Использование современных образовательных технологий
на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ
Введение.
Актуальность современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ
Закон РФ «Об образовании» устанавливает : «Получение детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ»
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, способной обеспечить эффективные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ОВЗ – это дети , имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии, в том числе и дети с ЗПР.
Задача педагогов, работающих с такими детьми, состоит в том, чтобы создать такую модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Известно, что в последнее время количество детей с ЗПР не только не снизилось, но неуклонно растет. К таким детям нужен особый подход, но абсолютно такое, же отношение, как к детям с нормальным развитием.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов, приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса в работе учителя.
Цель : обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ для освоения ими АООП НОО;
• обеспечение доступности получения начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ОВЗ, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся c ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ОВЗ– наиболее многочисленная и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ОВЗ определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка.
Выделяют:
- когнитивные (познавательная сфера) составляющие (владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире;
- энергетические составляющие (умственная активность и работоспособность);
-эмоционально-волевую сферу (направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания).
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
· получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
· получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
· психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
К специфическим потребностям относятся:
· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
· гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· развитие познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
· обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ, можно открыть ему путь к получению качественного образования
Принципы и подходы на уроках русского языка обучающихся с ОВЗ
В её основу заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу положены следующие принципы:
-принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО обучающихся с ОВЗ ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
-принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ОВЗ всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ предметные результаты должны отражать:
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
8)
Использование технологий в условии единства организации урочной и внеурочной деятельности.
Используемые образовательные технологии:
1. Проблемно-диалогическая технология.
2. Проектно-исследовательская.
3. Технология оценивания образовательных достижений (портфолио).
4. Активные формы обучения (организация работы в группах).
5. Информационно-коммункационные технологии.
6. Игровые технологии.
7..Здоровьесберегающие технологии.
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить обучающихся с ОВЗ ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы.
Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.
Технология оценивания образовательных достижений (личных учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся с ОВЗ за счёт изменения традиционной системы оценивания. У обучающихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление обучающихся от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию обучающегося.
Технология оценивания реализуется через подготовку и участие школьников в дистанционных олимпиадах для детей с ОВЗ по учебным предметам, предусмотренных самооценкой личного портфолио достижений.
Проектно-исследовательская технология побуждает обучающихся с ОВЗ проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями и навыками. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Основные задачи, которые решаются при использовании проектного метода на уроках, позволяют детям:
— развивать собственные исследовательские навыки и умения: собирать необходимую информацию, уметь её анализировать, делать выводы и заключения;
— развивать навыки публичного выступления;
— развивать творческий потенциал, коммуникативные компетенции при создании коллективных творческих проектов;
— формировать метапредметные компетентности при создании проектов по учебным предметам.
Активные формы обучения (организация работы в группах) предусматривают работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Использование на уроках информационных технологий позволяет оперативно сочетать разнообразные средства, что, в свою очередь, способствует более глубокому и осознанному освоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.
Игровые технологии используется в следующих случаях: в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела) в урочной и внеурочной деятельности в системе используют все педагоги начальной школы.
Здоровьесберегающие технологии - проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания. «В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки…».
Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника. Великий Иван Петрович Павлов говорил, что в педагогике, как и в лечении, главное – постепенность и тренировка. Постепенно, последовательно, от самого простого к сложному, абстрактному до выработка прочного навыка - такова логика построения урока закрепления знаний.
Поделимся опытом работы по применению форм, методов и приёмов на этапах применения и закрепления знаний. Это выполнение типовых, конструктивных и творческих заданий.
Разделение типов заданий для учащихся и для учащихся с ОВЗ происходит на этапах актуализации знаний и этапах применения и закрепления знаний. Именно на этих этапах необходимо дифференцировать задания для всех учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Итак, какие формы, методы и приёмы наиболее эффективны, приемлемы, результативны?
Цель этапа применения и закрепления знаний в знакомой ситуации - организация деятельности учащихся по применению и закреплению знаний при выполнении типовых заданий. На данном этапе обучающиеся выполняют типовые задания на закрепление изученной темы, работают у доски, в то время как учащиеся с ОВЗ выполняют типовые задания самостоятельно или в парах, используя алгоритм, словари, материал учебника, проверяют выполненные задания по эталону, осуществляют взаимопроверку. Учитель обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, помогает составить план действий. Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают возможность проводить многократное повторение материала. Дидактическая игра является одной форм обучения детей. Она развивает самостоятельность и активность, позволяет давать посильное задание каждому ребёнку. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.
Обучающиеся |
Обучающиеся с ОВЗ |
Отгадайте загадки, найдите слова с изучаемой орфограммой, объясните: Встаёт на заре, поёт во дворе (петушок. Спереди - пятачок, сзади – крючок, посередине спинка, а на ней щетинка (свинья) |
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.
Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала. Например, такой приём, как «цветной» диктант.
Обучающиеся |
Обучающиеся с ОВЗ |
«Цветной» диктант. Записывают слова под диктовку
Найдите поле для «цветного» диктанта. Если в слове пишется ОК, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если ЕК – красным.
Замоч.к, ореш.к, конч.к, ёж.к, платоч.к, вагонч.к, дожд.к, куст.к, ключ.к, сарайч.к, листоч.к. |
«Цветной» диктант. Учащиеся с ОВЗ получают карточки. Слова с пропущенными буквами.
