ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена определению межличностных отношений в трудовом коллективе – тому, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие дeлают это достаточно профессионально. Почти невозможно переоценить важность общения в рабочей обстановке. Едва ли не все, что делают руководители и служащие, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией.
Все выше сказанное и определяет суть нашей работы.
Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе, настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом. Межличностные отношения в коллективе на сегодняшний день являются весьма актуальной проблемой. В зависимости от того как развивается организация, выстраиваются и отношения тоже по-разному.
Для любой организации важно качество работы и экономический результат. И на все это влияют отношения в коллективе. Если царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, что ведет к текучести кадров и тормозит развитие организации.
Межличностное общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Этому в значительной мере способствуют многообразные формы общения: дискуссии, пресс-конференции, переговоры, презентации, совещания, беседы. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств сотрудников и повышение профессиональной компетентности.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
– рассмотреть межличностные отношения;
– изучить виды и типы межличностных отношений;
– охарактеризовать процесс осуществления межличностных отношений в трудовом коллективе;
– изложить краткую характеристику учреждения;
– проанализировать межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе государственного учреждения Коломенского центра занятости населения по Московской области;
– предложить варианты улучшения взаимоотношений в коллективе государственного учреждения Коломенского центра занятости населения по Московской области.
Объект исследования: межличностные отношения в трудовом коллективе.
Предмет исследования: межличностные отношения в государственном учреждении Коломенского центра занятости населения по Московской области.
Практическая база исследования: Государственное учреждение «Коломенский центр занятости населения по Московской области».
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав по три раздела, заключения, списка источников и литературы и ряда приложений.
Глава 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Теоретический аспект
1.1. Межличностные отношения: изученность понятия
Чтобы объяснить поведение человека в коллективе, необходимо понять, почему человек совершает именно то действие, которое совершает определенным образом, а не какое – либо иное действие и другим способом. На поведение влияют многие факторы ( см. Таблица 1. )
Таблица 1.
Личность |
Внутренние факторы |
|
Внешние факторы |
Природные свойства личности |
Круг общения личности |
Система мотивов личности |
Роль личности |
|
Статус личности |
Межличностные отношения – это « объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми»[1]. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Они составляют значительную часть делового общения и общения в целом. Дадим определения общению и деловому общению.
Общение – это « взаимодействие одного или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата» [2].
Деловое общение отличается от общения тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
Деловое общение – это « процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом» [3]. Основную часть делового общения составляет общение служебное – это « взаимодействие людей, осуществляемое в организациях в рабочее время» [4].
Межличностные отношения – это субъективное переживание, взаимосвязи людей, их взаимные ориентации, которые развиваются у индивидов, находящихся в длительном контакте. В каждом трудовом коллективе, с течением промежутка времени, определяются статусы и роли каждого служащего.
Рассмотрим подробнее. Статус – это « позиция (положение) индивида (группы) в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным)» [5].
Социальные статусы характеризуют устойчивость общества, преемственность его жизнедеятельности, что очень важно в рабочей обстановке.
Статусы также подразделяются на:
– постоянные и временные;
– формальные и неформальные.
Охарактеризуем формальный и неформальный статусы:
– формальный статус – « определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач» [6];
– неформальный статус – « определяется личными свойствами человека, которые позволяют влиять на окружающих за счет таких факторов, как пол, возраст, знания, опыт, культура, связи, нравственные качества» [7];
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные завидуют богатым, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Также может быть и в трудовом коллективе – высшее должностное лицо принижает личные интересы подчиненного. Статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статусы определяют характер, содержание, продолжительность, интенсивность человеческих взаимоотношений – межличностных, служебных.
Дадим определение роли личности. Роль – « модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу» [8].
Социальная роль – « индивидуальное поведение человека в соответствии с занимаемым статусом» [9]. Социальные роли характеризуют изменчивость общества. Поведение – « целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром» [10].
Таким образом, групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач: экономических, производственных и коллективных, важнейшим условием которых являются межличностные отношения.
Межличностные отношения – это « субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [11].
1.2. Виды, уровни и типы межличностных отношений
Отношения играют важную роль в нашей жизни. Являясь частью социума, мы ежедневно взаимодействуем с сотнями людей. А учитывая, что наибольшую часть времени мы проводим на работе, важность межличностных отношений в коллективе для многих из нас стоит на первом месте. Большинство новичков, устраиваясь на новую работу, долго испытывают трудности коммуникативного плана. Редко когда трудовой коллектив, состоящий из уже притершихся друг к другу людей, с радостью принимает в свой тесный круг нового и неизвестного человека. Однако зная особенности межличностных отношений в коллективе этой проблемы вполне можно избежать.
