МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА « Юнкор» для 4 классов

  • Образовательные программы
  • doc
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня общество остро нуждается в людях, способных не повторять готовые изречения, чужие мнения, истины и постулаты, а мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, отстаивать собственные убеждения. Развитие самостоятельного творческого мышления - одна из задач обучения современного человека, в частности, журналиста, от компетентного, умного слова которого зависит порой настроение тысяч людей. Ничто лучше, чем журналистика не развивает внимание и наблюдательность, собранность и критичность, способность владеть словом и ориентироваться в огромном потоке информации. Актуальность программы • социализация и личностное становление детей • профессиональная ориентация социально-творческое развитие личности ребёнка Новизна программы. Для ребят активных, любознательных публикация в газете станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание статей – это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия. Ребята смогут пополнить словарный̆ запас и значительно расширить кругозор. У детей̆ появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь, не может положительно не сказаться на успеваемости по русскому языку и литературе. Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей, интересующихся журналистикой, через систему знаний по развитию устной и письменной речи. Для достижения поставленной цели предусматриваются следующие виды деятельности: анализ текста, составление плана (простого, сложного, цитатного) текста, работа с научно-популярной литературой, справочниками, словарями, поиск и отбор материала, работа с электронными образовательными ресурсами, подготовка докладов и сообщений, публичное выступление, создание собственных текстов, редакторская деятельность, проектная деятельность. Задачи обучения Обучающие: • научить: деловому стилю общения; • связно излагать мысли в устной и письменной форме. Развивающие: • развивать: инициативу и самостоятельность; • словесно-логическое и образное мышление; • память и внимание Воспитательные: • способствовать привитию культуры общения, воспитанию активной жизненной позиции. В результате внеурочного курса у обучающихся должны сформироваться универсальные учебные действия (УУД) по созданию и редактированию собственных текстов. УУД формируются через проектную работу «Школьная стенгазета», которая является результатом внеурочного курса. • В ходе курса обучающиеся знакомятся с электронными образовательными ресурсами, необходимыми для сбора информации и размещения собственных текстов (курс предполагает сотрудничество с электронными и печатными издательствами и редакциями газет). • Внеурочный курс «Юнкор» помогает научить детей правильно читать и воспринимать литературные произведения, полюбить сам процесс чтения, научить работать с книгой в печатном и электронном вариантах, создавать собственные тексты Занятия предусматривают теоретическую часть (изучение законов построения текстов, классификацию стилей и жанров, определение этапов создания текста) и практическая часть (создание авторских текстов разных стилей, посещение редакций газет, создание школьной стенгазеты). 2.Общая характеристика программы Программа предназначена для детей 9-10 лет и рассчитана на один год обучения. Занятия для учащихся организуются два раза в неделю по два академических часа (72 часа в учебный год). Ведущей идеей программы «Юнкор» является поэтапное обучение, воспитание и развитие детей, проявляющих интерес к журналистике. Познавательная деятельность обучающихся осуществляется, прежде всего, через четкую организацию учебных занятий. Задача этого периода - пробуждение индивидуальности, убеждение ребенка и окружающих в самоценности растущей личности, развитие фантазии и творческого отношения к миру, снятие страхов и комплексов, развитие чувства юмора, пополнение активного словарного запаса, развитие памяти, интереса, внимания, вкуса к слову, фразе, тексту. Основной педагогической технологией на данном этапе является игра. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Главным условием реализации программы являются занятия, помогающие учащимся развивать их образное видение окружающей действительности, воспитывающие интерес к слову, стимулирующие поиски своих «индивидуально авторских» изобразительных средств, способствующих творческим проявлениям речепроизводства. На каждом занятии возникает необходимость в организации работы с текстом. Существуют различные способы и приемы организации такой работы, однако основным принципом ее должна стать задача развития у учащихся способности самостоятельно организовывать целенаправленный поиск необходимой информации, умение извлечь нужные сведения, используя рациональные приемы работы с книгой, текстом. Программой предусмотрено сочетание различных форм фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятиях. Работа в малых группах (численность 3-4 человека) особенно эффективна при выполнении заданий, упражнений, предусматривающих обсуждение проблем, не имеющих однозначного решения, различных точек зрения. При этом дети не только получают навыки общения, развивают умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, но и, делясь собственным опытом, учатся не столько у педагога, сколько друг у друга. Таким образом, создаются благоприятные условия для взаимообучения, для совершенствования навыков самоконтроля, взаимоконтроля. Программа предлагает использование различных форм контроля и самоконтроля: тестирование, зачет, изложение, сочинение, взаимопроверка по теоретическому материалу, игра-диагностика и т.