Структура проекта
П/№ |
Составляющие проекта |
Стр. |
1. |
Актуальность проекта…………………………………………………………………… |
3 |
2. |
Введение…………………………………………………………………......................... |
3 |
3. |
Идея проекта…………………………………………………………………………….. |
4 |
4. |
Необходимая техника…………………………………………………………………... |
4 |
5. |
Новизна проекта………………………………………………………………………… |
4 |
6. |
Общая цель проекта…………………………………………………………………….. |
4 |
7. |
Основные цели проекта…………………………………………………………………. |
4 |
8. |
Задачи проекта…………………………………………………………………………… |
5 |
9. |
Популяризация проекта…………………………………………………………………. |
5 |
10. |
Результативность наставничества (в системе «учитель – молодой педагог»)………. |
5 |
11. |
Алгоритм работы молодых педагогов – наставляемых………………………………. |
5 |
12. |
Дальнейшее развитие проекта………………………………………………………….. |
5 |
13. |
Организации, привлекаемые к реализации проекта………………………………….. |
6 |
14. |
Вид проекта……………………………………………………………………………… |
6 |
15. |
Планируемые результаты……………………………………………………………….. |
6 |
16. |
Предметные результаты предполагают: (для обучающихся)………………………... |
6 |
17. |
Метапредметные результаты предполагают: (для обучающихся)………………….. |
6 |
18. |
Личностные результаты предполагают: (для обучающихся)……………………….. |
7 |
19. |
Межпредметные связи………………………………………………………………….. |
7 |
20. |
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта……………………………………. |
7 |
21. |
Технологии………………………………………………………………………………. |
7 |
22. |
Описание проекта……………………………………………………………………….. |
7 |
23. |
Основные этапы проекта………………………………………………………………… |
8 |
24. |
Результат проекта……………………………………………………………………….. |
11 |
25. |
Оценка эффективности проекта………………………………………………………… |
11 |
26. |
Требования к профессиональной компетентности педагога-наставника …………… |
11 |
27. |
Инструменты для сбора информации о результатах проекта………………………… |
12 |
28. |
Правила общения с молодым педагогом ………………………………………………. |
12 |
29. |
Краткая характеристика педагогов-наставников…………………………………….. |
12 |
30. |
Список литературы……………………………………………………………………… |
13 |
31. |
Приложение 1 …………………………………………………………………………… |
13 |
32. |
Приложение 2 …………………………………………………………………………… |
14 |
33. |
Приложение 3 …………………………………………………………………………… |
15 |
1. Актуальность проекта
Одно из главнейших направлений в коррекционной педагогике, на современном этапе развития российского образования – это подготовка обучающихся с нарушениями слуха к умению находить информацию, извлекать из неё нужные факты, обобщать и продуктивно использовать полученную информацию в повседневной жизнедеятельности.
Актуальность междисциплинарного проекта «Наставническая деятельность как средство обеспечения продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений» заключается в необходимости интеграции знаний из различных предметов и образовательных областей. Представленный проект займёт значительное место во взаимодействиях наставников и наставляемых, а также в учебном процессе детей с нарушениями слуха, явится одним из принципов целостности коррекционного образования и взаимосвязи предметов, изучаемых в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» школе, а также обеспечит продуктивное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Междисциплинарный проект поможет молодым педагогам:
- самостоятельно организовывать собственную педагогическую деятельность;
- осознавать, что знания и навыки, приобретённые и сформированные в междисциплинарном проекте, позволяют приблизиться к более глубокому пониманию проблемы;
- выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, применять коррекционные методические подходы и приёмы;
- вовлекать обучающихся с нарушениями слуха в проектную деятельность.
Междисциплинарный проект поможет учащимся:
- осознавать решаемость многочисленных проблем при условии рассмотрения их с точки зрения различных дисциплин;
- работать с нестандартными, более современными источниками информации.
