Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Оценка 4.6

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Оценка 4.6
Игры
doc
психологическая работа +1
Детсад
03.03.2018
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научит его помогать самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции.
методы саморегуляции.doc
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей. Нередко   родителей   тревожит   появление   у   детей   несобранности,   излишней активности,   напротив,   замкнутости,   робости,   а   часто   агрессивности,   плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой­то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое   правильное   –   научит   его   помогать   самому   себе,   т.е.   познакомить   с   методами саморегуляции.   Некоторые   упражнения   ребенок   сможет   выполнить   самостоятельно,   в других ему должны помочь родители или взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и УСПОКОЙТЕ! «Возьмите себя в руки» (с 5 лет). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого­то стукнуть, что то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». «Врасти в землю» (с 5 лет).  «Попробуй сильно­сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты ­  могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза – уверенного человека». «Ты ­ лев» (с 5 лет). «Закрой глаза, представь льва ­   царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!» «Просыпайся третий глаз» (с 5 лет). «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: просыпайся третий глаз, просыпайся» 6­10 раз. «Сбрось усталость» (с 5 лет). «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову  к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны,   вперед,     назад.   А   сейчас   резко   тряхни   головой,   руками,   ногами,   телом.   Ты стряхнул всю усталость, чуть­чуть осталось, повтори еще». «Заряд бодрости» (с 4 лет). «Сядь   свободно.   Вытяни   вперед   руки   и   приготовь   два   пальчика   большой   и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушко. Помассируй ушки приговаривая «ушки, ушки, слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами «просыпайся третий глаз». Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди   внизу   шеи   ямку,   положи   туда   руку   и   со   словами   «я   дышу,   дышу,   дышу»   ­ помассируй   ямку   10   раз   в   одну   сторону   и   10   раз   в   другую.   Молодец!   Ты   видишь, слышишь, чувствуешь!» «Дыши и думай красиво» (с 5 лет). «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:  ­ мысленно скажи: «я – лев» ­ выдохни, вдохни; ­ скажи: «я – птица»  ­ выдохни, вдохни; ­ скажи: «я – камень» ­ выдохни, вдохни; ­ скажи: «я – цветок» ­ выдохни, вдохни; ­ скажи: «я спокоен» ­ выдохни.  Ты действительно успокоишься». «Стойкий солдатик» ( с 5 лет). «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик, на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается,   кто   чем   занят,  кому   надо   помочь.  А   теперь   поменяй   ногу   и   посмотри   еще пристальней. Молодей! Ты настоящий защитник!» «Спаси птенца» (с 4 лет) «Представь,   что   у   тебя   в   руках   маленький   беспомощный   птенец.   Вытяни   руки ладонями вверх. А теперь согрей его, мысленно, по   одному пальчику сложи ладони, спрячь   в   них   птенца,   подыши   на   него,   согревая   своим   ровным   спокойным   дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к себе!» «Солнечный зайчик» (с 4 лет) «Солнечный зайчик» заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно   погладь   его   ладонями:   на   лбу,   на   носу,   на   ротике,  на   щечках,   на   подбородке, поглаживай аккуратно,  чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». «Сломанная кукла» (с 5 лет) «Иногда   игрушки   ломаются,   но   им   можно   помочь.   Изобрази   куклу,   у   которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней   не   хотят   играть,   потряси   всеми   разломанными   частями   одновременно,   а   сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь   расправь   плечи   и   закрепи   руки,   подыши   ровно   и   глубоко   и   на   месте   будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!» «Гора с плеч» (с 5 лет) «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что­то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5­6 раз, и тебе сразу станет легче». «Торт» (с 4 лет) Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники. Взрослый: «Сейчас мы  из тебя будем делать торт». Один участник  ­ мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло, и т.д. взрослый – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – мука руками посыпает тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – молоко разливается руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар ­  он посыпает тело, и немного соль – чуть­чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар замешивает тесто, хорошо разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому торту не жалко.  «Театр прикосновений» (с 6 лет) Ребенка просят свободно лечь в позу звезды на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснутся одним пальцем ко лбу, Ва ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Авторская   (Н.Л.Кряжева)   «Методика   снятия   психоэмоционального   напряжения детей». Выполнять их с детьми необходимо, когда вы чувствуете что они возбуждены, тревожны,   чего­то   боятся,   устали.   Можно   1­2   раза   в   неделю   под   спокойную   музыку начитывать   их   перед   сном.   В   программах   учтены   особенности   восприятия   ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного напряжения,   а   также   фрагменты   по   повышению   самооценки   ребенка   и   регуляции   его взаимоотношений   с   окружающими.   Регулярное   использование   программ   успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове. Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент. «Путешествие на голубую звезду». Наша родная планета – земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а если у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы… Лягте   удобно,   закройте   глаза.   Представьте   себе   темное   ночное   небо   с   яркими звездами. Где­то там далеко­далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной голубой звезде.  Вы   –   команда   межпланетного   космического   корабля   земля.   Каждый   занял   свое место. Сейчас корабль поднимиться в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко­крепко сожмите в   кулачках   штурвалы   и   сильно   надавите   ступнями   на   педали.   Держите,   держите. Молодцы!   