д. Материал преподносится в различных формах и соответствует уровню, на котором он усваивается ребенком: игры, практические занятия, лекции, семинары, проблемные ситуации, тренинги, дискуссии. Программой предусмотрены экскурсии, встречи с интересными людьми. Результат работы – участие в литературных конкурсах, публикации в местной газете «Ровесник», выпуск стенгазеты, журнала. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов 3.Описание места программы в учебном плане школы Данная программа составлена на основе принципа преемственности с программой по развитию речи основной общеобразовательной школы, дополняет и углубляет ее. Курс «Юнкор» рассчитан на 72 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю, и предположительно преподается в 4-х классах. 4.Планируемые результаты изучения программы (личностные, метапредметные и предметные) У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; • умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • восприятие произведения как особого вида искусства; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; • умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты: • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; • готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, • умение оценивать потребность в дополнительной информации; • необходимость определять возможные источники информации и способы ее поиска. Предметные результаты обучения: • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек¬стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; • самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками; • работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на¬учно-познавательных, учебных и художественных произведений; • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказыва-ющих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак групп элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соот-ветствии с целью чтения. 5.Содержание программы Вводное занятие. Тема 1. Общение и речь. Теория. Помощники устного слова. Умеем ли мы говорить. Как нужно вести себя во время разговора. Практика. Игра «Всеобщее внимание». Игра «Знакомство». Тема 2. Психологическая культура. Теория. Понятие о природных задатках и способностях людей. Как улучшить память. Практика. Тест-игра «Проверьте свои способности». Тема 3. Библиотечные уроки. Теория. Абонемент, картотека, справочная литература. Техника ведения записной книжки, дневника чтения. Работа с книгой, журналом, газетой. Практика. Анализ детских изданий. Тема 4. Текст. Теория. Ключ к тексту. Заголовок и ключевые слова. Как строится текст. Практика. Игра «Словарный калейдоскоп». Тема5. Тема и основная мысль высказывания. Теория. Тема и основная мысль высказывания. Темы широкие и узкие. Практика. Игра «Составляем тематический словарь». Тема 6. План. Теория. Что такое план. Составляем план. Что пропущено в плане. Практика. Игра «Замени нас». Тема 7. Типы текста. Теория. Описание. Главное в описании. Описание природы: зима. Практическое занятие. Конкурс на лучшее послание Деду Морозу. Рассуждение. Объясняем и доказываем. Сравнительное описание. Практика. Игра «Сравни и опиши». Игра «Ассоциации». Игра «Противоречия». Тема 8. Выразительные возможности слова. Теория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Практика. Работа со словарем эпитетов. Тема 9. Стихосложение. Теория. Основы стихосложения. Ритм и рифма. Загадки-складки. Практика. Игра «Буриме». Конкурс на лучшую загадку. Тема 10. Рассказ. Теория. Невыдуманный рассказ. Начать, продолжить, закончить. Опорные слова. Композиция рассказа. Как работать над рассказом. Практика. Игра «Непрерывный рассказ». Сочинение-рассказ по личным впечатлениям. Изложение в форме рассказа от чьего-либо лица. Конкурс на лучший юмористический рассказ. Тема 11. Игры и упражнения на развитие творческого воображения, психологические тренинги Тема 12. Интегрированное занятие. «Веселый репортаж». Конкурс стихов, рисунков на летнюю тему. Тема 13. Фразеологизмы Теория. Выразительные возможности слова. Практика. Работа со словарем фразеологизмов Тема 14. Скороговорки. Практика. Игра «За кем последнее слово» Итоговое занятие. Итоги деятельности объединения за год. Определения уровня образовательных результатов и уровня личностного развития учащихся текущего года обучения. Задания и рекомендации на время летних каникул. 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Темы разделов Кол-во часов Теоретических Практических Виды учебной деятельности Вводное занятие. 1 1 0 познавательная беседа Общение и речь. 4 3 1 познавательная беседа, игровая деятельность Психологическая культура. 4 2 2 познавательная Библиотечные уроки. 4 2 2 работа с информацией, проблемо-ценностное общение Текст. 4 2 2 познавательная беседа-диалог Тема. 4 2 2 познавательная игра План. 4 2 2 коллективно-творческая деятельность Типы текста. 4 2 2 практическая деятельность Выразительные возможности слова. 8 6 2 социальное творчество Стихосложение. 9 6 3 игровая Рассказ. 13 8 5 познавательная игра, самостоятельно-творческая деятельность Игры и упражнения на развитие творческого воображения. 2 0 2 досугово-развлекательная деятельность Интегрированное занятие «Веселый репортаж». 3 0 3 художественное творчество Фразеологизмы 4 2 2 заочные путешествия Скороговорки. 3 1 2 практическая деятельность Итоговое занятие. 1 1 0 экскурсия Всего часов 72 ч. 40 ч 32 ч 7.Календарно-тематическое планирование с описанием планируемых результатов каждой темы Раздел Тема Кол-во часов Планируемые результаты Дата По плану факт Вводное занятие Знакомство с «Юным корреспондентом» 1 получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого 05.09 Общение и речь Этикет разговора 1 выполнять работу по инструкции, проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу, творчески использовать полученные знания и умения в практической работе, производить оценку выполненной работы 07.09 Помощники слова 1 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде 12.09 Виды речи 1 понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста 14.09 Игры общения 1 сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения 19.09 Психологическая культура Природные задатки 1 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду 21.09 Что такое память? 