2. Введение
Сегодня наставничество выступает важным инструментом в процессе выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации. Законодательство Российской Федерации (РФ) предлагает выстраивать образовательные отношения на методологии наставничества. В этой связи 25 декабря 2019 года Министерство просвещения РФ опубликовало распоряжение «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества» для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам (распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145).
В рамках данного распоряжения прописана основная цель внедрения в образовательных организациях целевой модели наставничества, обеспечивающей полное раскрытие потенциала личности наставляемого. Молодой педагог, посредством взаимодействия с наставником, опираясь на его активную позицию, решает конкретные задачи: жизненные, личные, профессиональные. Он ориентируется на помощь и поддержку со стороны наставника, благодаря чему приобретает новый опыт, а также формирует и совершенствует педагогические навыки. Наставник желает и готов поделиться личным опытом с наставляемым – молодым педагогом.
Потеря слуха у ребёнка – это переживание для родителей, но не приговор для ребёнка на всю оставшуюся жизнь. Мир безмолвия преодолевается целенаправленными усилиями самих родителей, законных представителей, профессионализмом коррекционных педагогов-наставников, стараниями молодых педагогов-наставляемых, а также детьми с особенностями развития в работе слухового анализатора.
Новая нормативно-правовая база РФ, а именно федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» и вступивший с 1 сентября 2016 года в силу ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обязывает образовательные организации решать проблему социальной адаптации, как предпосылки к дальнейшей интеграции в общество детей с ОВЗ.
Дети с нарушениями слуха, проживающие в Томской области и г. Томске, обучаются в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». https://edu.tomsk.gov.ru/Proekti-i-programm Чем разнообразнее и интереснее для обучающихся деятельность, тем эффективнее педагогический эффект их развития.
Чем больше дисциплин вовлекается в практическую проектную деятельность, тем более можно ожидать развитие функциональной грамотности. Этим объясняется использование в проектной деятельности, помимо традиционных технологий (объяснительно-иллюстративных, личностно-ориентированных, развивающих, коррекционных), технологий STEАM-образования, позволяющих реализовывать на практике задумки детей, на базе мотивации и интереса.
Привлечение в проектную деятельность STEAM-технологий способствует формированию инженерного мышления, что также актуально в свете реализации федерального Национального проекта «Образование» по направлениям «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ученика» (сайт Федеральных проектов Министерства Просвещения РФ: https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=l21j2omyqz ).
3. Идея проекта заключается в продуктивном взаимодействии участников образовательных отношений. В проведение серии инклюзивных, культурно-образовательных событий на базе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» в рамках сетевого взаимодействия с краевыми и городскими учреждениями (в режиме онлайн), региональными школьными образовательными организациями, в том числе с ГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Кызыл, республика Тыва.
http://si15.tomedu.ru/festival-kak-prekrasen-etot-mir/
4. Необходимая техника: ноутбуки, компьютеры, мультимедийные проекторы, экран, колонки, микрофоны, Логомер-2, за исключением специализированной аппаратуры, позволяющей работать с детьми с нарушениями слуха в рамках массовых мероприятий.
5. Новизна проекта состоит в его абсолютной современности, востребованности, актуальности с позиции новых требований системы образования детей с нарушениями слуха, базируется на разнообразных технологиях деятельности наставников и наставляемых, имеет комплексный коллективный характер, выражена результативностью представления.
6. Общая цель проекта основывается на создании благоприятного пространства в процессе взаимодействия наставников и наставляемых – молодых педагогов. Благоприятные условия взаимодействия участников образовательных отношений необходимы для вербальной коммуникации, социальной адаптации обучающихся, интеграции школьников в общественную жизнь.
7. Основные цели проекта:
– искать пути решения посредством взаимодействия, сотрудничества;
- научить молодого педагога творческому подходу к работе;
– анализировать состояние проблемной ситуации через методический подход;
– выбирать оптимальные пути решения, отстаивать свою точку зрения;
– отбирать практико-методический материал для продуктивной деятельности.
