«Мир музыки- прекрасный мир!» 2 -3 класс

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • rtf
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: начальное общее образование Целевая аудитория: Учитель, библиотекарь, воспитатель Класс(ы): 2 класс, 3 класс Предмет(ы): Музыка, изобразительное искусство, искусство Цель урока: научить слышать песенность в произведениях Э. Грига. Тип урока: Комбинированный урок Учащихся в классе (аудитории): 25 Используемое оборудование: иллюстрации русских художников на тему природы; запись «Утро» Э. Грига; альбомы, кисти, краски; мультмедиапроектор, компьютор. Используемые ЦОР: слайдовая презентация Краткое описание: на данном уроке учащиеся знакомятся с понятием песенность в музыке и живописи
Иконка файла материала Мир музыки- прекрасный мир!.rtf
Характеристики урока (занятия) Уровень образования:  начальное общее образование Целевая аудитория:  Учитель, библиотекарь,  воспитатель  Класс(ы):  2 класс, 3 класс Предмет(ы): Музыка, изобразительное искусство, искусство Цель урока:  научить слышать песенность в произведениях Э. Грига. Тип урока:  Комбинированный урок Учащихся в классе (аудитории):  25 Используемое оборудование:  иллюстрации русских художников на тему природы; запись «Утро» Э. Грига;  альбомы, кисти, краски; мультмедиапроектор, компьютор. Используемые ЦОР:  слайдовая презентация Краткое описание:  на данном уроке учащиеся знакомятся с понятием  песенность в музыке и живописи Урок 4 Тема: ПЕСЕННОСТЬ В ВОКАЛЬНО­ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ Цель: научить слышать песенность в произведениях Э. Грига. Оборудование: иллюстрации русских художников на тему природы; запись  1«Утро» Э. Грига; альбомы, кисти, краски. Организация урока: построение перед классом, вход под музыку «Скворушка  прощается», музыкальное приветствие (пропеть: «Здравствуйте, ребята», дети:  «Здравствуйте»). Ход урока I. Работа по теме урока. Звучит «Утро» Грига. ­     Какая это музыка? (Песенная ­ хочется подпеть, светлая, мягкая, нежная,  завораживающая,  волшебная и т. д.) ­     Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или  танцевальности? (Песенности, маршевости нет вообще, а танцевальностъ  присутствует в очень малом количестве, т. к. темп музыки медленный, но в  принципе можно и станцевать под такую мелодию, например, танец  распускающегося цветка или зеленого листочка.) ­     Что такое утро? (Зарождение дня, начало его, солнце встает, пробуждение  спящей природы и жизни.) «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte  солнце прорывается сквозь облака» ­ Э. Григ. ­     Какой характер у такой мелодии? (Ласковый, лирический, напевный,  песенный.) ­     Если бы мы с вами были композиторами, какие средства музыкальной  выразительности мы использовали бы, чтобы написать музыку «Утра»? 2Мелодия ­ плавная. Ритм ­ ровный. Лад ­ и минор, и мажор подходит, но минор нежнее. Регистр ­ высокий, средний. Звуковедение ­ плавное. Темп ­ медленный, спокойный. Динамика ­ тихо, очень тихо. ­     Как бы звучала такая музыка? (Любовно, трепетно, волшебно, приветливо,  доверчиво, бархатно, хрустально.) Можно пользоваться таблицей эмоциональных настроений. ­     А теперь давайте послушаем, как норвежский композитор Эдвард Григ  описал утро в своем музыкальном произведении, сюите «Пер Гюнт». Эта музыка  сочинена к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Пьеса, которая рассказывает  поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде  разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба! Но свет  далекой родины притягивает Пера... Из музыки к спектаклю композитор  составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины, т. е. что  такое «сюита» (Дети отвечают: произведение, состоящее из нескольких му­ зыкальных картин.) ­     В прошлом году мы слушали сюиту М. Мусоргского «Картинки с выставки»  и рисовали избушку на курьих ножках, невылупившихся птенцов, помните?  Сюита ­ это, можно сказать, цикл разнохарактерных инструментальных пьес.  3Раньше сюиты состояли из нескольких разнохарактерных танцев. Сначала, в  середине сюиты танцевали, потом стали и танцевать, и слушать. В сюите че­ редовались веселые танцы с медленными, а слово suite французское, означает оно «последовательность», в каждой сюите танцы были расположены в определенном порядке. Иногда в сюите могут встретиться и нетанцевальные части. Много  старинных сюит написали в XVIII веке И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Сочинялись  сюиты для клавесина, лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех  времен, а иногда и для маленького оркестра. Прослушивание картины «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. ­     Обратите внимание на необыкновенную певучесть плавной мелодии «Утра», ее устремленность ввысь с постепенным все нарастающим  просветлением музыки. Если бы вы  владели музыкальной грамотой, играли на  инструменте, знали гармонию и другие музыкальные науки, вы вполне смогли бы  быть настоящими композиторами и сами сочиняли бы музыку. Возможно, вы и не знаете в себе такого таланта, а он есть. Все нужно развивать в себе, все умения,  чтобы потом выбрать себе занятие, или хобби, или даже профессию в  соответствии со своими талантами и интересами. Скажите, а какие украшения  вы заметили в музыке профессионала? (Деревянные и струнные инструменты –  всплески, как звездочки.) ­     А теперь, раз мы выяснили, что музыкально мы люди более­ менее  одаренные, попробуем еще и изобразить утро в своих альбомах. Откройте их и  приготовьте (размочите) краски. А пока они будут размокать, послушайте  стихотворение. Задремали звезды золотые, 4Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!”   ­     А теперь посмотрите, как пробуждение природы изобразили художники  (показ иллюстраций). ­     Какие цвета выбирали они для своих картин? (Зеленый, бледно­розовый,  желтый, голубой и т. д. Природе — темные тона, она еще погружена в сон.)  Рисуем утро в альбомах. Кто хочет нарисовать солнце, проведите линию  горизонта. Она может быть выше середины листа или прямо посередине, так  удобнее. То, что выше этой линии ­ небо, а снизу ­ земля или вода. Рисуем  методом «а ля прима», т. е. рисуем сразу кисточкой на листе слева направо про­ водя линии лучей. Сначала рисуем солнце в середине линии или там, где вы его  5видите на своем рисунке. Вокруг него желтые, оранжевые полосы. Краска будет  растекаться, и четких границ у линий не будет, а будет плавный переход из  одного цвета в другой. Внизу можно нарисовать спящий лес, реку, деревню, кто  что пожелает. Приступаем к работе. Дети рисуют под грамзапись «Утро» Э. Грига. ­     Вдохновляет ли вас музыка? (Да.) Помогает она вам фантазировать? (Да.)  Рисуем в тишине, утром природа не любит шума. Не мешайте ей просыпаться. II. Итог урока. 1. Обобщение: в песенной музыке главное ­ мелодия, по объему песенность  больше, чем песня. Ее можно петь на гласный звук «а», «о» и т. д. 2. Понравился вам урок? Что было для вас сложным сегодня? Почувствовали вы, что такое песенность вашей душой? Оформляется стенд «Рисуем музыку».  Выход под музыку, тихо, на цыпочках. 6

Посмотрите также