1 понимание обучающимися значения памяти для человеческого общения 26.09 Игровой тест «Мои способности» 1 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. 28.09 Общение с газетой. Встреча в сети Интернета 1 получит возможность осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; 03.10 Библиотечные уроки Содержание библиотеки 1 самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками 05.10 Газета в моих руках. Современные газеты 1 анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; читать, слушать объяснения, рассматривать, отбирать материал для работы, осваивать новые приёмы работы, принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. 10.10 Способы сбора информации 1 получит возможность познакомиться с основными жанрами публицистики (очерк, литературно-критическая статья, заметка, репортаж, статья, фельетон, интервью, эссе) вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи 12.10 Мастерская информационных газетных жанров. 1 получит возможность научиться основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента, составлять анкеты для интервью, создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики, корректировать чужой и собственный текст. 17.10 Текст. Ключ к тексту 1 работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на¬учно-познавательных, учебных и художественных произведений 19.10 Строение текста 1 интерпретировать текст: выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов 24.10 Словарный калейдоскоп 1 воспринимать, анализировать и оценивать информацию, развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий. 26.10 Мое интервью 1 аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей, анализировать и оценивать полученные результаты, проявлять внимательное и уважительное отношение к русскому языку, упражняться в осознанном и произвольном построение речевого высказывания. 31.10 Тема. Тема и главная мысль высказывания 2 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей, в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия 02.11 07.11 Игра «Тематический словарь» 1 пополнять лексический запас, использовать различные источники информации, справочную литературу 09.11 Текстовый редактор Open Office 1 воспринимать, анализировать и оценивать информацию, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы, планировать умственные и практические действия. 14.11 План. Краткий и развернутый план 2 получат возможность развития творческих способностей, формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 16.11 21.11 Что пропущено в плане? 1 делить тексты на смысловые части, составлять план текста 23.11 Игра «Замени нас» 1 овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами 28.11 Типы текста. Описание 1 распознавать особенности построения текста описания 30.11 Рассуждение 1 критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний 05.12 Игры «Сравни и опиши», «Ассоциации», «Противоречия» 2 получит возможность научиться: творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения. 07.12 12.12 Выразительные возможности слова. Эпитет. 1 осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; 14.12 Метафора 1 находить различные средства выразительности 19.12 Олицетворение 1 находить различные средства выразительности 21.12 Сравнение 1 находить различные средства выразительности 26.12 Выразительные средства языка 2 восприятие произведения как особого вида искусства 28.12 04.01 Работа со словарями 2 уметь пользоваться различными словарями 09.01 11.01 Стихосложение. Основы стихосложения 2 видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; 16.01 18.01 Ритм и рифма 2 уметь подбирать рифму и декламировать произведение 23.01 25.01 Загадки-складки. 2 развивать навыки воображения, уметь сравнивать, использовать художественные средства языка 30.01 01.02 Игра «Буриме». 2 уметь создавать творческие исследовательские работы. 06.02 08.02 Конкурс на лучшую загадку 1 применять законы стихосложения, использовать различные средства выразительности речи 13.02 Рассказ Невыдуманный рассказ 4 составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу 15.02 20.02 22.02 27.02 Композиция рассказа 2 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию по составлению текста 01.03 06.03 Как работать над рассказом. 2 необходимость определять возможные источники информации и способы ее поиска 09.03 13.03 Игра «Непрерывный рассказ» 1 умение представить свое мнение в виде схем, иллюстрированных кадров 15.03 Сочинение-рассказ по личным впечатлениям. 1 усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин 20.03 Изложение в форме рассказа от чьего-либо лица 1 создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; изложить материал от чьего-либо лица 22.03 Конкурс на лучший юмористический рассказ. 2 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов 27.03 29.03 Игры и упражнения на развитие творческого воображения. Игры, тренинги на развитие воображения 2 критически относиться к рекламной информации 03.04 05.04 Интегрированное занятие «Веселый репортаж». Репортажи на различные темы. Конкурсы стихов, рисунков. 3 применять различные жанровые ситуации и их анализировать 10.04 12.04 17.04 Фразеологизмы Выразительные возможности слова. 2 получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. 19.04 24.04 Работа со словарем фразеологизмов 2 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание 26.04 03.05 Скороговорки Место и цель скороговорок в речи 1 развивать дикцию при использовании скороговорок в речи 15.05 Игры «За кем последнее слово» 2 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей 17.05 22.05 Итого вое занятие. Определения уровня образовательных результатов и уровня личностного развития учащихся текущего года обучения 1 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. 