8. Задачи проекта:
- создание базы для интеграции и применения в новых условиях имеющихся знаний, умений и навыков, полученных ранее;
- обеспечение благоприятных условий через поиск путей, методов и технологий, повышающих качество образовательной деятельности;
- решение ситуационных задач под контролем наставника, что снижает риск ошибок;
- развитие творческих способностей молодых педагогов через генерацию идей проекта и через оформительский дизайн, участие в коллективных выставках;
- включение родителей в процесс социальной адаптации детей с нарушениями слуха через активное участие в досугово-образовательной деятельности, предметно-практической деятельности на базе образовательной организации;
- осуществление благоприятного взаимодействия, сотворчества участников образовательного процесса в рамках наставнической деятельности.
9. Популяризация проекта освещается мероприятиями, размещёнными на школьном сайте, статьями в СМИ, участием обучающихся в конкурсах городского, муниципального, всероссийского и международного уровней, взаимодействием с ТГПУ. Опыт работы транслируется на сайтах: https://znanio.ru/ , https://uchi.ru/login_light , https://infourok.ru/ и др.
10. Результативность наставничества (в системе «учитель – молодой педагог»):
- включенность молодых педагогов в профессиональную деятельность;
- профессиональная стабильность и уверенность в своих силах у молодых специалистов;
- повышение уровня психологической уверенности у наставляемых;
- укрепление профессиональной удовлетворенности у наставников.
11. Алгоритм работы молодых педагогов (наставляемых):
- ознакомиться с ситуацией, вникнуть в методический подход и приём;
- выявить ключевую проблему, её спровоцировавшую;
- рассмотреть ситуацию с позиции её основных участников;
- определить возможности наставничества в решении сложившейся ситуации;
- уточнить модель наставничества, целесообразную для решения возникшей проблемы;
- спрогнозировать возможные эффекты, результаты позитивного разрешения ситуации с помощью наставничества.
12. Дальнейшее развитие проекта
Общение участников образовательных отношений профессиональное и неформальное, преследует общую идею: найти совместные междисциплинарные подходы, отвечающие главным вызовам в образовательной сфере. Одним из приоритетных направлений деятельности ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» в течение последних 15 лет является организация внеурочной деятельности со школьниками. Визитной карточкой образовательной организации выступает творческий коллектив «Музыка жеста». http://si15.tomedu.ru/festival-kak-prekrasen-etot-mir/ Деятельность данного коллектива заключается во взаимодействии с образовательными организациями, где обучаются дети с нормой слуха, организациями дополнительного образования. Участники коллектива выезжают за пределы Томска под руководством Копыловой Ольги Николаевны, представляют творческие номера, тем самым получают возможность полноценной вербальной коммуникации, социализации, междисциплинарности обучения.
13. Организации, привлекаемые к реализации проекта
- Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), кафедра дефектологии https://www.tspu.edu.ru/fpso/kafedra-defektologii-fpso.html;
- ТГПУ Познавательная Академия «Успех» https://uspeh.tspu.ru/;
- ТГПУ «Педагогическая планета» https://planetatspu.ru/;
- ООО «Научно-образовательное учреждение «Вектор науки» http://xn--80adjnibthssp.xn--p1ai/;
- Образовательный портал для педагогов https://znanio.ru/
14. Вид проекта: предметно-творческий. В процессе творчества, все участники проекта вкладывают в материал, кроме труда, творческие возможности, выражающие в конечном результате аспекты личностной направленности, междисциплинарности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.
15. Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.
Поскольку междисциплинарный проект – это образовательный проект, для осуществления которого необходима интеграция содержания образования различных предметов и дисциплин. Поэтому, вся педагогическая технология, направленна на достижение новых образовательных результатов, требуемых ФГОС. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, базирующийся на методическом подходе и методических приёмах, предполагающий:
- формирование готовности каждого участника к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование социальной среды развития обучающихся с нарушениями слуха;
- конструирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
16. Предметные результаты предполагают: (для обучающихся)
- расширится кругозор;
- пополнится словарный запас;
- обогатится опыт взаимодействия в социуме;
- увеличатся знания об окружающем мире.
