Microsoft Excel
Лабораторная работа № 2
«работа с простейшими базами данных»
Одна из возможностей пакета Excel – работа с простейшими базами данных.
Простейшая база данных или список – это таблица, строки которой содержат упорядоченную, однотипную информацию. В терминологии баз данных строки такой таблицы называются записями, а столбцы – полями.
Первая строка таблицы должна содержать имена столбцов (полей).
Работу с простейшими базами данных будем рассматривать на примере.
Демонстрационный пример.
Пусть имеется список больных, содержащий их некоторые характеристики
ФИО
|
Пол
|
Возраст
|
Вес
|
Врач
|
Иванов
|
м
|
64
|
81
|
Орлов
|
Петрова
|
ж
|
27
|
64
|
Орлов
|
Сидоров
|
м
|
53
|
75
|
Орлов
|
Козлова
|
ж
|
32
|
67
|
Соколова
|
Власов
|
м
|
45
|
74
|
Соколова
|
Смирнова
|
ж
|
44
|
70
|
Соколова
|
Силин
|
м
|
37
|
72
|
Соколова
|
Не трудно представить себе список со значительно большим числом больных и их характеристик. В этом случае работа со списком будет представлять определенные трудности. В частности, простой просмотр списка данных при помощи клавиш управления курсором (стрелки, PgUp, PgDn) может занять значительное время. Для решения более сложных задач работы со списками используются команды меню Данные.
Введем список в рабочую таблицу. Для этого откроем новый лист и последовательно заполним все ячейки списка. Например, А1 -ФИО, Bl – Пол и т.д.
1. Сортировка данных
Первой из операций, которая позволяет упорядочить список по каким-либо из характеристик (полей), является сортировка. Сортировка списка осуществляется с помощью пункта Сортировка команды меню Данные. При этом открывается диалоговое окно Сортировка диапазона, в котором можно выбрать до трех полей сортировки (по возрастанию или по убыванию). После нажатия кнопки ОК. вначале выполняется сортировка по первому полю, затем в тех позициях, где в первом поле были одинаковые значения, - происходит сортировка по второму полю и затем, аналогично, по третьему полю.
Пусть необходимо упорядочить список по фамилиям больных по алфавиту. Для этого табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. Открывается диалоговое окно Сортировка диапазона. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем ФИО. Переключатель по возрастанию - по убыванию ставим в положение по возрастанию (щелчком указателя мыши черную точку ставим в кружок рядом со словами по возрастанию). Нажимаем кнопку ОК. Больные в списке должны расположиться в алфавитном порядке.
Упражнение 1.1.
Сортировать список так, чтобы в начале списка оказались больные старшего возраста.
Решение 1.1.
Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. В диалоговом окне Сортировка диапазона щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Возраст. Щелчком указателя мыши переключатель ставим в положение по убыванию. Нажимаем кнопку ОК.
В тех случаях, когда при сортировке оказывается несколько объектов (больных) с одинаковым значением характеристики (например, при сортировке по полу), используется сортировка по нескольким полям.
Пусть необходимо осуществить сортировку по полу (вначале женщины), причем женщины и мужчины должны быть расположены в алфавитном порядке.
Для этого табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. Открывается диалоговое окно Сортировка диапазона. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать поив появившемся списке выбираем Пол. Переключатель ставим в положение по возрастанию (щелчком указателя мыши). Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Затем по и в появившемся списке выбираем ФИО. Переключатель ставим в положение по возрастанию. Нажимаем кнопку ОК.
Упражнение 1.2.
Сортировать список так, чтобы в начале списка оказались больные лечащего врача Соколовой, а затем Орлова, причем у обоих врачей вначале более легкие по весу.
Решение 1.2.
Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. В диалоговом окне Сортировка диапазона щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Врач. Щелчком указателя мыши переключатель ставим в положение по убыванию. В рабочее поле Затем по устанавливаем Вес. Переключатель ставим в положение по возрастанию. Нажимаем кнопку ОК.
Аналогичным образом выполняется сортировка по трем полям.
