Мини-тренинг для педагогов: «Мотивация профессионального роста педагогов в ДОУ»
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Мини-тренинг для педагогов: «Мотивация профессионального роста педагогов в ДОУ»

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Мероприятия
docx
психологическая работа +1
Детсад
10.01.2019
Мини-тренинг для педагогов: «Мотивация профессионального роста педагогов в ДОУ» направлен проявление мотивации профессионального самосовершенствования педагогов, актуализации потребности в саморазвитии, в осознании возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения педагогического профессионализма. Особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполняющие сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма педагогам необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Мини-тренинг для педагогов-«Мотивация профессионального роста педагогов в ДОУ».docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска Мини­тренинг для педагогов: «Мотивация профессионального роста  педагогов в ДОУ» «Единственная  возможность заставить человека  сделать   что­либо ­ это сделать  так, чтобы он  САМ захотел  сделать  это»                                                                                        /Дейл Карнеги/                                                                                         Бондарь Елена Михайловна,                                                         педагог­психолог                                                                               МБДОУ ДС «Золотой ключик»                                                      г. Волгодонска  1 г. Волгодонск                                                    январь ­ 2019г. «Единственная     возможность   заставить   человека     сделать что­либо ­ это сделать  так, чтобы он  САМ захотел сделать  это»                                                                                                          /Дейл Карнеги/  Мини­тренинг для педагогов: «Мотивация профессионального роста педагогов в ДОУ» Целью тренинга   мотивации   профессионального   самосовершенствования педагогов   является   актуализация   потребности   в   саморазвитии,   осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения педагогического профессионализма. Проблема Желание   работать   продуктивно   подчас   становится   ключевым   фактором достижения успеха организацией. Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования дошкольного учреждения, установить в нем самое современное оборудование, но всё это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу. Отсюда возникают вопросы:  что побуждает педагогов хорошо работать;  почему работники, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различной эффективностью;  что надо сделать, чтобы сотрудник работал лучше? Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации. Мотивация ­ это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают   человека   к   деятельности,   задают   границы   и   формы   деятельности   и придают   этой   деятельности   направленность,   ориентированную   на   достижение определенных целей. Мотивация профессионального развития  ­  процесс побуждения педагога к активной   педагогической   деятельности,   направленной   на   получение   нового качественного   результата   и   сфокусированной   на   достижении   личного   смысла   в профессии. 1. Приветствие ­ Игра на сплочение и поднятие настроения. Все педагоги становятся в круг,  ­ задание первое ­ передай рукопожатие по кругу,  ­ задание второе  ­ сказать соседу справа, что тебя с ним объединяет,  2 ­задание третье ­  сказать соседу слева, что тебя с ним различает? 2. Игровое упражнение «Качества»  Каждому   из   педагогов   необходимо  выбрать     2     качества,   которые   в   нем наиболее  проявляются  в  профессиональной деятельности  и положительно  влияют адаптироваться к современным требованиям, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке.  Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется   ни   одной   бумажки.   В   итоге   каждый   из   педагогов   получает   разное количество бумажек, а, значит, и качеств.  У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества помогают или могут помочь им в профессиональной деятельности?»  Задание на развитие профессионального потенциала педагогов «Кто я?» (результаты ответов педагогов)  Это   была   первая   попытка   самодиагностики   и   рефлексии   ваших   качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя, проявив лучшие профессиональные качества.  Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполняющие сложную деятельность в самых разнообразных условиях.   Для   приобретения   профессионализма   необходимы   соответствующие способности, желание и характер,  ГОТОВНОСТЬ ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЕ МАСТЕРСТВО. 3. Игровое  упражнение «Без маски» Цель упражнения: снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность,  сформировать и развить навыки искренних высказываний для анализа сущности  "Я". Это   упражнение   помогает   наладить   партнерские   отношения   в   коллективе, улучшить психологический климат коллектива. Психолог.  Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте   еще   раз   попробуем  поведать   друг   другу   что­то   о себе  без   всякой предварительной подготовки.  Инструкция:  Перед   вами   в центре   круга   стопка   карточек.   Вы будете по очереди   брать   по одной   карточке   и сразу   продолжать   фразу,   начало   которой  Ваше   высказывание   должно   быть   предельно написано   на вашей   карточке. искренним и откровенным!  Присутствующие будут внимательно  слушать вас, и, если   они   почувствуют   фальшь   в ваших   словах,   придется   взять   другую   карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым? Упражнение выполняется по кругу. 3 Содержание карточек: 1.«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...» 2. «Мне очень трудно забыть, но я...» 3. «Чего мне иногда по­настоящему хочется, так это...» 4. «Мне бывает скучно, когда я...» 5. «Особенно меня раздражает то, что я...» 6. «Мне особенно приятно, когда меня...» 7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...» 8. «Верно, что я еще...» 9. «Думаю, что самое важное для меня...» 10. «Мои друзья редко...» 11. «Я горжусь тем, что...» 12. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...» 13. «У меня возникает чувство сомнения, когда...» 14. «Я заслуживаю того.....» 15. «Я абсолютно уверенна, что......» 16. «Я пока не научилась......» 17. " Я всегда хочу быть...." 18. «Я всегда радуюсь......» 19. «Я стремлюсь к тому......» 20. «Я хочу научиться лучше...» 21. «Мне особенно приятно, когда меня...» 22. «По­настоящему мне хочется...» 23. «Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это...» 24. «Что мне больше всего нравится в себе, то это...» 25. «Мне очень трудно забыть..., но я...» 26. «Больше всего я люблю (умею)...» 27. «Мне хорошо, когда...» 28. «Я выхожу из себя, когда...» 29. «Я никогда не забуду день, когда...» 30. «Мне бывает стыдно, когда я...» 31. «Я чувствую себя неловко, когда...» 32. «Особенно меня раздражает, что я...» 33. «Я не очень хорошо умею...» 34. «Мне лучше помолчать, когда нахожусь...» 35. «В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...» Участники   делятся   эмоциями,   которые   возникали   во   время   выполнения упражнения. Психолог. Действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы   педагоги   и   для   нашего   профессионального   роста   мы   должны   учиться 4 понимать себя, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом. Путь к профессиональному росту, самосовершенствованию педагога лежит через познание себя. 4. Упражнение «Квадрат Декарта». Задумывались   ли   вы   над   тем,   что   так   или   иначе   днем   или   ночью   жизнь сталкивает   нас   с   разного   рода   задачами,   проблемами,   ситуациями,   требующими решения,   либо   с   вопросами,   ждущими   ответа,   либо   с   возможностями,   которые необходимо брать или отвергать.  Как сделать выбор способный привлечь в вашу жизнь наиболее благоприятные обстоятельства?   Ответом   на   данный   вопрос   является   эффективная,   действенная техника принятия решений «Квадрат Декарта».   «Квадрат   Декарта»  ­   это   простая   техника   принятия   решений,   требующая совсем   немного   времени.   Она   помогает   прояснить   значимые   критерии   выбора   и последствия каждого решения.  + + Что будет, если я приму решение? Что будет, если я откажусь от этого решение?                            _                              _ Чего не случится, если я приму это решение? Чего не случится, если я откажусь от этого решение? Рассмотрим   пример.  Вы хотите завести собаку, но у вас сомнения.  Для использования Квадрата Декарта вам понадобится листок бумаги, ручка   или   карандаш.   Как   только   эти   инструменты   будут   готовы,   вы   можете приступать к работе с Квадратом, которая подразумевает ответы на четыре основных вопроса.   