17. Метапредметные результаты предполагают: (для обучающихся)
- усовершенствуются универсальные учебные действия (УУД);
- полученные на уроках знания имеют место самостоятельного применения;
- анализ, синтез, оценка организуется по самостоятельно установленным критериям.
18. Личностные результаты предполагают: (для обучающихся)
- определяют своё отношение к ситуации, проблеме;
- убеждаются в понимании и принятии ситуации;
- работая в группе, проявляют уважение к партнёру;
- принимают чужое мнение;
- понимают такие качества личности как инициативность, ответственность, креативность.
19. Межпредметные связи:
Проект носит междисциплинарный характер и охватывает предметы курса начальной, средней и старшей школы, (литературное чтение, русский язык, математика, технология, ИЗО, окружающий мир), занятия внеурочной деятельности, занятия по развитию слухового восприятия и формирование произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР), внеурочная деятельность, дополнительное образование, «Учусь создавать проект», «С компьютером на ты», «Мы – участники школьных выставок». Междисциплинарный проект занимает значительное место в современной организации учебного процесса и является одним из способов, с помощью которого определяется принцип целостности образования и взаимосвязи предметов, изучаемых в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
20. Ресурсы, необходимые для выполнения проекта: материалы УМК (в частности УМК «Школа России») по литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, печатные фонды школьной библиотеки, медиатека школы, наличие в классах технических средств обучения, оборудованный класс информатики с выходом в интернет. Тесное сотрудничество с отделением дополнительного образования, музеями, Томской областной детско-юношеской библиотекой – пр. Фрунзе 92а. Сотрудничество семьи и школы. Взаимодействие образовательной организации с организациями дополнительного образования.
21. Технологии:
- технология обучения в диалоге (диалог культур, диалог участников между собой, диалог дисциплин);
- обучения в сотрудничестве и взаимодействии (работа в группах);
- проектная и исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии (видео-презентация проекта);
- игровые технологии;
- здоровье сберегающие технологии.
Междисциплинарный проект «Наставническая деятельность как средство обеспечения продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений» строится по принципу 4-рёх К: креативности, коммуникации, командной (групповой) работы, критического мышления.
22. Описание проекта
На сегодняшний день была организована высокая ступень высшего образования, позволяющая углубить и расширить свои педагогические знания, умения и навыки, в том числе и в сфере инклюзивного образования. Так, наставляемые Белехова А.И., Лебедева С.С., Симагаева А.Е. ныне являются обучающимися магистратуры Томского государственного педагогического университета г. Томска.
Работа с глухими и слабослышащими школьниками будет строиться следующим образом.
В ходе проекта наставники и молодые педагоги будут являться участниками масштабных массовых мероприятий, наполненных культурно-образовательными событиями. Каждое событие будет иметь платформу – взаимодействие участников образовательных отношений, подготовительную работу с обучающимися по РСВ и ФПСР. Классные часы, тематические мастер-классы совместно со студентами ТГПУ, где ребята будут приобретать новые социально-коммуникативные компетенции, в ходе совместной вербальной коммуникации, предметно-практической, а также декоративно-прикладной деятельности. Эти мероприятия помогут расширить социальный опыт, пополнить словарный запас, подготовить к ведению диалога, умению вести себя в социуме. Междисциплинарность займёт значительное место в современной организации учебного процесса и выступит одним из способов, с помощью которого принцип целостности образования и взаимосвязи предметов, изучаемых в школе займёт достойное место.
Для получения положительного эффекта социальной адаптации детей с нарушениями слуха планируется включение их родителей в досугово-образовательную, предметно-практическую деятельность на базе образовательной организации, а также в процессе сопровождения детей родителями к месту представления праздничных номеров до концертных площадок города: Концертный зал – Дворец культуры – просп. Ленина, 55, Томск.
