Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Оценка 4.6
Игры
doc
психологическая работа +1
Детсад
03.03.2018
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научит его помогать самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции.
методы саморегуляции.doc
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального
напряжения у детей.
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней
активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости.
Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все
это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какойто детской
проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты?
Самое правильное – научит его помогать самому себе, т.е. познакомить с методами
саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в
других ему должны помочь родители или взрослые. Ребенок много может сам, родители
способны понять и успокоить его. Вот и УСПОКОЙТЕ!
«Возьмите себя в руки» (с 5 лет).
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется когото
стукнуть, что то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати
ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
«Врасти в землю» (с 5 лет).
«Попробуй сильносильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко
сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не
страшны. Это поза – уверенного человека».
«Ты лев» (с 5 лет).
«Закрой глаза, представь льва царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе,
спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как
тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»
«Просыпайся третий глаз» (с 5 лет).
«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут
проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту
точку, приговаривая: просыпайся третий глаз, просыпайся» 610 раз.
«Сбрось усталость» (с 5 лет).
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно
опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в
стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты
стряхнул всю усталость, чутьчуть осталось, повтори еще».
«Заряд бодрости» (с 4 лет).
«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика большой и
указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушко.
Помассируй ушки приговаривая «ушки, ушки, слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 в
другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни
руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со
словами «просыпайся третий глаз». Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку,
найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами «я дышу, дышу, дышу»
помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь,
слышишь, чувствуешь!»
«Дыши и думай красиво» (с 5 лет).
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко
вдохни:
мысленно скажи: «я – лев» выдохни, вдохни;
скажи: «я – птица» выдохни, вдохни;
скажи: «я – камень» выдохни, вдохни;
скажи: «я – цветок» выдохни, вдохни;
скажи: «я спокоен» выдохни.
Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик» ( с 5 лет). «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на
одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик, на
посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя
делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще
пристальней. Молодей! Ты настоящий защитник!»
«Спаси птенца» (с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки
ладонями вверх. А теперь согрей его, мысленно, по одному пальчику сложи ладони,
спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным спокойным дыханием,
приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь
раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он
еще прилетит к себе!»
«Солнечный зайчик» (с 4 лет)
«Солнечный зайчик» заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу,
нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке,
поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался
за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его
и подружись с ним».
«Сломанная кукла» (с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой
оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с
ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно, а сейчас
собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их,
теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет
туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с
ней все хотят играть!»
«Гора с плеч» (с 5 лет) «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще чтото сделать, сбрось
«гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти
плечи. Сделай это упражнение 56 раз, и тебе сразу станет легче».
«Торт» (с 4 лет)
Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники. Взрослый: «Сейчас мы из тебя
будем делать торт». Один участник мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый –
масло, и т.д. взрослый – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо
замесить тесто. Нужна мука – мука руками посыпает тело лежащего, слегка массируя и
пощипывая его. Теперь нужно молоко – молоко разливается руками по телу, поглаживая
его. Необходим сахар он посыпает тело, и немного соль – чутьчуть нежно прикасается
к голове, рукам, ногам. Повар замешивает тесто, хорошо разминая его. А теперь тесто
кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие
его: и мука, и соль и др. – тоже дышат как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт
был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту,
дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит
каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому торту не жалко.
«Театр прикосновений» (с 6 лет)
Ребенка просят свободно лечь в позу звезды на коврик и закрыть глаза. Включается
спокойная музыка. Все участники склоняются и взрослый объясняет, что они должны
нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как
это делается. Можно одновременно прикоснутся одним пальцем ко лбу, Ва ладонью к
ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу. Все одновременно
начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в
расслабленном состоянии.
Авторская (Н.Л.Кряжева) «Методика снятия психоэмоционального напряжения
детей». Выполнять их с детьми необходимо, когда вы чувствуете что они возбуждены,
тревожны, чегото боятся, устали. Можно 12 раза в неделю под спокойную музыку начитывать их перед сном. В программах учтены особенности восприятия ребенка,
способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного
напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки ребенка и регуляции его
взаимоотношений с окружающими. Регулярное использование программ успокаивает
детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове.
Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя
чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или
то, что он представлял в этот момент.
«Путешествие на голубую звезду».
Наша родная планета – земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения.
Но люди любят мечтать, хотят знать, а если у нас соседи?
Сейчас помечтаем и мы…
Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими
звездами. Гдето там далекодалеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное
путешествие к загадочной голубой звезде.
Вы – команда межпланетного космического корабля земля. Каждый занял свое
место. Сейчас корабль поднимиться в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепкокрепко сожмите
в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите.
Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали…вдох – выдох. Чувствуете, как
приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится
легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем
свое тело, оно легкое, невесомое, вдох – выдох 2раза.
мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости,
но наша цель – голубая звезда…
и вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова
крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вздох – и
выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!
Выйдем из корабля…перед нами океан, где нет воды, всюду цветы: белые, желтые,
оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому то планета и кажется совсем
голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, с серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители
голубой звезды чистокрылышки. они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они
предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки.
Мы тоже протягиваем им руки и…чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой,
доброта. Пора возвращаться на землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с
собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.
Милые чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встречи с вами, мы никогда не
забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.
«Полет птицы».
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и
принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем
превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей,
почувствуем свежесть ясного, голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое
жжет легкое гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц, одна из
самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.
Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку,
расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим
как птицы. вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «я лебедь» потом выдохните.
Вдох: «ялебедь» выдох 3 раза. Хорошо!
Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки
крылья, шире, плавно…молодцы!
Согните чутьчуть в коленях ноги, напрягите их и …резко выпрямите…глубокий
вдох…и …о, чудо! Мы взлетели…вдох – выдох (3 раза). Выдох вдох …можете свободно
взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как
радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада…тишина…
покой… вдох выдох…(3 раза).
Под нами как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя.
Какая красивая гордая птицы!... вдох выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не
страшно. Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже…вот уже совсем близко поле, лес, дом,
люди…и вот ноги легко коснулись земли…вытянем шейку, расправим плечи, опустим
крылья.
Замечательным был полет! Пусть у когото не очень получилось. Не беда! И лебедь
красавец не сразу взлетел. Когдато он был гадким утенком, перенес много горя и
бедствий, над ним смеялись его обижали и никто не понимал. Но не страшно родится
гадким утенком, важно хотеть быть лебедем! Все прекрасное когданибудь сбывается.
Нужно только оченьочень верить в себя!
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать
окружающим.
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник
благополучного общения бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии заложено
изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются.
Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может
совсем противоположным, на первый взгляд, поведением: перевозбуждаться,
капризничать, упрямствовать. Подобное можно расценить, как бы это ни было абсурдным,
формой сопереживания, стремлением «взять на себя мамины тревоги». Грустные мамины
глаза обязательно поселят в душе ребенка тревогу и беспокойство. Следите за
проявлением своего настроения, занимайтесь гигиеной своей души: ребенок рожден для
радости, познания самореализации. Благоприятный психологический климат вокруг его
поможет ребенку, как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих. Радости и
печали вы будете делить со своим ребенком. Но и в печали вы сможете найти свое
удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок обратиться к вам, к самым
любимым и близким ему людям, попросят у вас защиты, помощи, утешения и ласки. Ведь
он надеется на вас, уверен, что всегда найдет у вас понимание, сочувствие,
сопереживание, что вы никогда не предадите его.
НЕ ПРЕДАВАЙТЕ!
Главным формирующим фактором в развитии эмпатии является сама жизнь,
взаимоотношения в семье и с окружающим миром. «Тренируем эмоции» (с 4 лет)
попросите ребенка:
нахмуриться, как:
осенняя туча,
рассерженный человек,
злая волшебница.
Улыбнуться, как:
кот на солнце,
само солнце,
как Буратино,
как хитрая лиса,
как радостный ребенок,
как будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
ребенок, у которого отняли мороженое,
два барана на мосту,
как человек, которого ударили.
Испугайся как:
ребенок, потерявшийся в лесу,
заяц, увидевший волка,
котенок, на которого лает собака.
Устань, как:
папа после работы,
человек, поднявший тяжелый груз,
муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
турист, снявший тяжелый рюкзак,
ребенок, который много потрудился, но помог маме,
как уставший воин после победы. «Колечко» (с 4 лет)
ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на
лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от
ведущего. Угадавший становиться ведущим.
«Глаза в глаза» (с 5 лет)
дети разбиваются на пары, берутся за рук. Ведущий предлагает: «Глядя только в
глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «я, грустный! помоги
мне!», «мне весело, давай поиграем», «я не хочу с тобой дружить!» потом дети
обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (с 5 лет)
ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он
должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похоже на его настроение, на
настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
«Классификация чувств» (с 5 лет)
ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:
какие нравятся,
какие не нравятся.
Затем необходимо назвать эмоции изображенные на карточках, поговорить, почему
он так их разложил.
«Встреча эмоций» (с 7 лет)
использовать разложенные на две группы карточки и попросить ребенка представить,
как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий
изображает хорошую, ребенок плохую. Затем они берут карточку из противоположной
кучки и так меняются. Интересно понаблюдать изменения выражения лица при встречи
эмоций – это может быть удивление, смех, отвращение и т.д. – и обсудить, как можно
«померить» эмоции.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.