Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД
Оценка 4.9

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Оценка 4.9
Научные работы
docx
естествознание +1
1 кл—8 кл
16.02.2018
Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД
Статья о реализации курса мдо на уровне начального общего и основного образования,. Данный курс позволяет создать в школе единое образовательное пространство, что позволяет соблюдать педагогам единые требования к обучающимся. Все участники образовательного процесса включены в процесс обучения. Формирование УУД идет непрерывно.статья
статья.docx
Худоярова Марина Усмановна,  заместитель директора по УВР,  МАОУ СОШ №44 г. Екатеринбург Междисциплинарное обучение ­ основа реализации требований ФГОС.             Успешный   ребенок   в   современном   образовательном   процессе….   Эта проблема,   которая   волнует   любого   педагога,   который   стремится   быть реализованным. Открытием для нашего педагогического коллектива и меня, , как учителя, стала программа    «Одаренный  ребенок. Междисциплинарное обучение»     доктора     педагогических     и     психологических     наук   Натальи   осуществление Борисовны   инновационных     занятия,   Шумаковой,   которая     предусматривает     разработке     учебного     преобразований     в     использование  новых  технологий  в  обучении  и  воспитании, направлена    на совершенствование  образовательной  среды, которая  создает  и  воспроизводит условия  для   развития  одаренных  детей.            Работая   по программе   междисциплинарного   обучения,     педагоги овладевают   технологией   МДО, которая   подразумевает   особую   структуру урока,   форму     работы   и     представления     результатов     групповой     работы учащихся.         Работая   по   этой   программе     уже   не   первый   год, хочется сказать об  использовании  МДО ­  технологии  для  построения  урока  и  на пропедевтика     других  предметах  в  том  числе. Программа  МДО  в  начальной  школе –    формирования     универсальных     учебных     действий,  ключевых применение   технологии     МДО   компетенций  учащихся  на  уроках  по  всем  предметам  в  средней  и  старшей школе.  Урок   в   технологии МДО     может быть эффективно использован  для повышения качества  обучения школьников, так   как   в   ходе     урока МДО  формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс  служит       для     развития к   саморазвитию,   к   самоанализу,   самоцелеполаганию,   самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Школьники  осваивают   самое  главные  умения ­ умение  учиться,  умение  принимать  решение, умение  выражать  собственные мысли,  опыт самостоятельной деятельности  ­   а   это     фундамент   целостной системы  универсальных знаний, умений, навыков, заложенных  в  Стандартах второго  поколения.  Курс МДО создает условия для: 1.Развития  широких  познавательных  интересов. 2.Развития  целостной  картины  мира и  системного  мышления  у  детей. 3.Развития  творческого  критического  и  логического  мышления,  способности к  решению  проблем. 4.Развития     способности     к     самостоятельному     приобретению   знаний,   и исследовательской  работе. 5.Обучения     умению     работать     совместно     (решать     проблемы     в     малых группах, проводить  совместную  исследовательскую  работу, вести  диалог  и дискуссию, принимать  точку  зрения  другого  человека). 6.Развития     способности   к     самопознанию,   пониманию     ценности     и уникальности  другого  человека. 7. Совершенствования  коммуникативных  умений   обучающихся.   Схема проведения   учебного   занятия с   использованием   технологии МДО    со школьниками выглядит следующим образом:      1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4. Выработка гипотезы.   Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные ­ провокационные идеи. 5.Выявление   и   систематизация   подходов   к   решению.  Цель:  выбрать   методы исследования. 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8. Анализ   и   обобщение   полученных   материалов.  Цель:  структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. 9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.        10.Доклад.  Цель:  защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Очень   важным   этапом   является   этап   представления   результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие монологической научной   речи,   развитие   умений   работать   с   текстом;   анализ   продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение   знаний   других   учащихся   новыми   сведениями;   умения   оценки   и самооценки результатов исследования.    Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования: ­   конференции,   на   которых   учащимся   представляют   краткий   доклад   о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; ­   презентации,  на   которых   ярко,  красочно   и  привлекательно   представляются достижения учеников; ­ выступления, как правило, для определенного круга­ своих одноклассников, учащихся  параллельных  классов,­  представление  доклада  с целью  сообщения нового знания; Формирование   метапредметных   результатов   образования   посредством технологии  междисциплинарного  обучения.          В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы   является   формирование   ключевых   компетенций   учащихся. Компетентностный   подход   предполагает   формирование   интеллектуальной   и   создание   условий   для исследовательской   культуры   школьников, самоопределения   и   самореализации   потенциальных   возможностей   ребенка   в процессе обучения.     