Эти   четыре   вопроса   можно   образно   представить   как   четыре   пункта наблюдения за проблемой, с которых можно рассмотреть проблему с разных сторон и получить о ней наиболее объективное представление. И ещё: очень важно дать на каждый   из   четырёх   вопросов   как   можно   большее   количество   ответов,   т.к.   это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблемы. 1. Плюсы от получения желаемого.  Сбудется моя мечта детства. Научу его разным трюкам. Летом буду возить на дачу, и ходить с ней за грибами. 5 2. Плюсы от неполучения желаемого. Мне не надо будет менять как­то уклад своей жизни. 3. Минусы от получения желаемого. Не получится поваляться в кровати. Не смогу легко куда­то уехать. 4. Минусы от неполучения желаемого. У меня не будет друга, который будет ждать меня дома. Детская мечта не сбудется. На   самом   деле,   применять   Квадрат   Декарта   можно   не   только   к   сфере профессиональной деятельности, но и к любой другой области жизни. Но важно раз и навсегда   уяснить,   что   все   свои   ответы   нужно   именно   записывать,   а   не   отвечать мысленно. Во­первых, вы можете просто запутаться в своих ответах, а во­вторых, подсознание человека работает таким образом, что игнорирует частицу «НЕ», по причине   чего   велика   вероятность   допущения   ошибок.   Поэтому,   обязательно используйте листок и ручку, можно даже распечатать Квадрат в большом формате, и отвечать на каждый из вопросов в соответствующем секторе. А сам процесс записи ответов будет как бы конвертировать мысленные доводы и фантазии в логическую буквенную форму, что и окажет вам существенную помощь в принятии решения. «Рассмотреть проблему по «Квадрату Декарта». Хочу   надеяться,   что   данная   техника   поможет   вам   справиться   со   своими сомнениями. Принять решение просто, когда приоритеты расставлены, и видно, что важно, а что нет. 5. Участники переходят к выполнению упражнения "Дерево".  Задача:  развитие   групповой   сплоченности,   закрепление   коллективных взаимоотношений   в   группе,   развитие   рефлексии,   творческого   мышления, эмпатии.          Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое диагностирует место каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности. Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А­4 по числу участников группы.  Педагогам   предлагается   подумать   и   обсудить,  как   можно   из   отдельных листов   создать   общее   дерево   группы   (каждый   лист   нумеруется   по   количеству участников).   Затем   всем  членам   группы   дается   время   на  обсуждение  ­  какое дерево   группа   будет   рисовать  ­   и   предлагается  выбор   того   участка   дерева, которое каждый участник будет рисовать отдельно от остальных.  Педагоги разбирают свои листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом.      Когда рисунок готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно   общее   дерево.  Группа   внимательно   рассматривает   и   оценивает   свою коллективную работу. 6 Вопросы для обсуждения (в кругу): Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке? Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось? Что необходимо было для сотрудничества? Вы довольны общим результатом? Ведущий: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели   прислушиваться   к   мнению   большинства.   Именно   такие   качества   педагоги могут проявлять в общении со своими учениками и коллегами, чтобы было больше взаимопонимания и толерантности".  Ведущий: Мы играли, мы играли, мы немножечко устали… Психолог: Я вам буду зачитывать профессиональные высказывания, а вы  если согласны выполняете то действие, которое вам предлагается. 6. Упражнение для снятия напряжения и усталости.   Если   вы   думаете,   что   самым   богатым   ресурсом   для   обучения   взрослых является опыт ­ похлопайте в ладоши;  Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая ­ потопайте ногами;   Если   вы   уверены,   что   у   каждого   человека   свой   индивидуальный   стиль обучения ­ дотроньтесь до кончика носа;   Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети – кивните головой;  Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов ­ помашите рукой;   Если   вы   полагаете,   что   при   обучении   эмоции   не   столь   важны  –  закройте глаза;  Если вам нравиться обучаться и быть учеником ­ улыбнитесь. 7. Упражнение «Афоризмы ­ метафоры» Цель:  Определить профессиональное кредо и цель работы. Мотивация на дальнейшую продуктивную работу. 