2. Поиск данных
Следующей важной операцией при работе с базами данных является поиск необходимой информации в базе. Поиск производят с помощью пункта Фильтр команды меню Данные. Фильтр - осуществляет выбор из списка указанного набора записей. Режим Автофильтрация позволяет проводить отбор записей, удовлетворяющих заданному критерию. Для фильтрации необходимо выполнить следующие действия:
— переместить курсор в любое место списка;
— в подменю команды Фильтр выбрать режим Автофильтр;
— щелкнуть мышью на одной из появившихся кнопок списков столбцов;
— в появившемся списке значений выбрать нужное значение.
Отмена результатов фильтрации осуществляется выбором значения Все в списке столбца.
Пусть необходимо найти всех больных с фамилиями, начинающимися на букву «с». Для осуществления поиска необходимо переместить курсор в любое место списка (В2). Выбрать раздел меню Данные и подраздел Фильтр. В подменю команды Фильтр выбрать режим Автофильтр. Рядом с именами полей появляются стрелки (кнопки списков столбцов). Необходимо щелкнуть мышью на кнопке списка справа от аббревиатуры ФИО. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). Появляется диалоговое окно Пользовательский автофильтр. Формирование условий поиска данных (запроса) является важнейшим моментом процедуры. От правильности их задания зависит результат поиска. В данном случае компьютер должен найти все ФИО, которые имеют первую букву «С», а остальные буквы могут быть любые. Для этого в рабочем поле ФИО диалогового окна устанавливаем равно (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим С* (* — означает последовательность любых сим-волов). Нажимаем кнопку ОК. На экране остаются данные только на больных Силина, Смирнову и Сидорова. Эти данные могут быть скопированы в другую таблицу, в файл или выведены на принтер.
Упражнения 2.1.
1) Найти всех больных моложе 35 лет.
Решение 2.2.
Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши на кнопке списка справа от аббревиатуры ФИО и выбрать значение Все в списке столбца. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Возраст. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Возраст устанавливаем меньше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 35. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ — Петрова, Козлова).
Поиск по нескольким полям.
Упражнения 2.2.
2) Найти всех мужчин тяжелее 75 кг.
Решение 2.2.
Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши на кнопке списка справа от имени поля Возраст и выбрать значение Все в списке столбца. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Пол. В появившемся списке значений выбрать пункт м. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Вес. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Вес устанавливаем больше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 75. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ — Иванов).
Упражнения 2.3.
Задание диапазона поиска.
3) Найти всех больных в возрасте от 40 до 50 лет.
Решение 2.3.
Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши на кнопке списка справа от имени поля Пол и выбрать значение Все в списке столбца. Аналогично повторить с полем Вес. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Возраст. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Возраст устанавливаем меньше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 50. Переключатель и/или устанавливаем в положение и. В левом нижнем рабочем поле устанавливаем больше (щелчок но стрелке мышью и выбор в списке), в правое нижнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 40. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ -Смирнова, Власов).
Упражнения 2.4.
4) Найти всех больных с весом менее 70 кг и более 80 кг.
Решение 2.4.
Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши па кнопке списка справа от имени поля Возраст и выбрать значение Все в списке столбца. Щелкнуть мытью на кнопке списка справа от поля Вес. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Вес устанавливаем меньше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 70. Переключатель и/или устанавливаем в положение или. В левом нижнем рабочем поле устанавливаем больше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое нижнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 80. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ - Петрова, Козлова, Иванов).
Для завершения работы в режиме поиска (фильтрации) необходимо выбрать раздел меню Данные и подраздел Фильтр. В подменю команды Фильтр щелкнуть указателем мыши по галочке (флажку) рядом с пунктом Автофильтр.
3. Работа с окном формы
Окно формы данных используется для просмотра, ввода и обработки данных. Окно позволяет вести поиск записей по заданному критерию. Особенно удобно использование окна формы данных для дополнения списка новыми записями, удаления ненужных, а также редактирования данных, когда база данных имеет большие размеры.
