Мини-тренинг «В новый учебный год без опасений, за новыми достижениями»
Оценка 4.8

Мини-тренинг «В новый учебный год без опасений, за новыми достижениями»

Оценка 4.8
docx
03.09.2020
Мини-тренинг «В новый учебный год без опасений, за  новыми достижениями»
мини-тренинг.docx

Конспект мини-тренинга для педагогов

«В новый учебный год без опасений, за  новыми достижениями»

Участники: педагоги

 

Цель: снятие эмоциональное напряжение перед началом нового учебного года, включение в работу, сплочение, создание группового доверия и принятия.

 

Задачи:

 - создание условий, помогающих отреагировать на негативные эмоции;

 - повышение готовности педагогов к осознанию и использованию ресурсов адаптации к меняющимся условиям работы;

- ознакомление с рекомендациями по выходу из режима самоизоляции.

 

Оборудование: листы ватмана, фломастеры, картинки из журналов, клей, ножницы, оборудование для музыкального сопровождения.

Этап 1. Вводная часть.

Педагог-психолог: Добрый день! Коллеги, начинается новый учебный год. Вы все согласитесь со мной, что перестраиваться с работы на отпуск конечно намного приятнее и проще, чем после отдыха на работу. Мы сегодня поговорим  о том, как нам продуктивно войти в рабочий ритм и с новыми силами начать учебный год после выхода из режима самоизоляции. За это время у нас менялся режим, менялись наши контакты с людьми и мы были вынуждены справляться с информацией о пандемии.

Этап 1. Содержательная часть.

Игра «Барометр» Для игры зал разделен пополам лентой бумажного скотча, на противоположных сторонах на мольбертах закреплены листы со словами «Да» и «Нет».

 

Педагог-психолог: Предлагаю начать с психологической разминки. Я буду задавать вопросы, а каждый из вас на них ответит. Ваши ответы могут быть «да», «нет», «и да и нет». Вы видите , что наш зал поделен пополам скотчем, на одной половине зала плакат  «Да», на второй– «Нет». Я задаю вопрос, а вы подумайте, каков ваш ответ: если ответ «Да», переходите на половину, где мольберт с этим словом, а  если «Нет» – в противоположную сторону. Если ваш ответ «и так и так», идите на линию скотча, в середину. Попросить объяснить самых активных педагогов «Почему вы на этом месте?» Выслушать несколько ответов, поблагодарить, не давать рекомендаций, не комментировать содержание ответов.

 

Педагог-психолог: По мнению психолога Людмилы Петрановской, самая важная задача в период самоизоляции – это максимально сохранять в ресурсном состоянии всех тех, кто способен работать, всех «добытчиков» в семье. У каждого из нас есть такой запас психологических ресурсов. Но бывает, что ресурсы на исходе. И тогда мы чувствуем себя опустошенными и обессиленными. Но человек может управлять пополнением ресурсов, может улучшать способы контактов с миром, людьми и с самим собой. Сейчас поиграем с вами в игру, в которой поработаем над осознанием возможности пополнять свои ресурсы и оптимизировать контакты с миром и собой.

Игра «Без сил – полны сил»

Педагог-психолог: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит задание с кратким описанием дня из жизни. Задача каждой команды – создать коллаж из рисунков. На коллаже покажите, что похищает силы, а что придает их.

На обсуждение и выполнение коллажей отводится 15–20 минут.

Педагог-психолог: Я вижу, что все команды выполнили задание. Попрошу представителя каждой команды показать, что у вас получилось. (Ключевые идеи выписываются на доску. Например: полноценный сон, завтрак по вкусу, личное время, доброжелательный диалог с родителями, заинтересованные воспитанники).

 

Педагог-психолог: В этой игре мы с вами выяснили то, что помогает нам «зарядиться», быть активными. А сейчас я попрошу вас выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Копилка ресурсов» Каждый  участник получает лист, разделенный на три колонки.

Педагог-психолог: Сейчас мы все вместе сделаем копилку ресурсов. У каждого из вас есть таблица с тремя колонками. В каждую колонку  запишите, что наполняет вас силами и ресурсами: какие занятия, люди или места. Вспомните все, благодаря чему вы становитесь сильнее и счастливее. Кто и что помогает вам настроиться на позитивный лад, быть успешными  в работе, счастливыми в жизни. Ваши листы никто не увидит, они только для вас. Задание выполняется под спокойную музыку.

Педагог-психолог: Пусть эта копилка ресурсов останется с вами. Если мы знаем, что и кто нас «подзаряжает», нам гораздо легче найти способы помочь себе и справиться с обязанностями.

Мини-лекция «Как выйти из режима самоизоляции»

Педагог-психолог: Из-за изменений, вызванных режимом самоизоляции, у многих могли возникнуть эмоциональные срывы, сложности и проблемы в семье, связанные с так называемым экспедиционным бешенством. Это явление описал ученый Конрад Лоренц, наблюдая за людьми в экспедициях. Из-за вынужденной изоляции в ограниченной по численности группе человек не может канализировать («слить») агрессию никуда, кроме как на участников группы, и ничтожные поводы могут привести к серьезным конфликтам.

Режим самоизоляции спровоцировал два существенных источника профессионального стресса :

1) тревога, связанная с необходимостью ежедневно общаться с множеством людей;

2) растренировка в профессиональной деятельности – процесс отвыкания от деятельности, потеря скорости навыка, забывание информации.