7 Из   перечня   афоризмов   необходимо   выбрать   один,   который   наиболее   точно отражает ваше профессиональное кредо или девиз по жизни, и объяснить, почему выбрали его. Афоризмы  Капля долбит камень не силой, а частотой.  Чем больше у меня работы, тем больше я учусь.  Один алмаз полирует другой.  Не мыслям нужно учить, а мышлению.  Дайте детству созреть в детстве.  Лучше изучить лишнее, чем ничего.  Идти к цели через опыт и учитесь на ошибках.  Даруй свет, и тьма исчезнет сама.  Понимание ­ начало согласия.  Делай свое дело и познай самого себя.  Час работы научит большему, чем день объяснений.  Наша личность ­ это сад, а наша воля ­ его садовник. Рефлексия: Было ли упражнение трудным? Что вызвало затруднения? 8. Упражнение «Я в тебе уверен» Психолог.   Все   педагоги   становятся   в   круг.   Вам   нужно   подумать   и   сказать соседу   слева   или   справа   фразу,   по очереди   высказывайтесь,   каждый   раз   начиная фразу   следующими   словами:   «Я уверена,   что ты...»   Например:   «Я уверена,   что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо   мне   плохо».   Еще   раз   подчеркну,   что   вы говорите   по одной   фразе,  передавая слово друг другу. Рефлексия ­  Что вы чувствуете сейчас? ­ Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения? ­ Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным? 9. Упражнение «Профессиональное будущее» Цель: формирование профессиональной мотивации 8 Ведущий:   Вы сегодня   поделились   многим   со мной,   и мне,   в свою   очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память. Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора. Монета — повышение зарплаты; Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям; Перо — обобщение опыта; Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств; Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности; Конфета — установка на профессиональные перспективы; Краски — активная профессиональная позиция; Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье. В заключение  нашего тренинга мне бы хотелось предложить  вас послушать одну притчу…………. 10. ПРИТЧА О РАБОТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ  Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер не стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с лёгкостью проехал через ту самую трясину. Магнат изумился и спросил крестьянина:  — В чём сила твоих лошадей? И тот сказал ему:  —   Ваши   лошади,   хоть   и   сильны   в отдельности, но все — разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в   свою   сторону   —   стегнёшь   одну,   а другая этому только радуется.  А  у меня лошадки простые, одной масти   –   кобыла   со   своим   жеребёнком. Чуть пригрозишь  кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом. 9 Так и в любом коллективе: если в нем все порознь, то, сколько бы людей ни было, больших результатов не достичь. И наоборот — сообща, даже малым числом можно достигать больших результатов. Выводы: Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других. Коллектив – одна семья, единое целое. Человека   следует   воспринимать   таким,   какой   он   есть,   со   всеми   его достоинствами и недостатками. Критика   нужна,   но   конструктивная   и   с   учетом   особенностей   восприятия   ее каждым лицом Упражнение 11. Рефлексия «Цветное настроение» Перед участниками лежат сердечки разного цвета. Предлагается   выбрать   сердечко   того   цвета,   который   характеризует   ваше внутреннее   состояние,   настроение   на   данный   момент   (после   проведенных упражнений).   Ведущий   зачитывает   характеристики   каждого   цвета,   после   чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе. Характеристики цветов: Черный ­ Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив. Коричневый  – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах. Красный  –   Вы   находитесь   в   состоянии   возбуждения,   безудержной   радости, эйфории. Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе». Зеленый  –   Состояние   умиротворения,   спокойствия,   расслабленности, душевного равновесия.         Далее подводится итог всего занятия, участники делятся своими ощущениями и впечатлениями.  Литература 1. Левошко И. Давайте жить дружно. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г. 2. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. –Газета “Школьный психолог”  № 22, 2003 г. 3. Мардер Л. Тренинговое занятие “Профессия и личность”. 4. Хусид А. Патриот самого себя. – Газета “Школьный психолог” № 38, 2002 г. 10
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: