Мини-тренинг для родителей: «Начни с себя!»
Оценка 5

Мини-тренинг для родителей: «Начни с себя!»

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
психологическая работа
Взрослым
01.12.2023
Мини-тренинг для родителей:  «Начни с себя!»
Цель: – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми, (ролевые функции - членов семьи), мотивация родителей на социально значимые семейные ценности; – повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, осознание своих потребностей и проблем, что хочет от себя родитель?
Тренинг Начни с себя.docx

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини-тренинг для родителей:

«Начни с себя!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила и провела педагог-психолог:                               М.Г.  Кильчурина

 

 

 

 

 

г. Усть-Катав

 

 

Мини-тренинг для родителей: «Начни с себя!»

 

Участники: группа родителей.

 

Оборудование:

     бейджики (листочки по количеству участников);

      цветная бумага;

      карандаши;

      клей-карандаш;

      ножницы;

      булавки;

      нарисованная ваза из ватмана.

 

Время проведения: 30 минут

 

Цель:

     показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми, (ролевые функции - членов семьи), мотивация родителей на социально значимые семейные ценности;

     повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, осознание своих потребностей и проблем, что хочет от себя родитель?

 

1.                 Приветствие:

 

Ведущий: 

Я сейчас скажу Вам «волшебное» слово – «Здравствуйте!»

- ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»

- улыбнётся он в ответ.

И наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровый будет много лет.

Когда люди говорят «Здравствуйте!»,

они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья.

Вот и я Вам сейчас всем пожелала здоровья.

 

2.  «Знакомство»

 

Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, кругу. Наш небольшой мини-тренинг – это тренировка души, разума, тела..

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

(Участники подписываю или рисуют бейджики).

А теперь предлагаю познакомиться поближе.

(Ведущий начинает выполнять упражнение первым, держа сердечко в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – «смелая». Затем сердечко передаётся следующему участнику и тот называет свое имя и качество.

 

Упражнение: «Корзина чувств»

(У психолога в руках находится своеобразная «Корзина чувств».

Уважаемые участники, давайте с вами избавимся от наших страхов, чтоб нам ничего не смогло помешать.

         Наверно,  у каждого из нас есть свои тревоги, страхи. Сформулируйте, запишите или нарисуйте их на листочках, а затем «выбросите» их в «корзину чувств».

Наша «корзина» собирает тревоги, переживания, страхи и удаляет их.

(Родители, пишут или рисуют и, проговаривая свои переживания, бросают листочки в «корзину чувств»).

 

3. Мотивационный блок:

 

Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.

 

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти.

Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди.

Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди Васю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Нет он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок.

Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

-Где же обещанный Путник Вечности?

(А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Ведь именно ему жить в будущем.

Душа ребенка – это полная чаша (на доске ваза, вырезанная из листа ватмана).

 

Ведущий: - Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?) У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердечко в вазу, получился букет из сердечек).

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Ведущий: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта ваза не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

-Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

 

4. Основная часть.

Немного теории.

 

Ведущий: Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного — это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость… Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

 

Вывод: воспитание ребёнка необходимо начать, прежде всего, с самого себя. Ребёнку нужен родитель вовсе не идеальный, а умеющий слушать, понимать, принимать, разделять, помогать. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает».

 

(Раздать листочки, каждый участник зачитывает).

 

Ведущий: Для ребенка взрослые являются образцом во всем.

-Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, всё хочет познавать на собственном опыте.

-Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него.

-Запоминает ребёнок не все, а только то, что его поразило.

-Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно.

-Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе.

Ведущий: В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

(Ведущий просит встать всех участников в круг).

 

Упражнение «Движение»

Все участники встают в круг. Каждый по очереди делает какое-либо характерное для него движение. Остальные участники одновременно повторяют это движение. И так по кругу, пока это не сделают все участники.

 

Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он, основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...».

 

Ведущий: Кто может сказать, что такое семья? Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди.

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

 

 

Упражнение «Хвасталки»

Каждый родитель должен похвастаться про своего ребёнка, рассказать о нём.

 

Упражнение «Чемодан»

Участники по одному собирают «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему в воспитании ребёнка.

 

Упражнение «Моя жизнь удалась»

Участникам предлагается по очереди закончить предложение:

«Моя жизнь удалась, потому что…».

 

Обсуждения.

 

-Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?

-Ребенок.

 

-Каким должен быть этот Путник?

- Благородным Человеком.

 

- Кто же воспитывает его?

- Мы, Взрослые. Наша задача воспитывать Благородного Человека, т.е. Рождающего Благо! Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать … Себя!

 

5. Снятие эмоционального напряжения.

Упражнение «Чаша доброты»

(Играет спокойная, тихая музыка).

 

         Цель: «Эмоциональное развитие, снижение агрессии»

 

Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброты в пустые чашки. Не жалейте!

         А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

         Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

 

А теперь скажите, у кого каким цветом была доброта в чашке.

 

Целебные и магические свойства  цветов

 

Красный. Этот яркий насыщенный цвет подстёгивает активность всего организма, - он согревает его, наполняет живительной силой. Красный – цвет энергии и властолюбия. Считается, что он обладает согревающим свойством, помогает при депрессиях, подсушивает мокрые раны, его считают отличным средством для лечения болезней крови, бронхиальной астмы, пневмонии, простуды, ревматизма, половых расстройств и даже косоглазия.