Для вызова окна формы данных необходимо переместить табличный курсор в любое место списка (В2), выбрать раздел меню Данные и подраздел Форма.... Появляется диалоговое окно Лист 1. Окно формы содержит имена полей списка и соответствующие данные на одного больного. С помощью полосы прокрутки можно по очереди просмотреть всех больных. Для ввода новой записи (больного) необходимо нажать кнопку Добавить и заполнить рабочие поля формы. Отметим, что переход из одного поля в другое осуществляется либо клавишей Tab, либо щелчком указателя мыши (не клавишей Enter). Для удаления записи из списка ее необходимо вывести в форму (полосой прокрутки) и нажать кнопку Удалить. После чего подтвердить удаление нажатием кнопки ОК в информационном окне Excel.
Упражнение 3.1.
Ввести запись нового больного в список: Нилов, м, 28,75,Орлов, а затем удалить ее.
Решение 3.1.
Переместить табличный курсор в любое место списка (В2), выбрать раздел меню Данные, и подраздел Форма,... В диалоговом окне Лист 1 нажать кнопку Добавить и заполнить рабочие поля формы: в поле ФИО ввести Нилов, нажать клавишу Tab, в поле Пол ввести м, нажать клавишу Tab. Аналогично заполнить поля Возраст, Вес и Врач. Снова нажать кнопку Добавить.
Для удаления записи из списка полосой прокрутки устанавливаем запись Нилов ... в рабочие поля формы и нажимаем кнопку Удалить. После чего подтверждаем удаление нажатием кнопки ОК в информационном окне Excel.
Для осуществления поиска в режиме окна формы данных необходимо нажать кнопку Критерии и ввести условия поиска в рабочие поля с соответствующими именами (условия: «равно», «больше», «меньше» и т.д. здесь обозначаются соответствующими значками: «=», «>», «<», например, >40). Просмотр результатов осуществляется в окне формы нажатием кнопок Назад и Далее. Отметим, что в отличие от поиска в режиме Фильтр, здесь результаты нельзя скопировать или распечатать.
Упражнение 3.2.
Найти всех больных с фамилиями, начинающимися на букву «С».
Решение 3.2.
Нажать кнопку Критерии и ввести в рабочее поле ФИО условие С*. Для просмотра результатов три раза нажать на кнопку Далее. Последовательно появятся записи больных Силина, Смирновой и Сидорова. Дальнейшие нажатия на кнопку Далее к каким-либо изменениям не приведут. Нажатия на кнопку Назад приведут к просмотру найденных больных в обратном порядке.
4. Вычисление промежуточных итогов
Режим Итоги - позволяет вычислять промежуточные итоги по заданному столбцу. Для подведения итогов необходимо выполнить следующие действия:
— расположить указатель ячейки в любое место списка;
— выполнить сортировку списка по заданному столбцу (см. п. 1.);
— выбрать команду Итоги из меню Данные,
— заполнить диалоговое окно Промежуточные итоги.
Пусть необходимо сосчитать количество больных у каждого лечащего врача. Для этого проведем сортировку больных. Правильный выбор способа сортировки является решающим при вычислении итогов. В результате сортировки больные должны быть разбиты на группы, в которых требуется произвести необходимые вычисления. В данном случае сортировку следует проводить по лечащему врачу. Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. Открывается диалоговое окно Сортировка диапазона. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Врач. Переключатель по возрастанию - по убыванию для определенности ставим в положение по возрастанию (щелчком указателя мыши черную точку ставим в кружок рядом со словами по возрастанию). Нажимаем кнопку ОК. Вначале списка располагаются больные врача Орлова, затем больные Соколовой. Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... Открывается диалоговое окно Промежуточные итоги. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля При каждом изменении в: и в появившемся списке выбираем Врач. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Операция: и в появившемся списке выбираем Кол-во значений. В рабочем поле Добавить итоги по: устанавливаем галочку (флажок) только в позицию ФИО, остальные галочки убрать, воспользовавшись полосой прокрутки и мышью. Нажать кнопку ОК. В результате в столбце ФИО после всех больных врача Орлова появится их число - 3, после всех больных врача Соколовой - 4 и общее количество больных - 7. В столбце Врач в соответствующих строках появится фамилия лечащего врача и вид операции (Количество значений).
