"Мир, который создаёт учитель"
Оценка 4.6

"Мир, который создаёт учитель"

Оценка 4.6
doc
22.05.2023
"Мир, который создаёт учитель"
мир, который создает учитель.doc

Мир, который создает учитель

Введение

-Что такое открытие в науке?

-По словарю Ожегова открытие – это то, что открыто, вновь установлено, найдено.

 -В каких областях могут быть открытия?

 -Открытия могут быть в области медицины, истории, математики, техники, космоса и так далее.

-А кто совершает открытия?

-Открытия совершают ученые.

-Кто такие ученые?   

-Согласно словарю Ожегова ученый- это много знающий, образованный человек.   

-Как он таким становится?

-Чтобы стать образованным человеком нужно учиться.

-А кто учит ?

-Учат учителя. 

Ни для кого не секрет, что в мире существует много различных профессий. Но одна из них такая, без которой, ни один человек не обходится. Это учитель. Каждого человека, который сделал открытие, учили учителя. Без него не будет ни врача, ни юриста, ни космонавта, ни ученого, который сделает открытия… Быть учителем очень трудно. Он должен обладать такими качествами как доброта, любовь к детям, терпение. Хороший учитель отличается не только знанием своего предмета, но и умением преподнести его так, чтобы ученики поняли. Этот год объявлен годом учителя и нам хотелось  бы обратиться к этой теме на примере художественных произведений.                                                              

«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники»,- так писал Т.Фуллер. Целый ряд писателей обращается к «школьной» теме, в которой ведущая роль принадлежит учителю. К учителю были применимы выражения «вторая мама», «второй папа», «старший друг».

В данной работе мы постараемся показать, каким предстаёт учитель на страницах отечественной литературы, каким видят учителя современники. Именно этим обуславливается актуальность исследования. Актуальность продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в развитии личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».                                                                                                                  Цель работы – проанализировать образ учителя в отечественной литературе.                              Задачи:                                                                                                                                                      -рассмотреть  становление учительства в прошлом;                                        - описать образ учителя в отечественной  художественной литературе;                                               -проанализировать образ учителя   на современном этапе.                                                                   Предмет изучения: учитель на страницах отечественной литературы.                                            Объект  изучения: образ учителя в произведениях С.Маршака, Л.Толстого, Н.Носова, В.Драгунского.

Методы исследования: обзор художественной литературы; обзор материалов по теме исследования; анализ и обобщение собранного материала, анкетирование учащихся.

 

 

Из истории

         Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень  давно. Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя.   Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи.                                                                                                                                                                    Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия - было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.                                                                                                                                  

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц. В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

 


Образ учителя в художественной литературе

   Во все времена теме учитель уделялось большое внимание. В своих произведениях писатели показывают, какое значение на нас и нравственность оказывают учителя.

С.Маршак. «Двенадцать месяцев»

Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. В мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью. Пытается донести до Королевы знания, вопреки её желанию остаться в неучах. Описан как добродушный человек, возможно, он единственный, кто любит Королеву такой, как она есть и желает ей добра. Олицетворение ученого, который много знает, но подчиняется власти, хоть и понимает, насколько абсурдны ее желания. Он вполне может повернуть реки вспять и осушить болота, знает, к чему это приведет, но не может отказать власти в лице королевы.

 

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Ольга Николаевна – яркий пример идеального педагога. Она не просто делает свою работу, а по-настоящему любит и поддерживает своих учеников. Читатель это понимает с первой страницы, когда рассказчик говорит о том, что она переводит его в следующий класс, несмотря на неуспеваемость по арифметике. Учительница берет с него обещание заниматься математикой летом. Такое доверие к ученику заслуживает уважения. Вот только главный герой не оправдывает ее ожиданий, хотя и не специально. Кто-то может назвать такое поведение учителя наивным, однако оно оправдается, но со временем. Терпение и вера Ольги Николаевны поможет ученикам поверить в свои силы. «Если желание есть, то осилишь! – так говорила добрая учительница.                                                                                                                 
Автор показывает, что дети любят Ольгу Николаевну, ведь они от души рады ее видеть после каникул. Ребята с радостью делятся с нею своими историями о том, как он провели лето. Классный руководитель слушает всех, и только иногда спокойно делает им замечание, что не надо шуметь.                                   
Дети уважают учительницу и боятся ее недовольства, хотя у нее и хороший характер. Ведь она может быть и строгой в воспитательных целях. Поэтому когда на стене класса появляется карикатура морячка, все переживают, что их одноклассника накажут и больше не разрешат рисовать. Однако учитель находит гуманный правильный выход – виновный закрашивает карикатуру, но продолжает рисовать для школьной стенгазеты. Ведь одна ошибка не должна портить человеку жизнь. И это по-настоящему умное педагогическое решение.                                                                                                                        
Гуманно поступает классный руководитель и тогда, когда Витя и Костя обманули всех. Костя притворялся больным, чтобы не ходить в школу, а Витя его прикрывал. Главный герой по примеру друга стал списывать домашние задания. Таким образом оба мальчика стали неуспевающими учениками. Но учитель опять поверила им и дала второй шанс. Ребята оценили ее доверие, приняли помощь – и стали усердно учиться. И четвертый класс они закончили с одними только пятерками. Дети понимали, что они смогли добиться этого благодаря тому, что Ольга Николаевна их хорошо учила, а они хотели учиться.                                                                             
Образ Ольги Николаевны – образ идеального учителя, который заинтересован в том, чтобы ее ученики не просто отлично учились, а и стали хорошими людьми. Она понимает, что озорство детей – это нормально, и нельзя за это их слишком сурово наказывать. А надо уметь найти правильный подход к ним, направить на правильный путь.