24.05 Итого 72ч 8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса № п/п Название раздела Формы занятий Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса. Формы подведения итогов 1 Общение и речь Беседа, игра. Словесный метод: рассказ. Практический метод: игра. Игра. 2 Психологическая культура. Беседа, игра. Игровые и проблемные методы. Тест - игра «Проверьте свои способности» 3 Библиотечные уроки. Практические занятия, самостоятельное занятие. Методы самостоятельной работы, методы аналитической работы.. Анализ детских изданий. 4 Текст. Беседа - игра. Метод познавательной игры. Игра. 5 Тема и основная мысль высказывания Беседа Метод познавательной игры. Игра 6 План. Беседа, игра, конкурс. Игровые и проблемные приемы. Методы самостоятельной работы. Игра, конкурс. 7 Типы текста. Беседа, практическое занятие. Метод самостоятельной работы. Самоконтроль, игра 8 Выразительные возможности слова Игра, беседа. Приемы самостоятельной и творческой деятельности. Игра, конкурс. 9 Стихосложение Беседа, игра, конкурс. Игровые приемы. Метод самостоятельной творческой деятельности. Изложение, конкурс. 10 Рассказ Игра, беседа. Игровые приемы. Метод самостоятельной творческой деятельности Игра, конкурс. 11 Игры и упражнения на РТВ. * Практическое занятие. Методы коллективно-творческой деятельности. Конкурс творческих работ. 12 Интегрированное занятие «Весёлый репортаж» Конкурс. Методы коллективно-творческой деятельности. Конкурс. 13 Фразеологизмы Беседа. Метод самостоятельной работы. Работа со словарём 14 Скороговорки Игра. Методы коллективно-творческой деятельности. Игра. Методическая литература: 1. Вартаньян Э. А. Занимательно об именах. Просвещение 2009 2. Вартаньян Э. А. Из жизни слов Просвещение 2010 3. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009. 4. Ивин А. А «История журналистики России», том 1.: «Развитие детской журналистики», М., издательство «Пресса» , 2005 год. 5. Кэрролл Л. Логическая игра. Просвещение. 2007 6. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011 7. Лукина М. Технология интервью. – М., 2003. 8. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. «Основы творческой деятельности журналиста»., Санкт-Петербург,2008 год. Издательство «Питер». 9. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. «Стилистика современного русского языка и культура речи», 4-е издание, М., издательский цент «Академия», 2007 год. 10. Сухарева Л.И. «Журналистика и русский язык», М., 2007 год, издательство «Айрис Пресс». 11.Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008 Интернет-ресурсы. 1. http://www.kmt.graa.ru/textbook_d.php?cr=325&l=&a=lit&cat=all 2. http://www.online-science.ru/p/p11/ 3. http://www.kuban.kp.ru/ 4. Электронный ресурс А.Дедова «Блокнот журналиста». http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm 5. http://school6krsk.narod.ru/g-book/index.html 6. http://www.n-shkola.ru/ 7. http://www.uchportal.ru/ 8. https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fnsc.1september .ru%2F
Иконка файла материала МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Алешиной О. М..doc
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА « Юнкор» для  4  классов на 2016­2017 учебный год Составитель Алешина О. М., учитель первой квалификационной  категории ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Пояснительная записка 2.Общая характеристика программы 3.Описание места программы в учебном плане школы 4.Планируемые результаты изучения программы (личностные,  метапредметные и предметные) 5.Содержание программы 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной  деятельности 7.Календарно­тематическое планирование с описанием планируемых  результатов каждой темы 8.Описание учебно­методического и материально­технического  обеспечения образовательного процесса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня общество остро нуждается в людях, способных не  повторять готовые изречения, чужие мнения, истины и постулаты, а  мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, отстаивать  собственные убеждения. Развитие самостоятельного творческого  мышления ­ одна из задач обучения современного человека, в частности,  журналиста, от компетентного, умного слова которого зависит порой  настроение тысяч людей. Ничто лучше, чем журналистика не развиваетвнимание и наблюдательность, собранность и критичность, способность  владеть словом и ориентироваться в огромном потоке информации. Актуальность программы  социализация и личностное становление детей  профессиональная ориентация                          социально­творческое развитие личности ребёнка               Новизна программы. Для ребят активных, любознательных публикация в газете станет  своеобразным катализатором и генератором идеи. А содержание статей –  это  круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали,  сомнения и открытия.  Ребята смогут пополнить словарны  запас и  значительно расширить кругозор. У дете  появляется дополнительная  возможность для практического применения знании литературного  русского языка не только в устнои, но и в письменнои речи. Это, в свою  очередь, не может положительно не сказаться на успеваемости по  русскому языку и литературе. йй йй Цель программы: создание условий для раскрытия творческого  потенциала детей, интересующихся журналистикой, через систему знаний  по развитию устной и письменной речи.    Для достижения поставленной  цели предусматриваются следующие виды деятельности: анализ текста,  составление плана (простого, сложного, цитатного) текста, работа с  научно­популярной литературой, справочниками, словарями, поиск и  отбор материала, работа с электронными образовательными ресурсами,  подготовка докладов и сообщений, публичное выступление, создание  собственных текстов, редакторская деятельность, проектная  деятельность.                