Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе.
Оценка 4.9

Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе.

Оценка 4.9
Лекции
docx
биология
8 кл
09.09.2020
Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе.
В материале представлен опыт работы в малых группах по проектной методике на уроках биологии в 8 классе.4. УМК Н.И. Сонина, учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс»
Мини-проекты на уроках биологии 8класс.docx

Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе. Опыт работы.

          В условиях реализации ФГОС в ходе модернизации отечественного образования  особо важное значение имеют методики развивающего обучения. Проектная деятельность как раз и является таковой, поскольку способствует выработке личных навыков исследовательской работы школьников, в том числе: постановку проблемы, сбор и анализ данных проведенных исследований, получение практического результата. Сам процесс поиска  стимулирует интерес и мотивацию обучающихся, а решение поставленной проблемы затрагивает различные предметные области и навыки, что обеспечивает внутри- и  межпредметную интеграцию обучения.  Развитие творческих способностей вносит важный вклад в объединение учебных знаний и навыков по их использованию.

             В образовательной практике имеется немало педагогических технологий, способствующих созданию условий для саморазвития обучающихся, раскрытию их творческого потенциала, самореализации. Как показывает мой практический опыт, наиболее продуктивен в этом отношении метод проектов, поскольку создание готового продукта исследования – способ максимально раскрыть свой творческий потенциал. Максимально индивидуализировать потенциал урока позволяет метод мини-проектов: решение проектной задачи на учебном занятии.

               Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой и здоровьем самого человека как ее неотъемлемой части.

            Именно в 8 классе целесообразно освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей. 14-15 лет – возраст, когда подросток начинает интересоваться  особенностями своего тела – его строением, функциями систем органов, здоровьем, особенностями личностных свойств, их развитием.

            Поэтому практическая составляющая таких уроков очень ценна. С моей точки зрения, наиболее раскрывает практический потенциал и познавательную ценность  проектная методика . И метод мини-проектов особенно удобен во временном промежутке 45 минут.

              Начинаем курс биологии в 8 классе  знакомством с содержанием учебника , его основными разделами.

 На этом этапе возможен «мозговой штурм», предварительное формирование групп «по интересам». Ребята определяют, над какой темой им хотелось бы поработать, изучить ее глубже. В ходе изучения группы могут меняться, можно перейти из одной группы в другую, изменить тему работы, но количественно состав групп не должен сильно различаться: неэффективна работа в классе, где есть группы из 7 и 3 человек, например.  Опыт показывает, что наиболее продуктивны группы из  3- 4 человек. Тогда каждому найдется задача по его склонностям и возможностям.

               Роль преподавателя в первую очередь заключается в мотивации обучающихся  к самостоятельной проектной деятельности, создании и поддержании позитивного отношения к работе. Преподаватель должен учесть индивидуальные особенности обучающихся, возрастные особенности, невозможность долгое время концентрироваться на выполнении определенной работы, морально поддержать и ободрить при необходимости. При планировании занятия необходимо учесть разрабатываемое направление: проект должен быть реально выполним за одно учебное занятие.  Возможен вариант, когда обучающимся в качестве домашнего задания дается фактический материал, а на уроке, во время работы в малых группах, происходит его анализ, оценка актуальности той или иной идеи и разработка конечного продукта.  Или в рамках одного учебного занятия возможна разработка идеи проекта, его задач, создание плана работы по выполнению цели и задач исследования, формулируются вопросы, не нашедшие решения на уроке.  А заключительный этап- формирование готового продукта и его оценивание происходят на следующем занятии или специальном внеурочном мероприятии.

   В зависимости от цели и задач урока можно применять такие виды проектов:

1.      Практико-ориентированный проект. В разработке такого вида проектов первоочередное значение имеют социальные интересы обучающихся. Готовый продукт может быть использован в жизни класса, семьи (другой социальной группы), учебного заведения. Развитие практических навыков работы повышает мотивацию обучающихся и служит средством повышения эффективности образования.

2.      Исследовательский проект. Чаще применим как индивидуальный проект или проект для микрогруппы. Может быть началом для более масштабного проекта.