В процессе проектной деятельности предусмотрено консультирование, анкетирование и самооценка (в том числе по индивидуальным запросам наставляемых). Консультантами выступают: Моисеева Р.И. — учитель высшей квалификационной категории, сурдопедагог, Копылова О.Н. учитель биологии высшей квалификационной категории, сурдопедагог. https://cloud.mail.ru/public/rm7x/LF5Jx3TUJ https://cloud.mail.ru/public/TCXb/cmdfM4oep
Содержательное подведение итогов и предъявление результатов работы по проекту: «Наставническая деятельность как средство обеспечения продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений» планируется 25 мая 2023 года на круглом столе, куда будут приглашены: директор Е.В. Филиппова, заместитель директора по НМР Н.С. Фролова, все специалисты, принимавшие активное и пассивное участие в реализации проекта.
23. Основные этапы проекта
Таблица №1
I. Подготовительный этап |
|||
П/№ |
Сроки |
Мероприятия |
|
1. |
Август 2022 г. |
Круглый стол «Методологическая основа наставничества в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Разработка проекта и утверждение на учебно-методическом совете. Разработка организационного плана работ по намеченному проекту. Подготовка необходимых материалов и оборудования. Организация построения взаимодействия с участниками образовательных отношений, партнёрами через анкетирование, составление плана работы, заполнение договоров. https://cloud.mail.ru/public/rm7x/LF5Jx3TUJ |
|
2. |
Сентябрь 2022 г. |
Участие в XIII Международном педагогическом форуме Санкт-Петербург https://www.institute-of-education.com/events/spb_forum/orders/35651?token=abwcr9oy7e_fRkcxCrFn Всероссийская викторина «Преданья старины глубокой» в рамках всероссийского образовательного марафона «Гордимся прошлым, ценим настоящее, верим в будущее». https://cloud.mail.ru/public/kA6a/tD4D2Nxqd Участие в вебинарах, семинарах (для наставников, наставляемых). Встречи с родителями (анкетирование, консультирование, опрос). Участие в олимпиадах, викторинах (для обучающихся). Совместные мастер-классы. https://cloud.mail.ru/public/WFZz/Ag1bvXbu6 Экскурсия в детско-юношескую библиотеку. http://odub.tomsk.ru/o_biblio/ Конкурсы https://cloud.mail.ru/public/3XpE/UxHLeeB3L |
|
I. Основной этап |
|||
3. |
Сентябрь-октябрь 2022 г. |
Участие в Федеральном проекте воспитания патриотизма, любви и гордости к России через примеры героев Отечества. https://cloud.mail.ru/public/VmpK/C3XTvJxwY https://cloud.mail.ru/public/PToA/RBtcu5xMN Участие во Всероссийском проекте «Уникальные люди». Творчество без границ. https://cloud.mail.ru/public/WTpW/T6vANVrNG Благотворительный фонд наследия Менделеева. https://cloud.mail.ru/public/EgxE/BVPV44pRV Вебинар «Теория и развитие», «Письмо с секретом 2». Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов через консультации, беседы, советы, занятия (по запросу наставляемых). Международный вебинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи (ОВЗ и инвалиды) в детском саду и школе». https://www.uchmet.ru/events/item/1559975/ Обучающий семинар «Особенности работы с детьми с нарушениями слуха». |
|
4. |
Октябрь-ноябрь 2022 г.
