методы воспитания их классификация

  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Подготовка к тестированию
  • docx
  • 19.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Иконка файла материала методы воспитания их классификация.docx
методы воспитания их классификация Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе  педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач  воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку  обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими  неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных  решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные  научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами  воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия  педагога и учащихся с целью решения образовательно­воспитательных задач. Отражая  двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов,  которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие  строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя,  который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и  деятельности учащихся. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный,  подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а  подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические  приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у  разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать  взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних  обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической  задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является  одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время  она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных  этапах реализации метода приучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой  суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают  индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя  разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно­ воспитательного процесса.Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания,  которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной  стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой —  совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых  для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно­ популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства,  технические приспособления, средства массовой информации и т. п.). Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным  богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано  многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику  воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или  старшими школьниками; есть методы работы в каких­то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что  сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный  научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов  воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и  случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и  более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные  признаки, присущие отдельным методам. Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения  личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование,  познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных  «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком­то  определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в  более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другимиметодами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение  образовательного процесса к намеченной цели.