Найдите поле для «цветного» диктанта. Если в слове пишется ОК, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если ЕК – красным. Замочек, орешек, кончик, ёжик, платочек, вагончик, дождик, кустик, ключик, сарайчик, листочек.. |
Ученики осуществляют самопроверку «цветного» диктанта и ставят себе отметку. Практический опыт показывает, наиболее эффективным средством повышения грамотности учащихся является комментированное письмо. Софья Николаевна Лысенкова писала: «Если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль». При многократных повторениях дети с ограниченными возможностями здоровья постигают трудный материал и не отстают от класса. Учащиеся, справившиеся с комплексом типовых заданий, переходят к выполнению конструктивных заданий повышенного уровня. Из форм работы по выполнению конструктивных заданий - использование интерактивных тренажёров, когда учащиеся с овз сами осуществляю проверку выполнения заданий. Использование универсального приёма «Морфологический ящик» позволяет учащимся конструировать новые слова, видеть состав слова. Например, это сбор частей слова для конструирования новых слов по теме «Правописание суффиксов ОК, .ЕК». Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а детям приходится добывать его самим.
Обучающиеся |
Обучающиеся с ОВЗ |
Учащиеся работают самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.
|
Учащиеся с ОВЗ работают в парах с консультантом. Конструируют имена прилагательные с Н или НН из предложенных морфем. |
Комплексная работа с текстом является важной работой на каждом уроке. Учащиеся работают самостоятельно, выполняют следующие задания к тексту (на слайде) осуществляют взаимопроверку. Обучающиеся с ОВЗ получают упрощённый вариант (задания меньшего объёма), работают в парах, фиксируют затруднения, получают консультации учителя или учеников-консультантов.
Обучающиеся |
Обучающиеся с ОВЗ |
1.Докажите, что это текст. 2. Определите его тему, основную мысль. 3. К какому типу речи относится данный текст? Докажите это. 4. Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм. 5. Объясните графически употребление запятых в 1, 4 предложениях.
Идет по лесу еж.к-шутник, держит в лапках конч.к шнурка. Шнуроч.к ползёт за ним, как хвост.к. На пути встретился ёж.ку бараш.к. -А зачем это ты, ёж.к, шнурок за собой тащищь? Ёж.к посмотрел на него и ответил: -А что, мне его перед собой толкать? |
1. Определите тему текста, основную мысль.
2. Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм.
Идет по лесу еж.к-шутник, держит в лапках конч.к шнурка. Шнуроч.к ползёт за ним, как хвост.к. На пути встретился ёж.ку бараш.к. -А зачем это ты, ёж.к, шнурок за собой тащищь? Ёж.к посмотрел на него и ответил: -А что, мне его перед собой толкать? |
При работе с текстом применяем приёмы визуальной организации материала. Например, для выделения основной мысли текста, ключевых слов используется приём «Маркировка текста». Выполнение таких заданий формируют внимательность, наблюдательность, усидчивость.
Следующий этап – это этап применения и закрепления знаний в новой (проблемной) ситуации (выполнение творческих заданий). При организации познавательной деятельности на этом этапе наиболее приемлемой является групповая форма. Учащиеся выполняют задания творческого, проблемного характера в группе. Демонстрируют результат публично, осуществляют самомооценку собственной деятельности, оценку деятельности группы. Обучающиеся с ОВЗ включаются в работу группы, выполняют задания руководителя группы. Групповая форма организации познавательной деятельности способствует формированию коммуникативных умений, развитию социальной активности, толерантного отношения детей друг к другу. В таблице представлены разные типовые задания с выбором ответа.
Обучающиеся |
Обучающиеся с ОВЗ |
Проблемные задания с выбором ответа Отметьте строку, в которой все слова имеют суффикс –ин а)горош.к, звоноч., куб.к; б) шалаш.к, мешоч.к, веноч.к,; в) сад.к, осл.к, гвозд.к.
|
Проблемные задания с выбором ответа
Вставьте пропущенные буквы, найдите «третьее лишнее». а) человеч.к, кусоч.к, куб.к ; б) ромб.к, веноч.к, ёж.к ; в) тюб.к, столб.к, сыноч.к.
|
Проблемные задания с выбором ответа формируют умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию, развивают словесно-логического мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Работа по развитию речи должна быть составной частью любого урока, так как ограниченный словарный запас и недостаточно развитая устная и письменная речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются причиной возникающих трудностей при создании собственных текстов. Обязательными являются следующие задания:
Принципы работы с обучающимися с ОВЗ
Заключение Я считаю, применение новых образовательных технологий - это неотъемлемая часть уроков русского языка и литературы. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Использованная литература 1.Под редакцией Литвака А. Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сборник научных трудов. – Л., 1981. 2.Левитес. Д. Г. Практика обучения современным образовательным технологиям. – М., 1998. 3.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 г. 4.Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения : книга для учителя : из опыта работы / С. Н. Лысенкова. — Москва: Просвещение, 1988. — 192 с. : ил. — (Творческая лаборатория учителя)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №39»
Методические рекомендации по обучению русскому языку детей с ОВЗ
Выполнили учителя начальных классов:
Ершова Людмила Владимировна
Шпилькина Татьяна Геннадьевна
Смоленск
2023
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.