Задачи  обучения Обучающие:   Развивающие:    Воспитательные: научить: деловому стилю общения; связно излагать мысли в устной и письменной форме. развивать: инициативу и самостоятельность; словесно­логическое и образное мышление; память и внимание  способствовать привитию культуры общения,  воспитанию  активной жизненной позиции.В результате внеурочного курса у обучающихся должны  сформироваться универсальные учебные действия (УУД) по созданию и  редактированию собственных текстов. УУД формируются через проектную  работу «Школьная стенгазета», которая является результатом внеурочного  курса.   В ходе курса обучающиеся знакомятся с электронными  образовательными ресурсами, необходимыми для сбора информации и  размещения собственных текстов (курс предполагает сотрудничество с  электронными и печатными издательствами и редакциями газет).   Внеурочный курс «Юнкор» помогает научить детей правильно  читать и воспринимать литературные произведения, полюбить сам процесс  чтения, научить работать с книгой в печатном и электронном вариантах,  создавать собственные тексты Занятия предусматривают теоретическую часть (изучение законов  построения текстов, классификацию стилей и жанров, определение  этапов создания текста) и практическая часть (создание авторских  текстов разных стилей, посещение редакций газет, создание школьной  стенгазеты). 2.Общая характеристика программы     Программа предназначена для детей   9 ­ 1 0  лет и рассчитана на  один год обучения. Занятия для учащихся организуются два раза в неделю  по два академических часа (72 часа в учебный год).        Ведущей идеей программы «Юнкор» является поэтапное обучение, воспитание и развитие детей, проявляющих интерес к журналистике.  Познавательная деятельность обучающихся осуществляется, прежде  всего, через четкую организацию учебных занятий. Задача этого периода ­  пробуждение индивидуальности, убеждение ребенка и окружающих в  самоценности растущей личности, развитие фантазии и творческого  отношения к миру, снятие страхов и комплексов, развитие чувства юмора,  пополнение активного словарного запаса, развитие памяти, интереса,  внимания, вкуса к слову, фразе, тексту.           Основной педагогической технологией на данном этапе является  игра. Итоги игры выступают в двойном плане ­ как игровой и как учебно­ познавательный результат. Главным условием реализации программы являются занятия,  помогающие учащимся развивать их образное видение окружающей  действительности, воспитывающие интерес к слову, стимулирующие  поиски своих «индивидуально авторских» изобразительных средств,  способствующих творческим проявлениям речепроизводства. На каждомзанятии возникает необходимость в организации работы с текстом.  Существуют различные способы и приемы организации такой работы,  однако основным принципом ее должна стать задача развития у учащихся  способности самостоятельно организовывать целенаправленный поиск  необходимой информации, умение извлечь нужные сведения, используя  рациональные приемы работы с книгой, текстом. Программой  предусмотрено сочетание различных форм фронтальной, групповой и  индивидуальной работы на занятиях. Работа в малых группах (численность 3­4 человека) особенно эффективна при выполнении заданий, упражнений, предусматривающих обсуждение проблем, не имеющих однозначного  решения, различных точек зрения. При этом дети не только получают  навыки общения, развивают умения высказывать и отстаивать свою точку  зрения, но и, делясь собственным опытом, учатся не столько у педагога,  сколько друг у друга. Таким образом, создаются благоприятные условия  для взаимообучения, для совершенствования навыков самоконтроля,  взаимоконтроля. Программа предлагает использование различных форм  контроля и самоконтроля: тестирование, зачет, изложение, сочинение,  взаимопроверка по теоретическому материалу, игра­диагностика и т.д. Материал преподносится в различных формах и соответствует  уровню, на котором он усваивается ребенком: игры, практические занятия, лекции, семинары, проблемные ситуации, тренинги, дискуссии.  Программой предусмотрены экскурсии, встречи с интересными людьми.  Результат работы – участие в литературных конкурсах, публикации  в местной газете «Ровесник», выпуск стенгазеты, журнала. Материал программы распределен во времени с учетом его  достаточности для качественного изучения основных положений и  получения запланированных результатов 3.Описание места программы в учебном плане школы           Данная программа составлена на основе принципа преемственности  с программой по развитию речи основной общеобразовательной школы,  дополняет и углубляет ее. Курс «Юнкор» рассчитан на 72 учебных часа, из расчета 2 часа в  неделю, и предположительно преподается в 4­х классах. 4.Планируемые результаты изучения программы (личностные, метапредметные и предметные) У четвероклассника продолжится  формирование личностных результатов обучения:  осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о  прочитанном тексте; восприятие  произведения как особого вида искусства;   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного  отношения к другому человеку;  умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;        готовности и способности вести диалог с другими людьми и  достигать в  нём взаимопонимания.             Метапредметные результаты:  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с  целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в  устной и письменной формах;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,  обобщения, классификации по родовидовым признакам,  установления причинно­следственных связей, построения  рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог признавать  различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё  мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,   умение оценивать потребность в дополнительной информации;  необходимость определять возможные источники информации и  способы ее поиска.          