3.      Информационный проект. Включает сбор информации, ее анализ и обобщение. Готовый продукт оформляется в виде аналитического отчета.

4.      Ролевой проект. Применим при изучении не только исторических тем (история развития науки), но и более сложных: строение и функции клеток крови, органоидов клетки и пр.

5.      Творческий проект. Подразумевает творческий подход к представлению результатов деятельность: статья в журнал, на сайт, альбом, видеофильм, мультфильм, сказка.

А далее – работа  по проектной методике предполагает:

1. Выбрать проблему, отражающуюся в названии работы группы;

2. Цель –желаемый результат;

3. Задачи –какие шаги  необходимо предпринять для достижения желаемого результата.

4. Составление плана действий – будущей  формы отчета: кто конкретно  будет решать, какие задачи и в какой последовательности, чтобы получить желаемый результат. Все  вместе обсуждают выбор, приведет ли он к результату, вносят коррективы при необходимости.

5. Представление полученного результата и выводов.

6. Рефлексия с самооценкой.

Главные требования, предъявляемые к результатам проектной деятельности: практическая ценность, полезность, творческая направленность, экологичность.

Определенные требования предъявляются и к преподавателю, поскольку необходим                                 а) продуманный сценарий урока; б) четкое понимание планируемых результатов мини-проекта.

Развернутая подготовка преподавателя предполагает такой алгоритм:

1.      Определить тему занятия в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом.

2.      Поставить цель использования мини-проекта на конкретно учебном занятии.

3.      Разработать методические материалы к нему.

4.      Подобрать наглядные пособия / видео.

5.      Определить возможные результаты проектной работы, предусмотреть возможность презентации продукта проектной работы и возможные трудности.

 

При разработке мини- проекта, реализуемого в рамках одного учебного занятия, желательно придерживаться следующей инструктивной карты:

Идеи

 

 

Задачи

План работы

Вопросы

 

 

 

Далее можно предложить или найти совместно с обучающимися варианты оформления результатов проекта.

Разработать и обсудить с обучающимися критерии оценки мини-проектов:

Критерий

Высокая оценка

Хорошая оценка

Удовлетворительная оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возможных тем мини-проектов по разделам учебника .

Наименование разделов и тем

Темы мини-проектов

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

Царь природы (особое царство) или животное?

Раздел 2. Происхождение человека

Наши далекие предки – кто они? Ветвист или прямолинеен наш «путь»?

Раздел 3. Краткая история развития  знаний о строении и функциях  организма человека

«От незнания через заблуждения к знанию» 

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

Следователь Анатомий ищет связь (строение - функция)

Раздел 5. Координация и регуляция

Общий проект – зачем 2 регуляторные системы?

(Индивид.пр.)Можно ли анализаторы «натренировать»? Гигиена и профилактика зрения, слуха, обоняния, вкуса. Гипо- и гипергликемия. Гипо- и гипертиреоз. (Буклеты, памятки)

Раздел 6. Опора и движение

Общий проект- Прямохождение- благо или зло?

Правильные нагрузки и бодибилдинг. Что такое «кифоз», «лордоз» и «сколиоз»?  Знакомьтесь, гиподинамия и остеохондроз! Первая доврачебная помощь при ушибах, вывихах, переломах, повреждении связок.

Раздел 7. Внутренняя среда организма

 

Парад клеточных войск нашей крови: по порядку – рассчитайся!

Раздел 8. Транспорт веществ

 Дорожная карта кровообращения.

Первая доврачебная помощь при кровотечениях.(Буклеты, памятки)

Раздел 9. Дыхание

Карта дорожных развязок: О2-кровь-СО2.

Мы изобретаем механизм (мультфильм)

Раздел 10. Пищеварение

Подготовка отопительной системы

Раздел 11. Обмен веществ и энергии

Мы –то, что мы едим?

Кто самый нужный?(знакомство с витаминами- спектакль)

Раздел 12. Выделение

Канализация или …?

Раздел 13. Покровы тела

Индивид.- гигиена и профилактика заболеваний кожи.