В случае больших списков визуальный поиск полученных промежуточных итогов представляет определенные трудности. Для облегчения этой задачи слева от рабочей таблицы Excel появляются 3 пронумерованные линейки. Для того, чтобы в таблице остались только итоги, необходимо щелкнуть мышью по кнопкам « — » на 2 (средней) линейке. Восстановление списка больных осуществляется щелчком мыши по кнопкам «+» на 2 линейке.
Для того, чтобы восстановить исходный список (убрать промежуточные итоги), необходимо открыть раздел меню Данные. Выбрать подраздел Итоги... и в открывшемся диалоговом окне Промежуточные итоги нажать кнопку Убрать все.
Упражнения 4.1.
1) Сосчитать количество мужчин и женщин.
Решение 4.1.
Проведем сортировку больных по полу. Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. В диалоговом окне Сортировка диапазона щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Лол. Переключатель ставим в положение по убыванию (щелчком указателя мыши). Нажимаем кнопку ОК. . Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... В диалоговом окне Промежуточные итоги щелкаем по стрелке справа от рабочего поля При каждом изменении в: и в появившемся списке выбираем Пол. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Операция: и в появившемся списке выбираем Кол-во значений. В рабочем поле Добавить итоги по: мышью устанавливаем галочку только в позицию ФИО. Нажимаем кнопку ОК.
Упражнения 4.2.
Определить средний возраст больных врача Соколовой и больных врача Орлова.
Решение 4.2.
Восстанавливаем исходный список — открываем раздел меню Данные, выбираем подраздел Итоги... и в открывшемся диалоговом окне Промежуточные итоги нажимаем кнопку Убрать все.
Проводим сортировку больных по лечащему врачу — открываем раздел меню Данные, выбираем подраздел Сортировка, в диалоговом окне Сортировка диапазона в рабочем поле Сортировать по устанавливаем Врач. Переключатель ставим в положение по убыванию (щелчком указателя мыши). Нажимаем кнопку ОК. . Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... В диалоговом окне Промежуточные итоги в рабочем поле При каждом изменении в: устанавливаем Врач. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Операция: и в появившемся списке выбираем Среднее. В рабочем поле Добавить итоги по: устанавливаем галочку только в позицию Возраст. Нажимаем кнопку ОК.
В результате получим средний возраст больных Соколовой - 39,5 лет, Орлова - 48 лет, и всех больных - 43,14 лет.
Упражнения 4.3.
Найти средний вес больных мужчин врача Орлова, больных мужчин врача Соколовой, больных женщин врача Орлова и больных женщин врача Соколовой.
Решение 4.3.
Восстанавливаем исходный список - раздел меню Данные, подраздел Итоги... и в диалоговом окне Промежуточные итоги нажимаем кнопку
Убрать все.
Проводим сортировку больных по полу и лечащему врачу — открываем раздел меню Данные, выбираем подраздел Сортировка, в диалоговом окне Сортировка диапазона в рабочем поле Сортировать по устанавливаем Пол. Переключатель ставим в положение по убыванию (щелчком указателя мыши).'В рабочем поле Затем по устанавливаем Врач. Переключатель ставим в положение по возрастанию. Нажимаем кнопку ОК. . Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... В диалоговом окне Промежуточные итоги в рабочем поле При каждом изменении в: устанавливаем Врач. В рабочем поле Операция: устанавливаем Среднее. В рабочем поле Добавить итоги по: устанавливаем галочку в позицию Вес. Нажимаем кнопку ОК.
В результате получим средний вес больных мужчин врача Орлова -78 кг, больных мужчин врача Соколовой - 73 кг, больных женщин врача Орлова - 64 кг и больных женщин врача Соколовой - 68,5 кг. Средний вес всех больных — 71,86 кг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.