Методы воспитания их классификация
Оценка 5

Методы воспитания их классификация

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +4
docx
обществознание +1
Взрослым
18.02.2017
Методы воспитания их классификация
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
методы воспитания их классификация.docx
методы воспитания их классификация Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе  педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач  воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку  обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими  неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных  решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные  научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами  воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия  педагога и учащихся с целью решения образовательно­воспитательных задач. Отражая  двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов,  которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие  строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя,  который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и  деятельности учащихся. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный,  подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а  подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические  приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у  разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать  взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних  обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической  задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является  одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время  она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных  этапах реализации метода приучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой  суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают  индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя  разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно­ воспитательного процесса. Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания,  которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной  стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой —  совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых  для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно­ популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства,  технические приспособления, средства массовой информации и т. п.). Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным  богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано  многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику  воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или  старшими школьниками; есть методы работы в каких­то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что  сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный  научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов  воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и  случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и  более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные  признаки, присущие отдельным методам. Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения  личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование,  познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных  «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком­то  определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в  более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение  образовательного процесса к намеченной цели.

Методы воспитания их классификация

Методы воспитания их классификация

Методы воспитания их классификация

Методы воспитания их классификация

Методы воспитания их классификация

Методы воспитания их классификация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017