Предметные результаты обучения:  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и  специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать  и обосновывать нравственную оценку поступков героев;  самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться  справочными источниками;  работать с разными видами текстов, находить характерные  особенности научно­познавательных, учебных и художественных  произведений;    находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном  виде;  определять тему и главную мысль текста;  делить тексты на смысловые части, составлять план текста;  вычленять содержащиеся в тексте основные события и  устанавливать их последовательность; понимать информацию, представленную в неявном виде (например,  находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое  утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять  общий признак групп элементов);  понимать информацию, представленную    разными способами:  словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;   использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,  поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью  чтения. 5.Содержание программы Вводное  занятие.  Тема 1. Общение и речь. Теория. Помощники устного слова. Умеем ли мы говорить. Как нужно  вести себя во время разговора. Практика. Игра «Всеобщее внимание». Игра «Знакомство».  Тема 2.      Психологическая культура. Теория. Понятие о природных задатках и способностях людей. Как  улучшить память. Практика. Тест­игра «Проверьте свои способности». Тема 3. Библиотечные уроки. Теория. Абонемент,   картотека,   справочная  литература.   Техника    ведения записной книжки, дневника чтения. Работа с книгой, журналом,  газетой. Практика. Анализ детских изданий.   Тема 4. Текст. Теория. Ключ к тексту. Заголовок и ключевые слова. Как строится текст. Практика. Игра «Словарный калейдоскоп». Тема5. Тема и основная мысль высказывания. Теория. Тема и основная мысль высказывания. Темы широкие и узкие. Практика. Игра «Составляем тематический словарь». Тема 6. План. Теория. Что такое план. Составляем план. Что пропущено в  плане.  Практика. Игра «Замени нас».  Тема 7. Типы текста. Теория. Описание. Главное в описании. Описание природы: зима.  Практическое занятие. Конкурс на лучшее послание Деду Морозу.  Рассуждение. Объясняем и доказываем. Сравнительное описание.  Практика. Игра «Сравни и опиши». Игра «Ассоциации». Игра  «Противоречия».  Тема 8. Выразительные возможности слова.Теория. Невыдуманный рассказ. Начать, продолжить, закончить. Опорные  слова. Композиция рассказа. Как работать над рассказом. Практика.  Игра «Непрерывный рассказ». Сочинение­рассказ по личным  впечатлениям. Изложение в форме рассказа от чьего­либо лица. Конкурс  на лучший юмористический рассказ. Тема 11. Игры и упражнения на развитие творческого  воображения, психологические тренинги  Тема 12. Интегрированное занятие. «Веселый репортаж». Конкурс стихов, рисунков на летнюю тему. Тема 13. Фразеологизмы Теория. Выразительные возможности слова. Практика. Работа со словарем фразеологизмов Тема 14. Скороговорки. Практика. Игра «За кем последнее слово»  Итоговое   занятие. Теория. Эпитет. Метафора. Олицетворение.  Практика. Работа со словарем эпитетов. Тема 9. Стихосложение. Теория. Основы стихосложения. Ритм и рифма. Загадки­ складки.  Практика.  Игра «Буриме». Конкурс на лучшую загадку.  Тема 10. Рассказ. Итоги деятельности объединения за год. Определения уровня  образовательных  результатов и уровня личностного развития учащихся  текущего года обучения. Задания и рекомендации на время летних каникул. 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Темы разделов Кол­во часов  Вводное  занятие. Общение и речь. 1 4 Психологическая культура. 4 Библиотечные уроки. 4 Текст. Тема. 4 4 Теоре тичес ких 1 3 Прак тичес ких 0 1 2 2  2  2 2 2 2 2 Виды учебной  деятельности познавательная беседа познавательная беседа, игровая деятельность познавательная работа с информацией, проблемо­ценностное  общение познавательная беседа­ диалог познавательная играПлан. Типы текста. Выразительные  возможности слова. Стихосложение. Рассказ. Игры и упражнения на  развитие творческого  воображения. Интегрированное  занятие «Веселый  репортаж».  Фразеологизмы  Скороговорки.  Итоговое  занятие. Всего часов 4 4 8 9 13 2 3 4 3 2 2 6 6  8 0 0 2  1 2 2 2 3 5 2 3 2 2 1 72 ч. 0 32 ч 1             40 ч коллективно­ творческая  деятельность практическая  деятельность социальное творчество игровая познавательная игра,  самостоятельно­ творческая  деятельность досугово­ развлекательная  деятельность художественное  творчество заочные путешествия практическая  деятельность экскурсия 7.Календарно­тематическое планирование с описанием планируемых результатов каждой темы Раздел Тема Кол­ во  часо в Вводное занятие 1 Знакомств о с  «Юным  корреспон дентом» Планируемые результаты Дата факт По  плану 05.09  получит возможность  самостоятельно ставить новые  учебные цели и задачи; при  планировании достижения целей  самостоятельно, полно и адекватно  учитывать условия и средства их  достижения; учитывать икоординировать отличные от  собственной позиции других людей в  сотрудничестве; вступать в общение,  соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого выполнять работу по инструкции,  проявлять учебно­познавательный  интерес, догадку, стремление к  познавательной самостоятельности.  