органолептические свойства воды. Поэтому кипячёная вода
безвкусна и малополезна для кишечной флоры. Кроме того, при кипячении
может уменьшаться растворимость некоторых солей, например сульфата
кальция, что отчасти приводит к смягчению воды.
III. Вымораживание водопроводной воды.
Гораздо реже для небольших объёмов используют метод вымораживания
воды, основанный на разности температур замерзания чистой воды и рассолов
(раствора с минеральными солями). Сначала замерзает чистая вода, а в
оставшемся объёме концентрируются соли. Существует мнение, что такая
вода (вода из вымерзшей фракции) обладает целебными свойствами за счёт
особой структуры водных кластеров – групп взаимно ориентированных
молекул воды. Считается, что вода с измельчёнными кластерами обладает
более высокими реактивными и растворительными свойствами, лучше
проникает через биологические мембраны, быстрее выводится из организма
экскреторными органами.Домашняя практическая работа
Возможно проведение домашних опытов, способствующих большему
развитию интереса к курсу и, как следствие, к предмету.
О п ы т 1 . Перегонка воды.
Нагрейте в чайнике воду. Когда вода закипит и из чайника начнёт
выходить пар, возьмите с помощью прихватки тарелку и подержите её
несколько минут над отверстием носика.
Под тарелкой расположите кружку и собирайте в неё дистиллированную
воду. Сравните на вкус водопроводную и дистиллированную воду.
Для проведения опыта в домашних условиях учащимся понадобится
следующее оборудование:
– чайник;
– кружка;
– тарелка;
– нагревательный прибор (электрическая или газовая плита);
– прихватка;
– вода.
О п ы т 2 . Обнаружение щелочных свойств растворов, применяемых в
быту.
Для проведения данного опыта учащимся необходимо иметь следующие
оборудование и реактивы:
– 2–3 флакона;
– индикаторы (лакмус);
– растворы мыла, стиральной соды Na2CO3, питьевой соды NaНCO3,
поваренной соли NaCl, аммиака в воде NH3 ∙ H2O, воду.
И з г о т о в л е н и е с а м о д е л ь н о г о и н д и к а т о р а.
Пропитайте полоски фильтровальной бумаги размером 10 2 см соком
чёрной смородины или отваром красной свеклы. Высушите их в тени и
положите в тёмные склянки (не забудьте приклеить этикетки с названием
индикатора!).
Приготовленные индикаторы окрашиваются в кислой среде в красный цвет,
а в щелочной – в зелёный или синий.
О п ы т 3 . Исследуемый раствор в каждом сосуде разделите на две части и
испытайте одну часть лакмусом, другую – самодельным индикатором.
Наблюдения запишите. Объясните произошедшие изменения.
В о п р о с д л я о б д у м ы в а н и я.Мама готовила пирог с вареньем из чёрной смородины. Сначала варенье было
красным (как обычно), а затем, при добавлении взбитых белков, варенье
становилось синезелёного цвета. Почему?