|
Международная конференция «Слияние разума и технологий» Казахстан, Алма-Аты. https://cloud.mail.ru/public/4qSP/dU1R2ydAt Организация подготовительных мероприятий к событиям проекта. Школьная выставка «Сказки А.С. Пушкина».https://cloud.mail.ru/public/3vvt/s8WLWXsmE Организация и проведение творческих мастер-классов к событиям проекта (для детей, родителей и педагогов), предполагающих активное социально-коммуникативное взаимодействие детей с сохранным и нарушенным слухом. Выставка совместных работ детей и родителей «Хоровод народных красок». https://cloud.mail.ru/public/Hppv/4kxZ7Y1Xq |
|
5. |
Ноябрь-декабрь 2022 г. |
Наглядно-информационная работа с родителями. Проведение инклюзивных культурно-образовательных событий. «Я знаю, умею, могу!», обучение детей основным принципам предметно-практической, сценической деятельности. https://cloud.mail.ru/public/27ut/429Dr9TfZ Первый открытый межрегиональный конкурс-фестиваль «Как прекрасен этот мир!» (площадка ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха») https://tomsk.bezformata.com/listnews/konkurs-festival-kak-prekrasen/112135827/ |
|
6. |
Декабрь-январь 2022-2023 гг. |
Центр защиты прав и интересов детей. Вебинар «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи». https://events.webinar.ru/19466565/835916023/09c9963c5fac681f6a228195dcfbf255 Школьная выставка «Новый год в старых открытках» https://cloud.mail.ru/public/6XKg/QLUDCTvcG Институт коррекционной педагогики РАО Всероссийская неделя психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха. https://sluh.ikp-rao.ru/ https://cloud.mail.ru/public/6Z7L/TS88ppKnY Работа с родителями (выявление педагогической грамотности). «Приключения у новогодней ёлки». Погружение детей в атмосферу праздничного приключения, в ходе которого слабослышащие дети примут участие совместно с молодыми педагогами в играх, конкурсах, творческих заданиях http://si15.tomsk.ru/ https://cloud.mail.ru/public/foAR/d81vFNmAt |
|
7. |
Январь-февраль 2023 г. |
Информационно-аналитическая, творческая работа с родителями. Выставка совместных работ детей и родителей «Экологический калейдоскоп». https://cloud.mail.ru/public/xenS/xZL7hBjsk Фестиваль-ярмарка «Мы разные, но мы равные!». В рамках данного события дети обменяются опытом изготовления «продуктов» творческой, предметно-практической деятельности. Живое общение в процессе организации игровых мастер-классов, презентаций творческих работ, обмен опытом. Игровые и музыкальные площадки, мастерские на базе «Музыка жеста». Добровольческое (волонтёрское) движение «Доброделы». https://cloud.mail.ru/public/ac5D/TM6ChfmYU |
|
8. |
Февраль-март 2023 г. |
Досуговая работа с родителями (праздники, мастер-классы, выставки творческих работ, привлечение к волонтёрскому движению). Общешкольный фестиваль проектов «Я люблю окружающий мир!». Конференция на базе образовательной организации (защита презентаций, творческих образовательных детских проектов под руководством молодых педагогов, педагогов-наставников, педагогов-стажистов). Конкурс-выставка, посвящённый творчеству А.Л. Барто. Выставка совместных работ детей и родителей, детей и молодых педагогов «Наше творчество», «Радуга талантов». Закрытие сезона совместных мероприятий. |
|
II. Заключительный этап |
|||
9. |
Март-апрель 2023 г. |
Информационно-познавательная работа с родителями – собрание. Выставка творческих работ детей, родителей, наставников, молодых педагогов – наставляемых: «Цветы для мамы». Круглый стол (информационное освещение на школьном сайте, в СМИ). Подведение итогов проекта через показ методических документов. Демонстрация фото-видеоотчёта с места событий проекта, представление презентационного материала. |
|
10. |
Апрель-май 2023 г. |
Отчёт о заключении наставников с оценкой о проделанной работе. Анкетирование, самоанализ наставнической деятельности. Определение направлений по взаимодействию участников образовательных отношений на 2023-2024 учебный год. |
|
11. |
В течение учебного 2022/2023 года |
Совместная разработка системы уроков, индивидуальных занятий по РСВ и ФПСР, консультации по волнующим вопросам с наставниками, администрацией, активное участие в педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков наставников, качественное, регулярное и стабильное ознакомление с коррекционной методической и педагогической литературой, активное участие в работе творческого коллектива «Музыка жеста». |
|
24. Результат проекта:
- новое качество образовательных результатов для молодых педагогов: повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями, интереса к процессу и результату педагогической деятельности, получение опыта созидательности, культуросообразости;
- новое качество образовательных результатов для учеников: вовлечение детей с нарушениями слуха в участие в конкурсах, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов, успешная социализация и расширение социального пространства детей с нарушениями слуха, овладение способами применения знаний в новой ситуации, развитие инициативы, творческой активности, вербальной коммуникативности;
- повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с нарушениями слуха (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).