В  качестве   центрального  звена  творческого   развития  ребенка  выступает исследовательская     активность   учащихся.           В   связи   с   этим,  особенности построения  содержания  и методов  обучения  на  каждой  ступени  образования должны быть направлены на то, чтобы высокая исследовательская активность ребенка,   проявляемая   им   в   разных   формах,  его   повышенные   познавательные возможности имели обильную «питательную среду» и были «востребованы» в процессе   обучения   в   школе.   Это     возможно     достичь       благодаря     и использованию     в     обучении       такой     комплексной     технологии     как междисциплинарное обучение.                 Содержание  программы  строится  вокруг   широких  глобальных  тем. Каждая  новая  тема  предполагает возвращение  к  предыдущим темам, но  уже на     новом     витке     спирали.   Междисциплинарные   обобщения     позволяют обеспечить   развитие   у   школьников   целостной   картины   мира. Программа МДО совершенствует коммуникативные способности, учит сотрудничеству, что обеспечивает создание благоприятного психологического климата для каждого учащегося. Занятия по этой программе обеспечивают условия для успешной социальной адаптации   учащихся в школе и в обществе, т.е. дает возможность влиять на образовательную и  социальную среду школы.  Оценка  результатов  опыта  работы. Очень   важным   для   нас   является   и   то,   что   в   результате   работы   над становлением  МДО  возрастает   профессиональный   уровень   учительского коллектива  школы. Не   у  всех  педагогов  достаточно  профессионализма,  чтоб найти   нужные   слова,   поддерживающие   робкие   шаги   к   проявлению познавательной  активности и готовности к участию в групповой работе всех учащихся. Помощь учителю и учащимся может и должны оказать и коллеги и педагог­психолог.   Сотрудничество   взрослых   участников   педагогического процесса   позволит   каждому   ребенку   реализовать   свой   потенциал   в   развитии интеллекта и позволит воспитать значимые в социальной адаптации личностные свойства. На скорость интеллектуального и личностного развития детей  влияют технологии,   используемые     учителем,   его   профессионализм   и   готовность   к творчеству.                    Междисциплинарное обучение   ­   это   одновременное   использование нескольких   технологий, объединенных   воедино   для   достижения   конечных целей. Ведь     целью   деятельности   школы   является   создание условий для приобретения учащимися системы компетенций.    Курс междисциплинарного обучения по  программе «Одаренный ребенок», разработанный   Н.Б.   Шумаковой,   позволяет   решать   актуальную   задачу развития   целостного   миропонимания   и   системного   мышления   обучающихся,   требований   федерального способствуя   тем   самым    реализации   государственного образовательного стандарта  нового  поколения.          Занятия в рамках проекта ведутся педагогами в парах. Пары могут быть как постоянными   так   и   меняющимися   в   зависимости   от   материала,   который разбирается   в   рамках   определенного   занятия.   Например,   существует   такое понятие   как   временные   границы(эпоха,   эра,   исторический   период   и.т.д.)   На формирование данного понятия историки и естественники смотрят по разному не интегрируя между собой материал. Работая в рамках проекта мы формируем у обучающихся единое понятие временных рамок путем интеграции материала, историк и естественник оперируют одинаковыми терминами и   у ребенка нет расслоения в сознании. Он четко понимает, что эра и в истории и в биологии и в географии   это   четко   определенный   период   времени   в   который   происходят определенные   биологические,   исторические,   географические,   химические   и физические процессы. Еще пример: рабата с текстом. В рамках обычной школы учитель   русского   языка   работает   с   текстом   по   своим   правилам,   требует выполнение этих правил от обучающихся. В свою очередь географ с этим же текстом   работает   по   своему,   историк   работает   по   своему,   и   т.д.   Ребенку приходится подстраиваться под требования всех педагогов сразу. Интегрируя работу,   мы   имеем   возможность   предъявлять   одни   и   те   же   требования   к выполнению одинаковой работы на разных уроках. Благодаря работе в проекте, мы   сумели   выстроить   работу   с   текстом   по   единым   требования,     на   всех предметах.     Есть   занятия,     интеграция   которых   основана     на   предметной составляющей.     Например,     в   курсе   литературы   5   класса   есть   отрывок «Затерянный мир». Читая это произведение, ребята получают знания из курса биологии, географии, истории, ОБЖ. Урок литературы в данном случае ведут преподаватели литературы, ОБЖ, географии, биологии. Каждый отрабатывает на этом тексте свой предметный материал. Данный вариант возможен, так как все   предметники   владеют   технологией   МДО,   что   дает   свой   положительный результат.   Каждый   предметник   мотивирует   обучающихся   к   мыслительным процессам через различные виды деятельности Введение   курса   «Междисциплинарное   обучение»   ­   Н.Б.   Шумаковой   в обычную общеобразовательную школу обусловлено возможностью поставить и работать над достижением двух основных целей: во­первых, не пропустить ни одного одаренного ребенка, снабдив его необходимыми для развития знаниями и умениями   и   ребенка   с   высокой   познавательной   активностью;   во­вторых, повысить   познавательную   активность,   обеспечив   целенаправленное   развитие познавательных   психических   процессов   в   совместной   с   одаренными   детьми деятельности у учащихся с низкой интеллектуальной активностью.      