Раздел 14. Размножение и развитие  

Маленькая клетка- это я?

Раздел 15. Высшая нервная

деятельность

Почему – высшая?

Раздел 16. Человек и его здоровье

 

 

          При изучении  последнего раздела можно дать возможность ребятам  представить свои индивидуальные учебные  проекты, повторить и обобщить материал курса к промежуточной аттестации.

            Конечно, не всякий раз (урок) следует и возможно в силу различных обстоятельств применять метод мини-проектов на уроке. Это примерная таблица. Не все проекты можно реализовать в одном и том же классе, на одной и той же параллели. Это нормально.

Главное –все обучающиеся вовлечены в практически целесообразную работу, по мере изучения определенной темы они начинают понимать, где и как это можно применить, зачем им или их близким это необходимо.

    Так, при изучении темы «Размножение и развитие», увидев на доске учебную таблицу «Онтогенез», один из обучающихся удивился: «Неужели я был всего лишь одной клеткой?!  Как?!» Это и послужило отправным пунктом к проектной работе.

Проблема: Как из одной клетки формируется многоклеточный зародыш?

Цель: изучить основные этапы превращения оплодотворенной яйцеклетки в многоклеточный зародыш и их особенности.

Задачи: 1. Изучить материал учебника.  2. Составить схему процесса с указанием особенности стадии (количество клеток, внешний вид, особенности строения, возраст) и места развития.  3. Оформить отчет в виде слайда презентации (схемы в тетради).

Составление плана действий: на этом этапе ребята решили не только составить схему, но и разработали макет буклетов для будущих мам с предупреждением об опасностях, подстерегающих развивающийся зародыш, с рекомендациями о правильном образе жизни. (Позднее эти буклеты были вручены мамам на родительском собрании в классе)

Представление полученного результата было в форме презентации итогов работы групп.

Рефлексия с самооценкой: выбрали самый убедительный результат и наиболее уверенное представление. По критериям необходимо было не только логично и с использованием биологической терминологии рассказать о своей работе, но и ответить на вопросы одноклассников. Оценивалась также работа над буклетом.

Итак, каковы итоги применения метода мини- проектов на уроке биологии в 8 классе?

           По итогам года качество знаний по биологии в параллели, где поводилась работа по методу мини- проектов качество знаний в среднем на 14% выше, чем в параллелях, где такая работа не велась.

           Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в ходе работы над проектом, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. Ребята  уделяют  большее внимание санитарно-гигиеническим требованиям,  личной гигиене.  Способны оказать при необходимости первую доврачебную помощь, что дает возможность им почувствовать себя значимыми, самостоятельными, ответственными. Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, помогает строить взаимоотношения со сверстниками, формировать  и развивать личностные качества. 

              Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,- это полезный навык, который повышает самооценку, а во взрослом состоянии может стать образом жизни, профессией.

 

Литература.

1.      Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения» Основная школа. Москва. «Просвещение».2011г.

2.      Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г.Асмолова – М.,2008

3.      Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6. – 2002.

4.      УМК Н.И. Сонина, учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс», 6-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2014.)

 

 

 


 

Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе

Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе

На этом этапе возможен «мозговой штурм», предварительное формирование групп «по интересам»

На этом этапе возможен «мозговой штурм», предварительное формирование групп «по интересам»

Задачи –какие шаги необходимо предпринять для достижения желаемого результата

Задачи –какие шаги необходимо предпринять для достижения желаемого результата

Наименование разделов и темТемы мини-проектов

Наименование разделов и темТемы мини-проектов

Раздел 9. Дыхание Карта дорожных развязок:

Раздел 9. Дыхание Карта дорожных развязок:

Составление плана действий: на этом этапе ребята решили не только составить схему, но и разработали макет буклетов для будущих мам с предупреждением об опасностях, подстерегающих…

Составление плана действий: на этом этапе ребята решили не только составить схему, но и разработали макет буклетов для будущих мам с предупреждением об опасностях, подстерегающих…

УМК Н.И. Сонина, учебник для общеобразовательных учреждений/

УМК Н.И. Сонина, учебник для общеобразовательных учреждений/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2020