 

Оранжевый. Этот цвет укрепляет иммунитет, восстанавливает половую потенцию, помогает при лечении заболеваний почек и желудочно-кишечного тракта. Наполняет организм мощной животной силой, заставляет усиленно работать, согревает организм и способствует решению сложных проблем. Оранжевый цвет – цвет плодородия, деловой удачи. Это цвет активных людей.

 

Жёлтый. Это цвет интеллекта. При его помощи лечат косоглазие, заболевание сосудов и сетчатки глаз. Жёлтый активизирует двигательные центры, генерирует мышечную энергию, оказывает стимулирующее и очищающее действие на кожу, печень и кишечник, обладает слабительным и желчегонным свойством, усиливает потенцию. Он способен обогащению и привлечению коммерческой удачи. А ещё он - цвет Солнца и как это животворящее светило быстро снимает усталость, наполняет сердце весельем и радостью, гонит прочь тоску. Согревает организм.

 

Зелёный. Действует на человека умиротворяющее. При его помощи лечат такие заболевания, как сердечная недостаточность, различные нервные заболевания, почки и печень. Зелёный цвет способствует скорейшему заживлению ран и сращиванию костей. В решении семейных или деловых вопросов – это «неподкупный судья» не только не позволит возникнуть конфликту, но и подскажет компромиссное решение всем сторонам спора.

 

Голубой. Недостаток этого цвета может привести к сколиозу, воспалению гланд, заболеваниям половой системы, почек, мигрени и инсульту. Его используют и при лечении этих заболеваний и профилактики их. Этот нежный, ласковый цвет неба  обладает способностью активировать мыслительную деятельность человека, стимулировать его творческую энергию. Голубой цвет очищает мысли, рассеивает негатив, полученный от других людей, помогает справиться с отрицательными эмоциональными ситуациями.

 

Синий.  Синим цветом, лечат сильные кровотечения, лихорадочные состояния, раздражительность, заболевания желудочно-кишечного тракта, в начальной стадии катаракту и близорукость. Этот цвет концентрирует внимание, даёт покой, делает человека более открытым к миру, ускоряет лечение воспалительных заболеваний, снимает нервную возбудимость при эмоциональных расстройствах, помогает при бессоннице.

 

Фиолетовый. Применяют при лечении ревматизма и эпилепсии. Он отлично снимает возбуждение и улучшает работу селезёнки. Это цвет называют магическим. Он помогает находить ключи в разгадке тайн, способствует строить и укреплять.

 

Розовый. Несёт энергетический заряд, направленный на чувство покоя, любовь, безграничную нежность, семейное счастье.

 

Абрикосовый. Несёт энергетический заряд, направленный на сопереживание, довольство собой.

 

Пурпурный. Цветовой оттенок нездоровой энергетики, несёт энергетический заряд, направленный на активизацию всех негативных побуждений человека.

 

Сиреневый. Несёт энергетический заряд, направленный на увеличение парапсихологических способностей, таланта и восприятия окружающего мира.

 

Бордовый. Несёт энергетический заряд, направленный на усиление силы воли, избавление от неуверенности.

 

Алый. Несёт энергетический заряд, направленный на излишнюю чувственность, склонность к принципиальности и фанатизму.

 

Малиновый. Несёт энергетический заряд, направленный на самостоятельность в мышлении, доброжелательности к окружающему миру.

 

Лимонный. Несёт энергетический заряд, направленный на бесчеловечность, жестокость, необузданность.

 

Золотой. Несёт энергетический заряд, направленный на человеческую зрелость и мудрость, талант, но при этом и на обман и пессимизм.

 

Белый. Цвет чистоты, свежести, взаимопонимания, несёт чистые помыслы мыслей.

 

 

 

 

6. Рефлексия:

 

- Как вы себя чувствуете после выполнения упражнений?

- Приятно или нет было выполнять те или иные действия?

- Поделитесь своими ощущениями и настроением.

 

7. Заключительная часть:

 

Сейчас я снова скажу Вам «Волшебные слова»

 

«До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»

Щедро дарите.

Дарите прохожим, Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, и в школе и дома.

Слова эти очень важны.

Они человеку, как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

 

 

Упражнение «Аплодисменты»

 

И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

 

 

 

До новых встреч!


 

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Мини-тренинг для родителей: «Начни с себя!»

Мини-тренинг для родителей: «Начни с себя!»

Ведущий начинает выполнять упражнение первым, держа сердечко в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же…

Ведущий начинает выполнять упражнение первым, держа сердечко в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же…

Где же обещанный Путник Вечности? - (А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?) -

Где же обещанный Путник Вечности? - (А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?) -

Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, всё хочет познавать на собственном опыте

Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, всё хочет познавать на собственном опыте

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности

А сейчас посмотрите в свою чашку

А сейчас посмотрите в свою чашку

Синий. Синим цветом, лечат сильные кровотечения, лихорадочные состояния, раздражительность, заболевания желудочно-кишечного тракта, в начальной стадии катаракту и близорукость

Синий. Синим цветом, лечат сильные кровотечения, лихорадочные состояния, раздражительность, заболевания желудочно-кишечного тракта, в начальной стадии катаракту и близорукость

Рефлексия: - Как вы себя чувствуете после выполнения упражнений? -

Рефлексия: - Как вы себя чувствуете после выполнения упражнений? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023