Следовательно, междисциплинарный проект обладает характеристиками проектной деятельности и отличается по следующим признакам:
- во-первых, данный вид проекта ориентирован на формирование у молодых педагогов ключевых компетенций (креативность, критическое мышление и др.);
- во-вторых, междисциплинарный проект соединяет в себе две и более дисциплины;
- в-третьих, при реализации вышеозначенного проекта молодые педагоги отличаются самостоятельностью в действиях, активностью в педагогических и междисциплинарных операциях.
25. Оценка эффективности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться администрацией образовательной организации:
- по результатам реализации мероприятий (количество проведённых запланированных мероприятий, количество участников, положительные отзывы участников, фото и видео отчёты, аналитическая информация в сети Интернет);
- по активности, соответствию темы, полноте представленных материалов, эстетике и оригинальность оформления, использовании ИКТ;
- по письменным отзывам от родителей детей с нарушением слуха, от организаций-партнёров о качестве и эффективности работы по проекту; договоры о продолжении сотрудничества;
- на основе появления новых партнёров;
- по количеству специалистов, прошедших обучение и работающих в ходе проекта.
26. Требования к профессиональной компетентности педагога-наставника
- чёткое преследование своей деятельности, качественные знания требований и потребностей школы в этой сфере педагогической практики;
- разработка и предложение программы педагогической помощи молодому педагогу с учётом уровня его профессионализма и коммуникативных навыков;
- налаживание положительного межличностного контакта, конструктивных форм и методов взаимодействия;
- диагностирование, наблюдение, и анализ за деятельностью наставляемого (подопечного);
- несение моральной и административной ответственности перед собой и администрацией школы-интерната за подготовку молодого специалиста.
27. Инструменты для сбора информации о результатах проекта:
- анкетирование;
- наблюдение и анализ;
- фото и видео сопровождение;
- на каждого ребёнка с нарушением слуха будет заполнена речевая карта, в которой отмечаются достижения по критериям, указывающие на продвижение в речевой коммуникации и уровень коммуникативной компетентности.
28. Правила общения с молодым педагогом
С целью конструктивного взаимодействия с молодым педагогом, педагогу-наставнику важно помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать: не приказывать, не угрожать, не проповедовать (лежит ответственность, долг обязывает и другие воззвания); не поучать!
29. Краткая характеристика педагогической деятельности педагогов-наставников
Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории. Обладает организаторской, аналитической, исследовательской, экспертной компетентностями (способность качественно выполнять задачи). Автор и организатор различных социальных проектов, в том числе награждена медалью «За службу образованию» за успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения. 17.12.2012 г. Москва. Победитель конкурса лучших учителей РФ 15.08.2014 г. Москва. Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры 2016 г. Лауреат регионального этапа XIII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2018 г. Томск. Победитель конкурса на присуждение премии лучшим учителям Томской области за достижения в педагогической деятельности. 2022 г. Томск.
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии высшей квалификационной категории. Обладает ценностно-смысловыми, информационными, коммуникативными компетенциями (способность решать профессиональные задачи). Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры 2020 год, Победитель конкурса педагогических работников «Воспитать человека» 2021 год. Награждена Почетной грамотой Министерством образования и науки Кузбасса за добросовестный труд, большой личный вклад в социокультурную абилитацию и социальную адаптацию детей с нарушениями слуха 2021 год.
