Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю.Лермонтов и Кавказ. «Мцыри». История создания, композиция, значение эпиграфа (урок литературы в 8 классе)
Оценка 4.7

Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю.Лермонтов и Кавказ. «Мцыри». История создания, композиция, значение эпиграфа (урок литературы в 8 классе)

Оценка 4.7
docx
01.10.2021
Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю.Лермонтов и Кавказ. «Мцыри». История создания, композиция, значение эпиграфа  (урок литературы в 8 классе)
Мцыри.docx

Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю.Лермонтов и Кавказ. «Мцыри».

История создания, композиция, значение эпиграфа

 

Составитель: Печказова С.П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка

Республики Мордовия

 

Цели:

1. Усвоить знания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

2. Познакомить с поэмой «Мцыри».

3. Формировать умение выразительного чтения.

4. Закреплять умение составлять план статьи.

Оформление доски или стенда: опорные слова по биографии Лермонтова. Репродукции рисунков М. Лермонтова, рисунки к поэме «Мцыри».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о жизни и творчестве М. Лермонтова с опорой на ключевые слова.

2.  Сообщение о стихотворении «Смерть поэта»: история создания и распространения, особенности.

II. Чтение  наизусть  стихотворений  М. Ю. Лермонтова  разных жанров.

III. Изучение поэмы «Мцыри».

1. Вступительное слово учителя.

Очень хорошо начать не со слов о поэме, а с чтения самой поэмы учителем наизусть, хотя бы 1-й части, этим не только создается положительный эмоциональный и учебный настрой, но и укрепляется авторитет учителя, который «так много знает наизусть». Чтение по книге после чтения наизусть учениками не даст того эффекта, который бы можно было получить. После прочтения первой главы можно задать «провокационный вопрос»: читаем дальше или вы хотите узнать о истории создания этой поэмы?

2. Работа со статьей учебника.

Задание: запишите в тетради тему урока. На с. 122–123 есть статья об этой поэме. Прочитайте, разделите статью на части, озаглавьте каждую; перескажите по частям.

Например,

1) Замысел поэмы о «любимом идеале» поэта.

2) История монаха, известная М. Лермонтову.

3) Центральный эпизод – по мотивам грузинской поэзии.

4) Смысл названия поэмы.

5) Восторженное чтение поэмы автором.

3. Теория литературы.

– Мы уже обозначили жанр этого произведения – поэма. Вспомните, какие особенности присущи поэме. Во-первых, наличие сюжета, во-вторых, переданы мысли и чувства автора, ярко показано его отношение к тому, о чем идет речь, и, наконец, стихотворная форма.

4. Чтение вслух поэмы, оглавление (желательно цитатами) частей поэмы. После прочтения каждой главы – кратко рассказать, о чем эта часть, подтвердить цитатой, передающей основную мысль или тему.

Например,

 

1) «И Божья благодать сошла     На Грузию! она цвела…»

2) «Бродил безмолвен, одинок,     Смотрел, вздыхая, на восток,

    Томим неясною тоской     По стороне своей родной».

3) «Я знал одной лишь думы власть...»

4) «Душой дитя, судьбой монах».

Домашнее задание. Прочитать поэму полностью, уметь передать сюжет поэмы, приготовить для выразительного чтения отрывки из поэмы.

 


 

Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю

Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю

Восторженное чтение поэмы автором

Восторженное чтение поэмы автором
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2021