прогнозировать необходимые  действия для получения  практического результата,  планировать работу, творчески  использовать полученные знания и  умения в практической работе,  производить оценку выполненной  работы находить в тексте конкретные  сведения, факты, заданные в явном  виде понимать текст, опираясь не только  на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,  выразительные средства текста сопоставлять различные точки  зрения; соотносить позицию автора с  собственной точкой зрения формирование установки на  безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому  труду 07.09 12.09 14.09 19.09 21.09 Общени е и речь Этикет  разговора 1 Помощни ки слова 1 Виды речи1 Игры  общения 1 Природны е задатки 1 Психоло гическа я  культур а Что такое 1 понимание обучающимися значения  26.09память? памяти для человеческого общения Библиот ечные  уроки 1 Игровой  тест «Мои способнос ти» Общение  с газетой. 1 1 1 Встреча в  сети  Интернета Содержан ие  библиотек и Газета в  моих  руках.  Современ ные  газеты 1 Способы  сбора  информац ии учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли. 28.09 получит возможность осознанного  построения речевого высказывания в  соответствии с задачами  коммуникации; 03.10 05.10 10.10 самостоятельно выбирать  интересующую литературу,  пользоваться справочными  источниками анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; читать, слушать  объяснения, рассматривать, отбирать  материал для работы, осваивать  новые приёмы работы, принимать  учебную задачу; понимать смысл  предлагаемой информации,  действовать в соответствии с ним.  получит возможность познакомиться с основными жанрами публицистики  (очерк, литературно­критическая 12.10 статья, заметка, репортаж, статья,  фельетон, интервью, эссе) вступать в  диалог, а также участвовать в  коллективном обсуждении проблем,  участвовать в дискуссии и  аргументировать свою позицию,  владеть монологической и1 Мастерск ая  информац ионных  газетных  жанров. Текст. Ключ к  тексту 1 Строение  текста 1 диалогической формами речи  получит возможность научиться  основам саморегуляции в учебной и  познавательной деятельности в  форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,  направленной на достижение  поставленных целей; осуществлять  коммуникативную рефлексию как  осознание оснований собственных  действий и действий партнёра;  самостоятельно проводить  исследование на основе применения  методов наблюдения и эксперимента, составлять анкеты для интервью,  создавать собственный текст в  различных жанрах художественной  литературы и публицистики,  корректировать чужой и собственный текст. работать с разными видами текстов,  находить характерные особенности  научно­познавательных, учебных и  художественных произведений интерпретировать текст: выводить  заключение о намерении автора или  главной мысли текста. обнаруживать  в тексте доводы в подтверждение  выдвинутых тезисов 1 Словарны й  калейдоск оп воспринимать, анализировать и  оценивать информацию, развитие интереса к изучению  русского языка, литературы,  компьютерных технологии. 17.10 19.10 24.10 26.10Тема. Мое  интервью 1 2 Тема и  главная  мысль  высказыва ния 1 Игра  «Тематич еский  словарь» Текстовы й 1 редактор Open  Office План. 2 Краткий и развернут ый план 31.10 02.11 07.11 09.11 14.11 аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей,  анализировать и  оценивать полученные результаты, проявлять внимательное и  уважительное отношение к русскому  языку, упражняться  в осознанном и  произвольном построение речевого  высказывания.  прилагать волевые усилия и  преодолевать трудности и  препятствия на пути достижения  целей, в процессе коммуникации  достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру  необходимую информацию как  ориентир для построения действия пополнять лексический запас,  использовать различные источники  информации, справочную литературу воспринимать, анализировать и  оценивать информацию, прогнозировать действия, необходимые для выполнения  практической работы, планировать умственные и  практические действия. 16.11 21.11 получат возможность развития  творческих способностеи,   формирование умения осуществлять  планирование своеи деятельности и  корректировать выполнение задания  в соответствии с планом, условиями  выполнения, результатом деиствии на1 1 Что  пропущен о в плане? Игра  «Замени  нас» Описание 1 1 2 Рассужде ние Игры  «Сравни и опиши»,  «Ассоциа ции»,  «Противо речия» Эпитет. 1 Типы  текста. Выразит ельные  возможн ости  слова. 23.11 28.11 30.11 05.12 07.12 12.12 определенном этапе. делить тексты на смысловые части,  составлять план текста овладевать  навыками смыслового  чтения текстов в соответствии с  целями и задачами распознавать особенности  построения текста описания критически оценивать или выдвигать  гипотезы на основе специальных  знаний  получит возможность научиться:  творчески пересказывать текст (от  лица героя, от автора), дополнять  текст; создавать иллюстрации,  диафильм по содержанию  произведения; работать в группе,  создавая инсценировки по  произведению, сценарии, проекты;  способам написания изложения. осмысливать эстетические и  нравственные ценности  художественного текста и  высказывать собственное суждение; 14.12 Метафора 1 Олицетво рение 1 Сравнение1  находить различные средства  выразительности  находить различные средства  выразительности  находить различные средства  выразительности 19.12 21.12 26.12восприятие  произведения как  особого вида искусства 2 Выразител ьные  средства  языка Работа со  словарями 2 уметь пользоваться различными  словарями 28.12 04.01 09.01 11.01 16.01 18.01 23.01 25.01 Стихосл ожение. Основы  стихосло жения Ритм и  рифма Загадки­ складки. 2 2 2  видеть эстетическую функцию  языковых средств и художественных  деталей произведения; уметь подбирать рифму и  декламировать произведение развивать навыки воображения, уметь сравнивать, использовать  художественные средства языка 30.01 01.02 Игра  «Буриме». 