Р.И. Моисеева и О.Н. Копылова являются членами добровольного общественного объединения педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, заинтересованных в распространении своего опыта. (Ассоциации педагогов-наставников Томской области). Учредителем Ассоциации является Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (ТРО ООО «ВПС»). Роль в проекте: сопровождение детей, молодых педагогов, разработка и проведение мероприятий для детей с нарушениями слуха, взаимодействие с педагогами школы. Функция в проекте – организационно-методическая, консультативно-экспериментальная.
30. Список литературы
1. Блинов В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
2. Гаспаришвили А.Г. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии / А. Г. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева // Народное образование. – 2019. – № 5 (1476). – С. 109–115.
3. Липатов С.Е. Наставничество как процесс развития и мотивации молодых специалистов и наставников / С. Е. Липатов // Национальные приоритеты России. – 2014. – № 2 (12). – С. 31–32.
4. Моисеев А.М. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) / А. М. Моисеев // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 2, № 3. – С. 20–40.
5. Панфилова А.П. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов / А. П. Панфилова // Современные технологии управления. – 2016. – № 12 (72). – С. 7–12.
6. Сулейманова Н.П. Как сделать наставничество эффективным / Н. Сулейманова // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2012. – № 9. – С. 12–17.
7. Шилова О.Н. Современные модели наставничества начинающих учителей / О. Н. Шилова, М.Г. Ермолаева, Г.Р. Ахтиева // Образование: ресурсы развития: вестник ЛОИРО. – 2018. – № 4. – С. 65–69.
Приложение 1
Самооценка (для участников образовательных отношений)
Ф.И.О._______________________________________________
Самоанализ даёт возможность реально оценить свои успехи и неудачи, возможности и достижения, установить причины неудач, если они были. Ответы: да, нет, не уверен (Н/У)
1. Добились ли Вы поставленной цели?
2. Всё ли из задуманного было сделано?
3. Получился ли у Вас проект?
4. Какие этапы работы над проектом были для Вас наиболее интересны?
5. Какие этапы работы над проектом были для Вас наиболее трудоёмки?
6. На каких этапах возникли трудности?
7. Как трудности были решены?
8. Достаточно ли было времени на выполнение проекта?
9. Как Вы оцениваете самостоятельность выполнения проекта?
10. Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?
11. Какие свои способности развили?
12. Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
АНКЕТИРОВАНИЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (наставляемого)
Ф.И.О. наставляемого: ___________________________________________________
Должность: ____________________________________________________________
1. Оцените реализацию проекта, выбрав близкий Вам ответ:
a) Мне понравилось, хотелось бы продолжить принять участие в таких мероприятиях;
b) Понравилось, но больше не буду участвовать;
c) Идея недостаточно реализована, мало что понравилось;
d) Не понравилось.
2. Какие изменения проект внёс в Вашу образовательную деятельность?
a) Положительная динамика!
b) Отличная мотивация работать.
c) Были отмечены некоторые моменты, за которые можно «зацепиться».
d) Без изменений.
3. Посещаете ли Вы подобные мероприятия?
a) Да! Люблю образовательную активность.
b) Это меня мотивирует, я узнаю много интересного.
c) Иногда посещаю.
d) Вообще не посещаю.
4. Считаете ли Вы важным существование подобных проектов?
a) Безусловно! Это очень важно, так как обогащает обычные традиционные занятия.
b) Важно реализовывать проекты данного направления.
c) От реализации данных проектов ничего не поменяется.
d) Желательно не организовывать, меня это отвлекает.
5. Напишите свои пожелания организаторам проекта ниже:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Анкеты, заполненные Наставляемыми личностями в период начала функционирования проектно-наставнической деятельности
https://cloud.mail.ru/public/onoa/TdvB8V1JM
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.