Актуальность   систематической   работы   над   развитием   логического   и творческого   мышления,   умения   сотрудничать,   видеть   и   решать   проблемы   в нетрадиционных условиях, принимать решения и отвечать за них, отстаивать их не требует доказательств. Достижение этих целей возможно при обязательном сотрудничестве учитель и   педагога­психолога,   обеспечивающего   психологическое   сопровождение учебного   процесса.   Важным   в   достижении   педагогически   положительного результата является работа в команде. Первым этапом подготовки к  введению программы явилось участие учителей и психолога в авторских семинарах Н.Б. Шумаковой   и   педагогов   школы­лаборатории   «Созвездие»,   организованных центром «Одаренность и технологии». Обучение прошли 5 педагогов начальной школы, в том числе завуч и педагог­психолог. Учителя реализуют проект на разном уровне. Я сама ка преподаватель МДО работаю в данном направлении 7 год. Есть определенные результаты. Диагностические процедуры проводятся два раза в год в 1­х классах, а один раз во 2­х, 3­х, 4­х, 5­х, 6­х, 7­х классах. Такая система диагностики позволяет  увидеть динамику познавательной мотивации, и уровня   развития   познавательных   психических   процессов,   логического   и творческого мышления.       В  нашей  школе данный  курс  был  апробирован  на  учащихся  начальной школы с 2006  года, а  с  2008 года   продолжен  в  основной  школе.  Программа рассчитана  на  учащихся  1­11  классов,  содержит  системно­деятельностный характер   обучения  и   дает  высокие   результаты    обучения  и  личностного развития  обучающихся.  Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что нашли технологию успеха. Список литературы: 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2­х т. М.: Педагогика, 1980.­230 с. 2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. ­М., 1994. 3. Бабанский   Ю.К.   Проблемы   повышения   эффективности   педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. ­ 192 с. 4. Бабанский   Ю.К.   Оптимизация   учебно­воспитательного   процесса: (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. 192 с. 5. Барыкова   H.A.   Организация   метода   проектов   в   преподавании информатики // XI конференция выставка «Информационные технологии в образовании». Сб. трудов участников конференции. Часть II М.: МИФИ, 2001. ­С. 44­46. 6. Беспалько   В.П.   Образование   и   обучение   с   участием   компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд­во Московского психолого­ социального института, 2002. ­ 352 с. 7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.­ 191 с. 8. Беспалько   В.П.,   Татур   Ю.Г.   Системно­методическое   обеспечение процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989. ­ 144 с. 9. Боголюбов   В.И.   Педагогическая   технология:   эволюция   понятия   // Советская педагогика. 1991. ­ N 9. ­ С. 123­128. 10.Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com/bsel.asp 11.Бондаревская   Е.В.   Гуманистическая   парадигма   личностно­ ориентированного образования // Педагогика. 1997. ­ №4. ­ С. 11­17. 12.Борисов   Н.В.   Программа   междисциплинарных   исследований   роли Интернет в обеспечении устойчивого развития современного общества (по материалам   всероссийской   конференции   "Интернет   и   современное общество" ИСО­98). http://ims98.nw.ru 13.Брановский   Ю.С.,   Шапошникова   Т.Л.   Информационные   инновационные технологии   в   профессиональном   образовании.   Учебное   пособие Краснодар: Изд­во КубГТУ, 2001 ­ 356 с. 14.Везиров   Т.Г.   Теория   и   практика   использования   информационных   и коммуникационных технологий в педагогическом образовании. Дисс. д­ра пед. наук. Ставрополь: СГУ, 2001.­301 с. 15.Вершинин   В.И. профессиональная   Стандарты   университетского   образования   и связей   межпредметных     направленность http://www.psu/ru/pub/xxi/index.html 16.Вихрев В.В., Федосеев A.A., Христочевский С.А. Практическое внедрение // информационных   технологий   на   основе   метода   проектов   Педагогическая информатика. 1993. ­ № 1. ­ С. 26­ 28. 17.Гейн   А.Г.   Изучение   информационного   моделирования   как   средства реализации   межпредметных   связей   информатики   с   дисциплинами естественнонаучного цикла: Автореф. дис. . д­ра пед. наук. М., 2000. ­ 48 с. 18.Горовая В.И., Ивановский В.А., Тертышников М.Ф. Интегрированный курс "Естествознание": за и против // Биология в школе. 1989. ­ № 5. ­ С. 54­55. 19.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   НОО,   ООО, СОО 20.Грабарь   М.И.   Применение   компонентного   анализа   для   обработки результатов контрольных работ и анкетирования // Межвуз. сб.: Проблемы педагогических измерений. М., 1984. ­ С. 15­19. 21.Гузеев   В.В.   Образовательная   технология:   от   приема   до   философии   // Директор школы. 1996. ­ № 4. 22.Гусинский   Э.Н.   Построение   теории   образования   на   основе междисциплинарного системного подхода. М.: Высш. шк., 1994. ­ С.184. 23.Еремкин   А.И.   Педагогические   основы   междисциплинарного   подхода   в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. . д­ра пед. наук. ­М., 1991.­32 с. 24.Загвязинский   В.И.   Методология   и   методика   дидактического исследования. М.: Педагогика, 1981. 160 с. 25.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 26.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.­384 с.

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД

Междисциплинароное обучениекак инструмент формирования метапредметных УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018