Чтобы бережно относиться к себе и продуктивно перейти к работе, следуйте рекомендациям. Предлагаю  вам психологическую игру, в которой мы как раз поговорим о том, чем мы можем управлять и что можем сделать для себя.

Игра «Мое решение»

Участникам получают листочки бумаги с изображением медицинских масок (либо большую пачку обычных салфеток). Число листков должно быть в 4 раза больше, чем число участников тренинга.

Педагог-психолог: Коллеги, предлагаю вам сесть в круг. Возьмите себе несколько листочков. А теперь задание: предложите столько своих решений, связанных с вирусом и началом нового учебного года, сколько листочков вы взяли. Расскажите, что вас защитит, обеспечит заботу о себе, поддержит вас. Начинает педагог-психолог.

Пример:

1. Я приняла решение не игнорировать симптомы простуды, на которые я раньше не обращала внимание.

2. Я решила, что буду обращать больше внимания на то, даю ли я себе спокойно пообедать, спокойно пройтись, потому что это заряжает меня силами.

Вопросы для обсуждения:

1. Есть что-то, что вы могли бы делать для себя?

2. Вы приняли какие-то решения о своем образе жизни, труде и отдыхе, здоровье?

3. Как общаться с людьми и не бояться?

4. Вы можете что-то сделать, чтобы справляться с тревогой?

5. Вы будете придерживаться какой-то привычки, которую приобрели за время изоляции?

Этап 3. Заключительная часть

Рефлексия

Педагог-психолог: Мы завершаем наше занятие. Спасибо всем за ценные решения! Скажите, что для вас кажется самым важным в начале этого учебного года?

Далее проводится обсуждение с педагогами по вопросам. Каждому педагогу предоставляется возможность высказаться.

Вопросы для обсуждения:

1. Для вас начало этого года сложнее, чем предыдущие?

2. Постановка конкретных профессиональных задач помогает вам начать год, активизироваться?

3. Какую роль играет эмоциональный настрой? Как мы можем на него влиять?

4. Это не первый и не единственный вирус, есть и гораздо более опасные, как мы справлялись тогда?

5. Что мы готовы транслировать воспитанникам  и их родителям?

6. Что мы готовы делать для себя?

Педагог-психолог: Благодарю всех за работу! Всем желаю благополучного и спокойного рабочего года! Возьмите с собой памятки по материалам нашей сегодняшней встречи. Сейчас вы можете задать свои вопросы. Сообщите, пожалуйста, какие темы вы хотели бы обсудить в новом учебном году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

СПИСОК ВОПРОСОВ  ДЛЯ ИГРЫ «БАРОМЕТР»

1. Вы тревожитесь из-за коронавируса?

 2. Ваше отношение к коронавирусу менялось в течение последних 2–3 месяцев?

3. Во время самоизоляции вам было сложнее, чем в обычные рабочие дни?

 4. Во время самоизоляции ваш режим изменился?

5. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

 6. Вы от чего-то отдохнули во время самоизоляции?

7. Вы считаете нужным носить маску в местах скопления людей?

8. Если вы чувствуете недомогание, вы обращаетесь к врачу?

9. Вы читаете новости о коронавирусе?

10. Вы считаете себя готовой (готовым) к новому учебному году?

11. У вас есть планы на новый учебный год?

12. Вы соскучились по работе не в дистанционном формате?

 14. Вам легче работать  дистанционно или очно?

 15. Во время работы педагог всегда на виду, всегда должен следить за собой – это плюс?

16. В течение дня у вас есть какое-то время для себя?

 17. Вам тяжело вставать по утрам?

18. Работать не дома – это хорошо?

19. Вы успеваете сделать за день то, что запланировали?

20. В ваших привычках что-то изменилось за последние месяцы?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Ситуации к игре « Без сил- полны сил»

 

Ситуация 1

Первая неделя сентября. Утро, до выхода на работу у вас полчаса.

При каких условиях вы будете без сил?__________________________________________________

При каких условиях вы будете полны сил?_______________________________________________

 

 

Ситуация 2

Первая смена. Занятие по познавательному развитию. В группе активные дети.

При каких условиях вы будете без сил?__________________________________________________

При каких условиях вы будете полны сил?_______________________________________________

 

 

Ситуация 3

Вторая смена в пятницу. В группе есть «поздний» ребенок, которого забрали в обед.

При каких условиях вы будете без сил?__________________________________________________

При каких условиях вы будете полны сил?_______________________________________________

 

 

Ситуация 4

Суббота. Вы просыпаетесь с утра. На работу сегодня не надо.

При каких условиях вы будете без сил?__________________________________________________

При каких условиях вы будете полны сил?_______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект мини-тренинга для педагогов «В новый учебный год без опасений, за новыми достижениями»

Конспект мини-тренинга для педагогов «В новый учебный год без опасений, за новыми достижениями»

Педагог-психолог : Я вижу, что все команды выполнили задание

Педагог-психолог : Я вижу, что все команды выполнили задание

Вы можете что-то сделать, чтобы справляться с тревогой? 5

Вы можете что-то сделать, чтобы справляться с тревогой? 5

Приложение 1 СПИСОК ВОПРОСОВ

Приложение 1 СПИСОК ВОПРОСОВ

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5 Ситуации к игре «

Приложение 5 Ситуации к игре «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2020