Существует три уровня объединения работников в коллектив:
– основной коллектив;
– вторичный коллектив;
– первичный коллектив.
Рассмотрим каждый уровень подробнее:
– основной коллектив – « учреждение в целом. Это высший уровень объединения» [12];
– вторичный коллектив – « промежуточный уровень - коллективы отделов»[13];
– первичный коллектив – « нижний уровень - секторы, подразделения» [14].
Общие виды межличностных отношений: приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные [15].
Межличностные отношения в первичном коллективе обычно носят общий характер. В такой группе людей общение проходит на обычном деловом, бытовом и эмоциональном уровне. В первичном коллективе близкий контакт и взаимодействие людей друг с другом не обязательны. Вторичный же коллектив, как правило, состоит из малых групп людей, более тесно и эмоционально связанных друг с другом. Поэтому анализ межличностных отношений в коллективе следует проводить именно на примере таких вторичных групп.
Трудовой коллектив содержит в себе целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей стоящих перед организацией. Помимо формальной группы лиц в коллективе всегда существует неформальная группа. Она возникает в процессе взаимодействия между коллегами, и не подчиняется администрации и руководству организации. Также неформальная группа основана на взаимной симпатии и антипатии между коллегами, и в ней всегда имеются лидеры и аутсайдеры. И поскольку одни члены группы имеют свойства подавлять других, то конфликты в трудовых коллективах неизбежны.
Проблемы межличностных отношений в коллективе начинаются с разногласий между сотрудниками. Это явление неизбежно и в некоторых случаях идет на пользу. Например, если в коллективе есть человек склонный к спорам, то некоторые члены организации не вступают с ним в перепалку, а наблюдают за ходом событий. Подобное поведение позволяет больше узнать о своих коллегах и их взглядах на определенные вещи. Такие разногласия в некоторых ситуациях помогают коллективу сплотиться воедино.
Конфликт как социальное явление делится на четыре вида [16]:
– внутриличностный;
– межличностный;
– конфликт между личностью и группой;
– межгрупповой конфликт.
Дадим более широкое определение:
– внутриличностный – « конфликты противоположно направленных мотивов, ориентаций, интересов, потребностей личности» [17].
– межличностный – « противоборство индивидов, имеющих разные потребности, стремления, обладающие различными ценностными подходами».
– конфликт между личностью и группой – « противостояние группы и отдельного индивида, а также группы и ее лидера, и связанными с нарушением ролевых ожиданий» [18].
– межгрупповой конфликт – «столкновения между группами, затрагивающие интересы людей, объединенных на период начала конфликта в сплоченные группы» [19]. Наиболее часто это относится к борьбе между отделами компании за финансовые или трудовые блага. Трудовой коллектив содержит в себе целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей стоящих перед организацией.
Существует семь типов личности в коллективе:
– дружелюбный, подчиняемый, зависимый, эгоистичный, подозрительный, агрессивный, авторитарный.
Рассмотрим каждое определение:
– дружелюбный – « старается для всех быть «хорошим»» [20];
– подчиняемый – « человек такого типа, как правило, склонен к самоунижению и постоянно идет на уступки»;
– зависимый – « послушный и беспомощный тип людей» [21]. Восхищается окружающими, и зависим от них;
– эгоистичный – « люди расчетливые и самовлюбленные. Они склонны к соперничеству и не стесняются перекладывать свои трудности и задачи на плечи других людей»;
– подозрительный – « тип людей, считающих окружающий мир враждебным по отношению к себе» [22]. Такие люди обычно злопамятны, постоянно всем недовольны и на все жалуются. Также они, как правило, разочарованны в людях, и критикуют все явления и объекты окружающего мира;
– агрессивный – « человек часто находится в раздраженном состоянии, относится к окружающим с иронией и склонен во всем их обвинять. В общении жесткий, настойчивый и непримиримый»;
– авторитарный – « в окружении является лидером и безусловным авторитетом. Имеет деспотичный и властный характер. Всем дает указания и не принимает советы от окружающих. Как правило, люди такого типа успешны в делах и требуют уважения к своей личности» [23].
Таким образом, изучение межличностных отношений в коллективе следует начинать именно с определения ведущего вида взаимоотношений между коллегами. Но даже если коллектив окажется дружным и сплоченным, не стоит сразу заводить друзей и рассказывать о себе окружающим. Позже эта информация может сыграть против вас. Лучший способ влиться в трудовой коллектив, это изучить его корпоративную культуру и стараться её придерживаться. Хотя первое время трудности в притирке к новым коллегам все равно неизбежны и с этим стоит смириться.
1.3. Процесс осуществления межличностных отношений в коллективе
Человек как «личность» формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда [24]. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.
Дадим более широкое определение. Группа – это « ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.)» [25].
Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе, в непосредственных контактах друг с другом, и что они работают над решением общих проблем или ради достижения общих целей.
Каждая группа имеет свою структуру, которая основывается на трех направлениях [26]:
– статусно-ролевые отношения;
– профессионально-квалификационные характеристики;
– половозрастной состав.
Подробное описание предложено ниже ( см. Приложение) [27].
Каждый служащий выполняет ряд ролей, которые взаимосвязаны с ролями коллег. Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли – это « очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения» [28]. Нужно дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это применимо не только к деловым отношениям, но и к личным.
Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого, является деятельность лидера и (более широко) органов управления групповой деятельности. Лидер группы необходим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля.
Дадим определение. Лидер – это « личностно – ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, ее целостности» [29].
Функция лидера – это « постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы как единого целого»[30]. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражают именно эту групповую солидарную задачу, функцию. Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.
Направления деятельности лидера [31]:
– обеспечение наилучших внешних условий для служебной деятельности;
– реагирование на вызовы внешней среды и выдвижение соответствующих новых идей, целей развития группы в изменившихся внешних условиях;
– программирование, координация деятельности членов группы, с целью эффективного решения задач внутригруппового развития, ее отдельных участников, усиления сплоченности, солидарности группы, преодоления конфликтов.
На ряду, с плюсами межличностного общения в трудовом коллективе, сплоченности и определению нужного для коллектива лидера, выявляются и проблемы общения между работниками организации.
К проблеме общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют три уровня анализа:[32]
– макроуровень;
– мезауровень (средний уровень);
– микроуровень.
Рассмотрим каждый уровень ниже (см. Приложение).
Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы комплексны, встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей [33].
Таким образом, межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, представляется достаточно сложным феноменом. Учитывая их несомненную значимость в эффективности жизнедеятельности коллектива, необходимым представляется рассмотрение их регулирования. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Карпенко Л.А. Социальная психология. Словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский. – М., 2012. – С.53.
[2] Кузнецов И.Н. Деловое общение: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов, К.Н. Кунцевич, А.А. Кыштымов. – М.: Издательство « Дашков и К» – 5- е изд., перераб. и доп. – 2012. – С.7.
[3] Сидоров П.И. Деловое общение. Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева. – 2- е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА – 2012. – С.31.
[4] Там же.
[5] Там же. С.72.
[6] Там же. С.73.
[7] Там же.
[8] Кузнецов И.Н. Указ. соч. – С.33.
[9] Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М., 2012. – С.141.
[10] Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., Аспект-Пресс, 2010. – С.26.
[11] Карпенко Л.А. Указ. соч. – С.25.
[12] Шлендер П.Э. Управление персоналом / П.Э. Шлендер. – Юнити-Данна, 2005. – С.149.
[13] Там же.
[14]Там же.
[15] Галустова О.В. Социальная психология. Конспект лекций / О.В. Галустова. – А- Приор, 2011. – С.20.
[16] Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе / А.Б. Белинская. – Дашков и К, 2009. – С.42.
[17] Там же.
[18] Там же. С.43.
[19] Там же.
[20] Фомичев А.Н. Исследование систем управления: учебник / А.Н. Фомичев. – Дашков и К, 2013. – С.215.
[21] Знаков В.В. Понятие в мышлении и общении / В.В. Знаков. – Когито-центр, 2007. – С.46.
[22] Лукаш Ю. А. Начальники и подчиненные: взаимоотношения и конфликты / Ю.А. Лукаш. – ФЛИНТА,
2012.– С.102.
[23] Мухаев Р.Т. Теория политики / Р.Т. Мухаев. – Юнити-Данна, 2012. – С.203.
[24] Карпенко Л.А. Указ. соч. – С.96.
[25]Там же.
[26] Там же. С.97.
[27] Карпенко Л.А. Указ. соч. – С.97.
[28] Кузнецов И.Н. Указ. соч. – С.148.
[29] Каймакова, М.В. Указ. соч. – С.45.
[30] Там же.
[31] Там же. С.46.
[32] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 2004. – С.86.
[33] Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я Гозман. – М., МГУ, 2007. – С. 42.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.