А   теперь   отпустите   штурвалы   и   педали…вдох   –   выдох.   Чувствуете,   как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое, вдох – выдох 2раза. мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – голубая звезда… и  вот   она   уже   близко,  яркая,  голубая.  Давайте   сделаем   плавную   посадку.   Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вздох – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Выйдем из корабля…перед нами океан, где нет воды, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые,   розовые   с   голубыми   стебельками,   поэтому   то   планета   и   кажется   совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, с серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители голубой   звезды   чистокрылышки.   они   рады   нам,   улыбаются,   мы   им   нравимся,   они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы   тоже   протягиваем   им   руки   и…чувствуем,   как   в   наше   тело   входит   тепло,   покой, доброта. Пора возвращаться на землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми. Милые чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады   встречи с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными. «Полет птицы». Всем   нам   часто   снятся   прекрасные   сны.   В   них   мы   превращаемся   в   принцев   и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться   в   птицу.   Мы   узнаем   секрет   красоты   и   легкости,   полетаем   над   землей, почувствуем свежесть ясного, голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое жжет легкое гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц, одна из самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите   подбородок   вверх.   Да,   именно   такая   шея   у   лебедя!   Выпрямите   спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим как птицы. вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «я ­ лебедь» ­ потом выдохните. Вдох:­ «я­лебедь» ­ выдох 3 раза. Хорошо!  Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки­ крылья, шире, плавно…молодцы!  Согните чуть­чуть в коленях ноги, напрягите их и …резко выпрямите…глубокий вдох…и …о, чудо! Мы взлетели…вдох – выдох (3 раза). Выдох ­ вдох …можете свободно взмахнуть   крыльями.   Тело,   как   пушинка,   легкое,   мы   совсем   его   не   чувствуем.   Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада…тишина… покой… вдох ­ выдох…(3 раза). Под нами как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая гордая птицы!... вдох ­ выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже…вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди…и вот ноги легко коснулись земли…вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательным был полет! Пусть у кого­то не очень получилось. Не беда! И лебедь­ красавец   не   сразу   взлетел.   Когда­то   он   был   гадким   утенком,   перенес   много   горя   и бедствий, над ним смеялись его обижали и никто не понимал. Но не страшно родится гадким утенком, важно хотеть быть лебедем! Все прекрасное когда­нибудь сбывается. Нужно только очень­очень верить в себя!  Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. В   жизни   человека   очень   важно   уметь   понимать   чувства   других   –   это   источник благополучного общения бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может совсем   противоположным,   на   первый   взгляд,   поведением:   перевозбуждаться, капризничать, упрямствовать. Подобное можно расценить, как бы это ни было абсурдным, формой сопереживания, стремлением «взять на себя мамины тревоги». Грустные мамины глаза   обязательно   поселят   в   душе   ребенка   тревогу   и   беспокойство.   Следите   за проявлением своего настроения, занимайтесь гигиеной своей души: ребенок рожден для радости, познания самореализации. Благоприятный психологический климат вокруг его поможет ребенку, как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих. Радости и печали   вы   будете   делить   со   своим   ребенком.   Но   и   в   печали   вы   сможете   найти   свое удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок обратиться к вам, к самым любимым и близким ему людям, попросят у вас защиты, помощи, утешения и ласки. Ведь он   надеется   на   вас,   уверен,   что   всегда   найдет   у   вас   понимание,   сочувствие, сопереживание, что вы никогда не предадите его.  НЕ ПРЕДАВАЙТЕ! Главным   формирующим   фактором   в   развитии   эмпатии   является   сама   жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром. «Тренируем эмоции» (с 4 лет) попросите ребенка: нахмуриться, как: ­ осенняя туча, ­ рассерженный человек, ­ злая волшебница. Улыбнуться, как: ­ кот на солнце, ­ само солнце, ­ как Буратино, ­ как хитрая лиса, ­ как радостный ребенок,  ­ как будто ты увидел чудо. Позлись, как: ­ ребенок, у которого отняли мороженое, ­ два барана на мосту, ­ как человек, которого ударили. Испугайся как: ­ ребенок, потерявшийся в лесу, ­ заяц, увидевший волка, ­ котенок, на которого лает собака. Устань, как: ­ папа после работы, ­человек, поднявший тяжелый груз, ­ муравей, притащивший большую муху. Отдохни, как: ­ турист, снявший тяжелый рюкзак, ­ ребенок, который много потрудился, но помог маме, ­ как уставший воин после победы. «Колечко» (с 4 лет) ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица   соседей   и   постараться   угадать,  кто   из   них   получил   в  свои   ладошки   колечко   от ведущего. Угадавший становиться ведущим. «Глаза в глаза» (с 5 лет) дети разбиваются на пары, берутся за рук. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «я, грустный! помоги мне!»,   «мне   весело,   давай   поиграем»,   «я   не   хочу   с   тобой   дружить!»   потом   дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.  «Как ты себя сегодня чувствуешь?» (с 5 лет) ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен   выбрать   ту,   которая   в   наибольшей   степени   похоже   на   его   настроение,   на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д. «Классификация чувств» (с 5 лет) ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:  ­ какие нравятся, ­ какие не нравятся. Затем необходимо назвать эмоции изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил. «Встреча эмоций» (с 7 лет) использовать разложенные на две группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий изображает хорошую, ребенок плохую. Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются. Интересно понаблюдать изменения выражения лица при встречи эмоций – это может быть удивление, смех, отвращение и т.д. – и обсудить, как можно «померить» эмоции.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018