Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
методы воспитания их классификация.docx
методы воспитания их классификация
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе
педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач
воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку
обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими
неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных
решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные
научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами
воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия
педагога и учащихся с целью решения образовательновоспитательных задач. Отражая
двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов,
которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие
строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя,
который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и
деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые
называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный,
подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а
подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические
приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у
разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать
взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних
обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической
задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является
одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время
она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных
этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой
суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают
индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя
разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно
воспитательного процесса. Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания,
которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной
стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой —
совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых
для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно
популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства,
технические приспособления, средства массовой информации и т. п.).
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным
богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано
многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику
воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или
старшими школьниками; есть методы работы в какихто специфических условиях. Но есть и
общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что
сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный
научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов
воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и
случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и
более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные
признаки, присущие отдельным методам.
Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование,
инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование,
познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и
противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных
«уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на какомто
определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в
более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение
образовательного процесса к намеченной цели.
Методы воспитания их классификация
Методы воспитания их классификация
Методы воспитания их классификация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.