2 уметь создавать творческие  исследовательские работы. 1 Конкурс  на  лучшую  загадку применять законы стихосложения,  использовать различные средства  выразительности речи Рассказ Невыдума 4 нный  рассказ  составлять устно небольшое  монологическое высказывание по  предложенной теме, заданному  вопросу 2 Композиц ия  рассказа определять последовательность  выполнения действий, составлять  простейшую инструкцию по  06.02 08.02 13.02 15.02 20.02 22.02 27.02 01.03 06.03составлению текста необходимость определять  возможные источники информации и  способы ее поиска 09.03 13.03 умение представить свое мнение в  виде схем, иллюстрированных кадров 15.03 20.03 22.03 27.03 29.03 усовершенствуют навык поиска  информации в компьютерных и  некомпьютерных источниках  информации, приобретут навык  формулирования запросов и опыт  использования поисковых машин создавать устные и письменные  высказывания: строить абзацы,  развивая мысль по данному зачину  или концовке; изложить материал от  чьего­либо лица на основе имеющихся знаний,  жизненного опыта подвергать  сомнению достоверность имеющейся  информации, обнаруживать  недостоверность получаемой  информации, пробелы в информации  и находить пути восполнения этих  пробелов критически относиться к рекламной  информации 03.04 05.04 2 1 1 Как  работать  над  рассказом . Игра  «Непреры вный  рассказ» Сочинени е­рассказ  по  личным  впечатлен иям. 1 Изложени е в форме  рассказа  от чьего­ либо лица 2 Конкурс  на лучший юмористи ческий  рассказ. 2 Игры и  упражне ния на  развитие Игры,  тренинги  на  развитие  воображетворчес кого  воображ ения. Интегри рованно е  занятие  «Веселы й  репорта ж». Фразеол огизмы ния 3 Репортаж и на  различные темы.  Конкурсы стихов,  рисунков.  2 Выразител ьные  возможно сти слова. 2 Работа со  словарем  фразеолог измов 1 2 Место и  цель  скорогово рок в речи Игры «За  кем  последнее Скорого ворки применять различные жанровые  ситуации и их анализировать получат возможность научиться  строить умозаключения и принимать  решения на основе самостоятельно  полученной информации, а также  освоить опыт критического  отношения к получаемой  информации на основе её  сопоставления с информацией из  других источников и с имеющимся  жизненным опытом. адекватно использовать речевые  средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть  устной и письменной речью; строить  монологическое контекстное  высказывание 10.04 12.04 17.04 19.04 24.04 26.04 03.05 развивать дикцию при  использовании скороговорок в речи 15.05 использовать адекватные языковые  средства для отображения своих  чувств, мыслей, мотивов и  17.05 22.05слово» потребностей осуществлять коммуникативную  рефлексию как осознание оснований  собственных действий и действий  партнёра. 24.05 Итого вое   занятие. 1 Определе ния  уровня  образоват ельных   результат ов и  уровня  личностно го  развития  учащихся  текущего  года  обучения Итого 72ч 8.Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса № п/п Название раздела Формы  занятий 1 2 3 4 5 Общение и  речь Психологиче ская  культура. Библиотечны е уроки. Текст. Тема и  основная  мысль  высказывани я Методы и приемы организации  учебно­воспитательного процесса. Словесный метод: рассказ.  Практический метод: игра. Игровые и проблемные методы. Беседа, игра. Беседа, игра. Методы   самостоятельной   работы,    методы   аналитической работы.. Практические  занятия, самостоятельно е занятие. Беседа ­ игра. Метод познавательной игры. Метод познавательной игры. БеседаПлан. Беседа, игра,  конкурс. Типы текста. Беседа,    практическое  занятие. Игра, беседа. Игровые и проблемные приемы.  Методы самостоятельной работы. Метод самостоятельной работы. Приемы самостоятельной и творческой деятельности. 6 7 8 9 Выразительн ые  возможности слова Стихосложен ие 10 Рассказ 11 Игры и  упражнения  на РТВ.    * 12 Интегрирова нное занятие  «Весёлый  репортаж» 13 Фразеологиз 14 Скороговорк мы и Беседа, игра,  конкурс. Игра, беседа. Практическое  занятие. Конкурс. Игровые приемы. Метод самостоятельной творческой деятельности. Игровые приемы. Метод самостоятельной творческой деятельности Методы коллективно­творческой деятельности. Методы коллективно­творческой деятельности. Беседа. Игра. Метод самостоятельной работы. Методы коллективно­творческой деятельности. Методическая литература:  Вартаньян Э. А. Занимательно об именах. Просвещение 2009 1. 2.   Вартаньян Э. А. Из жизни слов Просвещение 2010 3. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.      4. Ивин А. А «История журналистики России», том 1.: «Развитие     детской журналистики», М., издательство «Пресса» , 2005 год.  5.  Кэрролл Л. Логическая игра. Просвещение. 2007      6. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно­методические материалы по  организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011 7.  Лукина М. Технология интервью. – М., 2003. 8.  Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. «Основы творческой деятельности  журналиста»., Санкт­Петербург,2008 год. Издательство «Питер». 9. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. «Стилистика современного русского  языка и культура речи», 4­е издание, М., издательский цент  «Академия», 2007 год.10. Сухарева Л.И. «Журналистика и русский язык», М., 2007 год,  издательство «Айрис Пресс». 11.Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008 Интернет­ресурсы. 1. http://www.kmt.graa.ru/textbook_d.php?cr=325&l=&a=lit&cat=all 2. http://www.online­science.ru/p/p11/ 3. http://www.kuban.kp.ru/ 4. Электронный ресурс А.Дедова «Блокнот журналиста».        http://al­dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm 5. http://school6krsk.narod.ru/g­book/index.html 6. http://www.n­shkola.ru/ 7. http://www.uchportal.ru/ 8. https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fnsc.1september   .ru %2F