Жостовская
История возникновения. История Жостовского промысла восходит к началу ХІХ в., когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. ...существует с 1825 г.››
В 1830 г. появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью – производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось.
Лучшие мастера народного промысла бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность – это уникальный жостовский букет.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью. Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок››, «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Жостовская роспись наносится сегодня не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо. Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь).
Одной из тем в подносной росписи стало изображение пейзажных видов, летних и зимних троек. Эта тема закрепилась в 1850-1860 гг. как общепринятый канон в сознании подносных мастеров.
Пейзажная роспись хорошо узнаваема по своей декоративной условности изображения, по своему сказочному и одновременно романтизированному мироощущению.
Новое художественное направление, воспринятое в ХІХ в. Как национальный, истинно русский стиль, не отвергало практику написания пейзажа, троек применительно к кустарному производству. Наивность композиции, упрощенная живописная техника (маховое письмо) рассматривались как художественно-актуальное проявление исконной традиции подлинно русского искусства и чисто народного духа в кустарной промышленности.
Папье-Маше. В начале ХІХ в. в селе Осташково возникло заведение лакового дела О.В. Вишнякова. Шкатулки, портсигары, сухарницы, вазы и другие изделия из папье-маше являлись предметами всеобщей моды на употребление красивых лаковых вещиц.
Живопись носила исключительно копийный характер. В качестве образцов использовались наиболее популярные картины, гравюры, рисунки и литограммы русских и западноевропейских художников.
Подражание художественным особенностям и техническим приемам лаковой миниатюры на папье-маше формирует в среде крестьянских живописцев соответственное понимание прекрасного.
Это рождает универсально удобную схему росписи на изделиях: цветочные букеты, пейзажи, архитектура.
В 1830 г изделия на металле полностью вытеснили изделия на папье-маше.
Кованые подносы. Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от творческого варьирования коваля.
Сюжет живописи на кованом подносе – исключительный, выполняется художником в единственном экземпляре. В редких случаях художник может сделать список с уникального подноса, но точной копии все равно не получится.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом.
Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты.
Изготовление подносов. Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля (при создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера, в которой вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ). Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.
Подготовка под роспись. Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.
Художественная роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой.
Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевка сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
Нанесение орнамента. Борт подносов украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
Отделка. На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.