Л.Толстой «Филиппок»                                                     

Мальчик пришел в класс, в котором учился брат, но учитель, встретил его сначала не очень доброжелательно. Скорее всего, он подумал, что это просто прихоть ребенка, но вскоре изменил свое мнение.                                                     Учитель , когда  узнал от ребят о желании мальчика учиться, проявил мудрость. Филиппку он разрешил занять лавку рядом с Костей, а дальше учитель поговорил с матерью мальчика, и в конце рассказа он наравне с другими учениками посещает занятия. В этом рассказе мы видим благородного учителя.

В.Драгунский «Главные реки»

Начав занятия, преподаватель сразу же вызвала к доске Дениса, который, проиграв накануне весь день с воздушным змеем, не подготовил домашнее задание. Мальчик решил слукавить, надеясь, что учитель не вспомнит, какое именно задание надо было выучить, и приступил к декламированию пушкинского стихотворения, а не некрасовского. Учительница прервала ученика и попросила его уточнить автора и название заданных на дом стихов. Дениска в надежде взглянул на лучшего друга Мишку, который с помощью мимики пытался подсказать приятелю, что нужно читать стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок». Денис напряженно вслушивался в шепот Мишки, но смог разобрать лишь слова «мужичонка с ноготком», произнеся которые развеселил всех одноклассников и учительницу.                                                                                                                  Строгий преподаватель решила дать Дениске еще один шанс на получение хорошей отметки и задала ему вопрос о крупных реках, протекающих в Америке. Так как и это домашнее задание не было выполнено мальчиком, он не знал правильного ответа. От сильного волнения и стыда Денис даже начал ощущать боли внизу живота и головокружение. На помощь снова пришли друзья, попытавшись написать на газетном клочке правильный ответ, но Дениске снова не повезло, он смог прочить только Миси-писи вместо названия реки Миссисипи.                                                                                           Класс взорвался заливистым смехом вместе с учительницей, которая, несмотря на комическую ситуацию, в воспитательных целях все же поставила Кораблеву двойку за несделанное домашнее задание.                                  Очень долго весь класс смеялся и Дениска решил, что он всегда будет учить уроки до самой старости.                                                                                             

 

Социальный опрос

Мы провели анкетирование  учеников своего класса (27 человек). Мы решили провести этот опрос , чтобы узнать отношение учеников к профессии учителя , какими качествами должен обладать учитель, какие отношения должны быть между учеником и учителем.                                                             

Отношение к учителю:

 

 

 

 

 

 

 

 

Престиж профессии учителя:

 

 

Положительные качества учителя:

 

 

Отрицательные качества учителя:

Участие учителя в воспитательной работе:

 

 

Отношения между учеником и учителем:

 

Вывод: большинство учеников (74%) ответили , что профессия учителя пользуется уважением .   37% считают профессию учителя престижной , а 63% ответили обратное . Самые популярные качества , которыми должны обладать учителя , по мнению учеников : доброта (32%) , понимание (16%) , терпение (22%), справедливость ( 14%) и другими качествами .  Отрицательные качества отметили ученики: злость (10%), грубость (15%), равнодушие (20%) и другие. 85% учащихся  считают , что учителя помимо преподавания должны заниматься воспитанием учеников .  53 % человек  ответили , что между учеником и учителем , должны быть дружеские , неформальные отношения , а 47% считают , что учителям следует “держать дистанцию”. 

 

 

      О профессии учителя я знаю не понаслышке: прапрабабушка Гудзецкая Майя Семеновна   и прадедушка Гудзецкий  Георгий Васильевич - были учителями.  Их педагогический путь начался в далеком 1962 году после окончания пед.училища в городе Немирове.  По распределении. Они переехали в Казахскую республику.Там прадедушка обучал детей физической культуре и труду, а прабабушка – русскому языку и литературе. Через несколько лет они поступили в Кустанайский пед.институт. Затем работали в Смоленске в школе №21. Прадедушка работал учителем истории, прабабушка-  русского языка и литературы.. Здесь они организовали хор и танцевальный ансамбль, который в скором времени занял призовое место в областном конкурсе творческих коллективов. Прадедушка сам обустроил кабинет истории. В нем висели темные бархатные шторы, которые при помощи пульта управления закрывались, создавая темноту, для просмотра исторических фильмов, показываемых через диапроектор, на опускающемся автоматически экране. Благодаря этой разработке кабинет занял 1 место на всероссийском конкурсе кабинетов. Через некоторое время прадедушка получил звание «Заслуженный учитель РФ». Он закончил пед.деятельность в возрасте 70 лет. Прабабушка перешла работать в школу №31 заместителем директора по учебной работе, продолжая преподавать русский язык и литературу, прививая любовь к этим предметам. Свою пед.деятельность прабабушка закончила в 75 лет.

У нас в школе много учителей. О некоторых из них хотелось бы рассказать.  Музыку у нас ведет замечательная учительница Виктория Юрьевна. Она добрая , отзывчивая, очень хорошо знает свой предмет.  На её уроках, слушая музыка, мы можем грустить и радоваться. Виктория Юрьевна интересно рассказывает о композиторах, жанрах музыки. Мы ей говорим спасибо за уроки, терпение, понимание.

 

Елена Сергеевна -  наша учительница по изобразительному искусству.  Она хорошо рисует, доступно объясняет,  как рисовать. Эти уроки интересны, познавательны, так как Елена Сергеевна очень творческий человек. Спасибо, что этот путь Вы проходите с нами, помогая нам во всем.

 

 Наша любимая учительница  -  это Людмила Владимировна. Она ведет русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, технологию.  Наша учительница самая замечательная. Она добрая, умная, справедливая. Она столько знает! Все ученики нашего класса любят нашу учительницу. На уроках Людмила Владимировна понятно и интересно объясняет тему урока. За годы обучения я узнал много нового и интересного. Через год мы перейдём в пятый класс, и мы очень хотим, чтобы у нас были такие учителя, как наша Людмила Владимировна.

 

      

Заключение

     Проанализировав литературные произведения можно сделать вывод, что писатели сумели раскрыть качества учителя со всех сторон. При этом показали учителя, который обладает положительными и нравственными качествами.

     Очень важно, чтобы мы, ученики, , уважительно относились   к учителям, к их труду.               

      Проблема взаимодействия педагога с учениками до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.  Своё выступление хотим закончить слова Н.А.Некрасова:

 

Учитель!

Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

 

 

 

 

Список литературы

1.Амлинский В.И. «Тучи над городом встали» - М., Современник,1989

2.Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.

3.Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986

4.Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/В.И.Лещинский , С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.

5.В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.

6.Фонвизин Д.И. «Недоросль» . Детская литература , 1979

7. Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Исторически образ учителя

 Отношение к учителю в прошлом

2.Образ учителя в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль»

3.  Образ учителя в произведении В.И.Амлинского «Тучи над городом встали»

4.Образ учителя в произведении В.П.Астафьева «Фотография , на которой меня нет»

5. Образ учителя в произведении В.Быкова «Обелиск»

6.  Образ учителя в произведении В.Распутина «Уроки французского»

7. Социальный опрос

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

 

 

Выполнила

ученица 10 класса Б

МБОУ «СШ №26

им.А.С.Пушкина»

Ершова Елизавета

Учитель: Якушева Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 


Скачано с www.znanio.ru

Мир, который создает учитель

Мир, который создает учитель

Предмет изучения : учитель на страницах отечественной литературы

Предмет изучения : учитель на страницах отечественной литературы

Тут можно назвать такие имена, как

Тут можно назвать такие имена, как

Однако учитель находит гуманный правильный выход – виновный закрашивает карикатуру, но продолжает рисовать для школьной стенгазеты

Однако учитель находит гуманный правильный выход – виновный закрашивает карикатуру, но продолжает рисовать для школьной стенгазеты

Строгий преподаватель решила дать

Строгий преподаватель решила дать

Положительные качества учителя:

Положительные качества учителя:

Отношения между учеником и учителем:

Отношения между учеником и учителем:

У нас в школе много учителей.

У нас в школе много учителей.

Список литературы 1.Амлинский

Список литературы 1.Амлинский

Содержание Введение 1.Исторически образ учителя

Содержание Введение 1.Исторически образ учителя

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2023