Мини-проекты на уроках русского языка и литературы

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 26.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек. Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»). Основные виды проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы Классификация проектов по русскому языку и литературе. Различают следующие виды проектов: - по ведущему методу или виду деятельности обучающихся; - по предметно - содержательной деятельности; - по характеру координации проекта; - по количеству участников проекта.
Иконка файла материала Мини-проекты на уроках русского языка и литературы.docx

Мини-проекты на уроках русского языка и литературы

Корбова Марина Александровна,

преподаватель

г.Нижневартовск,

бюджетное учреждение профессионального образования

«Нижневартовский политехнический колледж»

Проекты по русскому языку и литературе распределяются  и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.

Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).

Основные виды проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1.1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

1.2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

1.3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.

1.4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

1.5. Ролевые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "ученик - ученик", "ученик - учитель", "учитель - ученик", "ученик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

4. Телекоммуникационный проект.

Особый тип проекта.

Телекоммуникационный проект это проект, выполняемые с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и WWW (сеть Интернет-сайтов).

Такие проекты почти всегда носят межпредметный и, часто, международный характер.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проекте должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения средств компьютерной телекоммуникации. При использовании телекоммуникаций в отечественной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

-  интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;

-  межшкольные литературные журналы, газеты и т. п.;

-  проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов и.т данных и статистическую обработку;

-  экологические проекты;

-  совместное написание литературных произведений различных жанров;

-  сравнительное изучение курсов истории, географии и т.п.; преподающихся в школах разных стран;

-  изучение и анализ спортивных результатов и проведен: совместных спортивных мероприятий.

Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах ин; цитируется научными центрами, которые обращаются к школьникам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельности, с предложениями включиться в работу по наблюдению за звездным небом, климатом, экологическими загрязнениями и т. п.

Прием «скрытой координации»:

В ходе телекоммуникационных проектов иногда используется прием «скрытой координации».

В одной из американских школ учитель предложил двум ученикам написать электронное письмо В. Шекспиру с пояснениями, почему они так плохо ведут себя на уроках по его произведениям.

Ученики: «На уроках родного языка нас заставляют изучать Ваши произведения, м-р Шекспир, — написали сорванцы. — Нам это не нравится ».

В. Шекспир": «Я не обижаюсь. Вы ведь не сказали, что вам не нрав­люсь я. Вы сказали, что вам не нравится "это". Отсюда я делаю вывод, что вам не нравится, как вас учат. Поверьте мне, что за прошедшие 400 лет было много попыток изучать мои пьесы в школах. Вы думае­те, это случайно? Многие мои современники, тоже писавшие пьесы, преспокойно почили, и мало кто читает мои пьесы сейчас. А в моих пьесах есть что-то, что приносит людям удовольствие, не­смотря на учителей и, тем более, не благодаря им. Я надеюсь, что смогу поделиться с вами, что же это такое. Но для этого мне надо знать, кто вы и где вы находитесь».

Ученики: «Мы должны заниматься этой работой в свободное время, — писали ученики в ответном послании, — а учитель не слиш­ком-то помогает».

В. Шекспир: «Что такое свободное время? В течение 20 лет я ру­ководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и спектаклях других авто­ров, написал 37 довольно хороших пьес... Многие удивляются, ког­да я успел столько сделать? Даже сегодня, несмотря на свой пре­клонный возраст, я работал весь день, беседуя с учениками вроде вас в двенадцати странах мира».

Завязалась переписка учеников с «Шекспиром», в результате которой школьники не просто заинтересовались творчеством вели­чайшего английского писателя, но и научились читать литератур­ный текст, осмысливая идеи и чувства писателя, доходящие до нас через века.

В роли В. Шекспира тайно выступал учитель.

 

 

 

5. Исследовательский проект:

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей еѐ проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и  другие.

Примером такого проекта может служить проект на тему «Американизация языка и общества». В ходе исследования учащимся были поставлены вопросы: Как влияет американизация на сознание русского человека? Какими путями заимствуются слова в русском языке? Почему заимствуются слова? Что будет с языком при таком обильном заимствовании? Ученик провёл социологический опрос, составил словарь англоязычных заимствований, собрал и систематизировал теоретический материал по проблеме, учащимися было написано сочинение «Как я отношусь к американизации языка и общества?».

6. Практико-ориентированные проекты:

отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определѐн и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

7. Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.

8. Творческие проекты:

предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

            Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно - прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

9. Ролевой проект:

В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце

 

 

Задание:

Проектная задача по литературе

Название проектной задачи

Литературно-художественная презентация Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой

Предмет

Литература

Класс

11

Тип задачи

Итоговая предметная одновозрастная

Цели и педзадачи (педагогический замысел)

1. Подведение итогов изучения творчества А.А. Ахматовой: Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой.

2. Систематизация знаний по данному разделу.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  1. Знание особенностей построения жанров УНТ.
  2. Умение создавать собственные произведения, стилизованные под жанры УНТ.
  3. Умение писать отзывы на творческие работы одноклассников.
  4. Общеучебные умения:

- Использование в работе справочной информации;

- выбор адекватных форм представления результатов работы

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися :

- знания становления и развития темы гражданственности в творчестве А. Ахматовой; понимать авторскую точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения;

- собственных достижений по предмету;

- умения создать конечный «продукт»- иллюстрированный сборник, содержащий произведения собственного сочинения в разных жанрах УН.

Способ и формат оценивания результатов работы

  1. Самооценка и взаимооценка творческих работ и выступлений с презентациями по выбранным критериям через общий оценочный лист.
  2. Написание отзывов и комментариев по творческим работам одноклассников на специально отведённых страницах сборника

Цели проекта:

  • расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
  • приобщение к культуре исследования;
  • воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.

Характеристика проекта, подготовленного к защите.

По характеру доминирующей в группе деятельности:

  • исследовательский;
  • творческо-исследовательский;
  • роле-игровой;
  • творческо-информационный;
  • практико-ориентированный.

По предметно-содержательной области: межпредметный (литература-история, т.к. эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой).

По количеству участников: коллективно-групповой

По характеру контактов: внутриклассный

По продолжительности: средней продолжительности.

Этапы работы над проектом (технология)

1. Замысел проекта.

  • разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;
  • проект стал значимым для учащихся старшей школы.

2. Постановка проблемы

  • когнитивный метод – ведущий;
  • выяснение актуальности поставленной проблемы.

Актуальность темы обусловлена возрастающей социальной значимостью воспитания истинного гражданина и патриота, и в этой связи формирование представления о творчестве А. Ахматовой как ярко выраженной гражданской позиции.

3. Этап выдвижения гипотез

  • коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
  • разделение на группы;
  • постановка частных задач внутри каждой группы;
  • определение основных методологических понятий исследования.

4. Планирование

  • составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
  • распределение заданий между членами группы.

5. Выполнение

  • сбор информации, создание “информационного багажа”.

6. Пошаговый анализ материала

  • синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
  • обоснование практического применения результатов (в данном случае – воспитание гражданина);
  • оформление проектных частей.

7. Социализация – защита выполненной работы

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем разговор об А. Ахматовой, женщине-поэте, с одной стороны мягкой и таинственной, а с другой – твердой, прямой, открытой. Ахматова всегда вызывала неослабевающий интерес: и в период славы, и во время запрета. Ее творчество вызывало горячие споры, как во времена советской власти, так и в настоящее время, у современников осталось множество вопросов. На этом уроке речь пойдет об одном из таких проблемных вопросов – гражданственности и способах ее выражения в творчестве.

Инструкции.

Сегодня мы завершаем большую работу, где каждый из вас попытался проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде основных тезисов в предложенной таблице, имеющейся на столе у каждого. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:

·      № группы, исследованный период творчества

·      1. а) глубина знаний по предлагаемому этапу;
б) умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;
в) умение выделять главное;
г) умение аргументировать и доказывать свое мнение;
д) умение самостоятельно делать выводы;
е) умение уместно цитировать;

  • 2. а) оценка уровня творчества при защите;
    б) умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;
    в) оригинальность защиты;
  • 3. оценка наглядности:
    а) полнота доказательств;
    б) уместность отраженного;
    в) грамотность;
    г) эстетика.
  • 4. а) оценка ораторского искусства;
    б) умение вести дискуссию: грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.

Оценочные бланки на столе у каждой группы.

В итоге мы должны с вами знать становление и развитие темы гражданственности в творчестве А. Ахматовой; понимать авторскую точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

II. Создание проблемной ситуации

Почему повернула? Может быть, сломала, насильственно изменила естественный ход, направила в другое русло? Все эти вопросы, так или иначе, вы поднимали в своих исследованиях.

III. Этап поиска решения проблемы. Защита

Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы. 4 минуты.

Первая группа – исследователи-теоретики; они же сегодня рекордеры класса (учащиеся, отвечающие за “память класса”, призванные в течение урока фиксировать на бумаге представляемые группами выводы по проводимому исследованию).

Тип проекта – научно-исследовательский. Учащиеся доказывают актуальность; обозначают объект, предмет, цели; выдвигают гипотезу; озвучивают методы и приёмы работы.

Поскольку мы рассматриваем поэзию Ахматовой во временном ключе, одним из инструментов наблюдения мы выбрали часы, которые будут выполнять привычную работу – отмерять время, но в нашем случае это будут этапы жизни и творчества пути великого поэта.

Исследование каждой группы – шаг в цепи общего доказательства гипотезы о том, что лирика исследуемого поэта гражданственна на всех этапах жизненного пути.

Вторая группа – исследователи раннего творчества и периода революции. Тип – научно-исследовательский, творческий.

 

IV. Обсуждение защиты, вопросы.

V. Третья  группа – роле-игровой, творческий проект (20 – 30-е годы).

Инсценировали травлю Ахматовой в печати (Коллонтай – Лелевич, Жданов; М. Шагинян: «…какая важная особа – не арестовывать, но и не печатать» и исторические события, связанные с репрессиями (расстрел мужа, аресты сына, ожидания в тюремных очередях, молчаливые встречи с истинными друзьями, беседы с помощью жестов и ритуал сожжения «разговоров», память – единственно надежное хранилище стихов; поездка к О.Мандельштаму).

Опровергнута мысль о молчании поэтессы, о снижении ее творческой активности. Доказан тезис о росте гражданской темы в ее творчестве и преобладание этой темы над другими с учетом особенностей.

Четвертая группа – творческо-информационный проект. Великая Отечественная война. 50-60 годы.

Ахматова встретила войну «стихом воинственным и воинствующим».
П. Лукницкий: «Она патриотка, и сознание, что она сейчас душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её».

Поскольку активная гражданская позиция А.А Ахматовой в этот период однозначно доказана исследователями ее творчества, цель работы этой группы стало ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение материала, предназначенного для защиты. Проект выполнил и интегрирующую роль – доказано проявление в творчестве всех ранее выявленных компонентов гражданственности.

VI. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности.